4 мин.

По рукам

Была в «Формуле» замечательная команда «Джордан» — яркая, юморная, музыкальная. Веселые желтенькие (в последние десять лет существования) болиды, умопомрачительные пит-девушки в платьях того же цвета длиной по самое не могу, концерты, на которых совместно наяривали сам Эдди Джордан и чемпион-96 Дэймон Хилл. И победы у команды были, аж целых четыре, вместе с неожиданным статусом третьей команды чемпионата-99. Но настали тяжелые времена, деньги элементарно закончились, и банкротству и роспуску более двух сотен сотрудников базы в Сильверстоуне Эдди в январе 2005-го предпочел продажу своего детища русско-канадскому миллионеру Алексу Шнайдеру. Вот уж порадовались российские болельщики — в «Ф-1» будет родная конюшня! Но «Мидлэнд», возникший на месте «Джордана» продолжил падение в формулической иерархии, не набрав в прошлом сезоне ни одного очка. Так что радость была недолгой, и после полутора лет настал черед голландских фанатов радоваться, когда Шнайдер продал команду производителю спортивных авто «Спайкер Карс». Имя и боевая раскраска снова сменились, но положение в чемпионате и на банковском счету осталось прежним — удручающим. Уже на Гран-при Монако пошли слухи, что очередная смена владельца неизбежна.

Финансовые проблемы в «Спайкере» возникли на обоих фронтах. Головная компания в этом году произвела пока только 10 спорт-каров, да и прошлогодний выпуск до сих пор не распродан дилерами, и кредиторы уже требуют ее банкротства. Формулическое подразделение, похоже, занималось приписками несуществующих финансов, понесло убытки около 20 миллионов долларов, провалило запуск В-версии болида на Гран-при Турции (он довольно неожиданно не прошел крэш-тест задней части) и с ужасом ожидало выплаты 15 миллионов в сентябре месяце по сделке со Шнайдером.

Разумеется, было принято решение конюшню продавать, а вырученными средствами закрывать дыры в бюджете и выплачивать долги. Благо, покупатели не заставили себя ждать, и в первый день осени Михель Мол, до этого руководивший командой, и индийский миллиардер Виджей Маллья, оба страстные поклонники «Формулы», объединили усилия и стали счастливыми обладателями «Спайкера» всего за 90 миллионов евро. В свое время голландцы выложили 106,6 миллионов долларов Шнайдеру.

Что будет дальше? Маллья успешный бизнесмен, владеющий пивоваренной компанией «United Breweries Group», несколькими научно-исследовательскими отделениями и созданной два года назад, но уже разместившей заказ на А380, авиалинией «Kingfisher»; любитель дорогих игрушек вроде «Indian Empress», одной из самых больших личных яхт мира (по слухам стоившей как формулическая команда), и безумно дорогих вечеринок, на этой самой яхте. Индия в королевских автогонках для него почти мания, именно он стоит за идеей проведения Гран-при в Нью-Дели, и с новоприобретением эта мечта скоро может стать реальностью. Всего за какие-то еще 100 миллионов — именно такова примерная стоимость постройки городской трассы.

От команды можно ожидать имиджа индийской (а не индийско-голландской), и имя она скорее всего получит от одного из брэндов Малльи. Говорят, это будет «Kingfisher». Национальный гонщик — тоже вариант, так что надежды Нараина Картикеяна на возвращение в «Ф-1» отнюдь не беспочвенны. Более того, не исключен и второй национальный пилот, с голландской стороны, хотя будем надеяться, что новое руководство все же оставит в покое патриотизм, и экс-"Спайкер» будет функционировать как правильная команда-аутсайдер, сочетая платных гонщиков с предоставлением места молодым и перспективным вроде Адриана Зутила.

Пару дней назад, правда, немецкий «Bild» озвучил идею посадить в индийский болид Ральфа Шумахера. Немец, что очень заметно, весьма отчаянно пытается удержаться в королевском классе, из-за чего рассматривает абсолютно все, даже неприличные варианты. Вот «Торо Россо» ему отказала, теперь в поле зрения попал «Спайкер», так удачно прикупленный Малльей, которого немец называет «своим другом». Говорят, сумма контракта может оказаться восьмизначной. Просто уму непостижимо! Пресс-службы, конечно, все отрицают, но у них работа такая. А вариант для Ральфа ничего такой — квалификация на двадцатом месте уже не будет считаться ужасным провалом, скорее наоборот, ведь машин на стартовой решетке уже будет 24. Хотя, по-моему, лучше пенсия, чем такой перманентный позор…

Интересно, как все-таки решит бороться за позиции в чемпионате индийская конюшня. Ведь «Спайкер» был единственным настоящим аутсайдером-конструктором, самостоятельно строившим болиды, тогда как «Торо Россо» и «Супер Агури» получали чертежи от «Ред Булла» и «Хонды». Вступающий в следующем году в чемпионат «Продрайв» также будет пользоваться клиентским шасси, и это, пожалуй, единственный вариант оставаться на плаву и быть более-менее конкурентоспособной командой за сравнительно небольшие деньги. Может Маллья и Мол пойдут по этому пути и добавят к движку «Феррари» и остальные разработки итальянской топ-конюшни?