8 мин.

Поворот не туда

Это вовсе не подборка лучших крэш-моментов Пастора Мальдонадо или каких-нибудь других безголовых рента-драйверов, как можно было подумать из названия. Это не история о том, как Кими Райконен повернул не туда, возвращаясь на трассу после вылета. И это отнюдь не спин-офф известного ужастика в реалиях и лицах  Ф1, хоть многие и говорят, что это именно так.  И это даже не новое нытье по поводу очередных фортелей регламента (хотя и этого немного будет). Это просто рассуждение о том, когда, как и почему Формула-1 потеряла свой неповторимый лоск королевских автогонок.

 

старт

Нет, от этого Ф1 быть венцом картинга, шедевром технологического искусства и пилотирования быть не перестала. В ней по-прежнему все лучшие механики, большинство лучших гонщиков (да, все-таки большинство, ведь в какую сторону будет сравнение Эрикссона и ди Ресты, например?), самые большие деньги, которые вдуваются в это вид спорта, зачастую не особо надеясь на отдачу. Но все же что-то неуловимо изменилось. Каждое Гран-При уже не встречает каждого зрителя атмосферой уникальности исторического события и праздника технологий и человеческого духа. Стало больше стерильной атмосферы современного спортивного состязания, где все противники друг другу улыбаются, приветствуют, пожимают руки, а побеждают всегда немцы. Потому что более перфекционистскую нацию нужно еще  поискать, вот в такой ситуации и выходить у них заведомое преимущество. И вроде как все то, за что мы так любили Ф1, по-прежнему на месте, но все же шкурой ощущаются перемены. Они чувствуются в паддоке, они чувствуются в регламенте, в болидах, в гонщиках, в инженерах, во всех, кто следит за гонками,  в том числе и в каждом из нас. И именно поэтому случился такой глобальный пересмотр регламента, попытка перезапустить всю серию во многом практически с нуля, дабы вернуть недостающий волшебный ингредиент, в очередной раз подчеркнув все отличительные черты современной Формулы, где за пару месяцев команда гениальных механиков могут построить шедевр инженерной мысли, основываясь лишь на расплывчатых формулировках на бумаге. 

Вместе с тем разнообразие пытаются внести и увеличив число команд и тем самым снова нагнетая конкуренцию. Недаром ходят слухи о целых двух конюшнях которые могут стартовать в 2015м, сразу после обкатки результатов изменения регламента и принятия потолка бюджетов. И сделано все явно не зря. Новые команды явно не захотят сильно рисковать, стартовав на новом регламенте, они лучше подождут конца первого сезона  и исправления всех главных багов и недочетов в новых конструкциях и самом регламенте. 

Какие же причины могли вызвать такое падение концентрации лоска в гонках? Наверное, право на жизнь имеют многие варианты, начиная от излишней одержимости безопасностью, заканчивая засильем рента-драйверов. Вся эта навязанная безопасность, конечно, отличная новость для семей гонщиков, но все же разве не у кого никогда не возникала мысль, что команды все же чрезмерно ограничивают в этом плане? Все же именно это двигает эти гонки каждый год все больше к покатушкам болидов по трассе по одной и той же траектории, аки по рельсам, обгонам только в результате ошибок или в зоне DRS и пит-стопам каждые 10 кругов. Кто-то может сказать, что именно в таких условиях и может проявиться истинная гениальность каждого из пилотов, которые вопреки всему смогут найти возможность для невероятно красивого маневра, захватывающего обгона, а может, и наоборот – для потрясающе расчетливого безошибочного пилотирования, способного результативно карать даже за пропущенную пусть на сантиметр точку торможения. Гонки все больше становятся похожи на компьютерный симулятор этих же гонок. Но разве не должно быть наоборот?

игра

Конечно, некоторая потеря такого лоска связана и с желанием команд привлечь на свою сторону больше аудитории, хорошей и разной. Это легко можно понять: гонки – занятия не дешевые, а спонсоры больше всего любят команды с как можно более внушительной армией поклонников, которой эта команда может всучить практически что угодно, только разместив этот логотип у себя на болиде (хотя работает не всегда – см. Рено, Петров и Лада). Поэтому вполне понятно, когда команды, пытаясь привлечь молодежную аудиторию, делают вирусные смешные видео и выкладывают их на своих каналах на ютубе (Лотус (кстати, видео выражает всю суть следующего сезона для лотофагов), Мерседес, МакЛарен и т.д.). Конечно, сейчас это очень простой и эффективный путь наращивания  молодой аудитории, но все равно, я один считаю, что команды такого королевского спорта, как Формула-1, должна быть выше этого? (пусть это все и довольно забавно и стоит просмотра). Ведь мы отнюдь не за это любим Ф1. И выглядят многие такие попытки точно так же, как и попытки пенсионерки из глубинки что-нибудь сказать на молодежном сленге. Вроде как и все правильно, и ты понял, что тебе хотели сказать, но все равно, как-то не по себе и осадочек остался. 

Но с этим бы ми и мирились, если бы команды не привлекали средства и другим способом, продавая, казалось бы, неприкасаемое – место в команде. И это не романтически-прагматические действия Ники Лауды, который просто не хотел тратить свое время на возню в молодежных сериях, здесь же место продается тем, кто больше даст, причем способности непосредственно гонщика часто отходят хорошо если на второй план. Отчего мы и вынуждены наблюдать невыразимо унылых Гутьерреса с Чилтоном, которых в старые времена вряд ли вообще пустили бы за кокпит. Но эти хотя бы знают, за что платят и что с этим нужно делать. Они спокойно  доезжают до финиша и паркуют в боксах свои миллионы долларов развлечений, искренне радуясь не последнему месту благодаря тому, что следующий тип таких вот пилотов выходит на старт в кого-нибудь врезается и сходит, и имя этим пилотам – пасторы «передвижная километровая линия безопасности» мальдонады. Стоит отдать им должное, они придают некоторую дополнительную зрелищность ставшим довольно скучными королевским гонкам.  И мы смотрим, безропотно смотрим на такие фортели таких «гениев», пусть через руку, закрывающую лицо, но смотрим, искренне молясь за то, чтобы навязанная безопасность себя оправдала и такие ребята, умеющие тормозить только об кого-то, не затормозили кого-нибудь до смерти. Ведь мы, конечно, хотим те самые старые добрые времена, но не настолько старые, когда уже они становились совсем недобрыми и когда из гонок в Небесный Паддок уходило как минимум по гонщику в год.

Говорить о многих вещах, искусственно введенных в гонки дабы как-то разбавить стерильность ситуации ака DRS, KERS (ныне ERS), крайне износоустойчивые шины от ведущих шинников в мире, ежегодные квоты на экономию чего-либо я считаю бессмысленным. Эти темы, как и прочие другие в межсезонье, обсосаны донельзя. Скажу так: DRS и KERS на самом деле очень даже неплохие идеи, наглядно поддерживающие титул гонок как самых технологичных. Вот только снова никак покоя не дадут эти ограничения… Пускай бы не было лимитов на их использование. Какая команда эффективнее построила – у той и преимущество. А гонщики все же (помимо отдельных типов, но они найдут способ угробить себя или еще кого и так, в условиях адских ограничений) не самоубийцы и не убийцы, и выходят на старт, прекрасно осознавая риск. Нельзя не процитировать одного из финских чемпионов, «They know what they’re doing». Вряд ли они будут включать DRS на быстрых виражах с риском стать одним целым с болидом в пламенном угаре лобового удара об ограждение. А если и будут и не будут ошибаться… То не это ли то самое зрелище класса и гениальности пилота, которое мы так ждем?

дрс

Вообще, стоило бы перестать навязывать серьезные ограничения по конструкции, кроме базовых по безопасности, основной конструкции (дабы мы не видели натурально ракет на колесах)  и бюджетных. Все же смотреть за унылой возней двух команд в подвале-песочнице, где каждый обгон такого же противника – событие, а очередное отставание на круг – развлечение и еще и приносит лидерам немало беспокойных минут, т.к. все знают, какой квалификацией обладают эти парни  из песочницы. И вот тогда станет интересно. И появится смысл и в испытании и обкатке новых технологий, чего нынешний регламент в силу излишней жесткости делать не позволяет. Ведь сами по себе гонки были задуманы не просто как развлечения, но и как инструмент для развития автопрома!

А вот шины неплохо бы сделать хилыми совсем. Ведь море же экспериментов с техникой, тактикой и пилотированием! 

Кстати, благодаря бюджетным ограничениям отпала бы нужда набирать СТОЛЬКО рента-драйверов в команды. Пару человек мы бы таки видели бы, да, но команды могли бы отбирать самых лучших, а и среди них попадаются неплохие гонщики временами. 

кара

Но вместе с тем понятно, что этого никогда не будет. Для боссов и Экклстоуна это равносильно шагу назад, признанию своих ошибок, а это так же вероятно, как и Чилтон, внезапно начинающий конкурировать с Эрикссоном за победу в чемпионате. Боссы и дальше будут безумными хирургами кромсать регламент огромными скальпелями чуть ли не ежегодно, пока из всеми любимой серии Гран-При не выйдет мутант, отдаленно напоминающий все серии сразу (и НАСКАР, и ИндиКар, и ДТМ, И все-все-все) и при этом ни на что не похожую..  И будут прокатывать они этого Франкенштейна -1 (сокращенно Ф1)  по всей Европе, упирая на аутентичность и крутость. Напоминая, что именно здесь выигрывали Лауда и Прост и ставили свои рекорды Шумми с Феттелем. 

Я тогда покиваю-покиваю, но все же не поверю. Ведь я помню, какими были они, гонки Формулы-1. И я хочу, чтобы они таковыми и оставались.

А вы?