По рукам
Была в «Формуле» замечательная команда «Джордан» яркая, юморная, музыкальная. Веселые желтенькие (в последние десять лет существования) болиды, умопомрачительные пит-девушки в платьях того же цвета длиной по самое не могу, концерты, на которых совместно наяривали сам Эдди Джордан и чемпион-96 Дэймон Хилл. И победы у команды были, аж целых четыре, вместе с неожиданным статусом третьей команды чемпионата-99. Но настали тяжелые времена, деньги элементарно закончились, и банкротству и роспуску более двух сотен сотрудников базы в Сильверстоуне Эдди в январе 2005-го предпочел продажу своего детища русско-канадскому миллионеру Алексу Шнайдеру. Вот уж порадовались российские болельщики в «Ф-1» будет родная конюшня! Но «Мидлэнд», возникший на месте «Джордана» продолжил падение в формулической иерархии, не набрав в прошлом сезоне ни одного очка. Так что радость была недолгой, и после полутора лет настал черед голландских фанатов радоваться, когда Шнайдер продал команду производителю спортивных авто «Спайкер Карс». Имя и боевая раскраска снова сменились, но положение в чемпионате и на банковском счету осталось прежним удручающим. Уже на Гран-при Монако пошли слухи, что очередная смена владельца неизбежна.
Финансовые проблемы в «Спайкере» возникли на обоих фронтах. Головная компания в этом году произвела пока только 10 спорт-каров, да и прошлогодний выпуск до сих пор не распродан дилерами, и кредиторы уже требуют ее банкротства. Формулическое подразделение, похоже, занималось приписками несуществующих финансов, понесло убытки около 20 миллионов долларов, провалило запуск В-версии болида на Гран-при Турции (он довольно неожиданно не прошел крэш-тест задней части) и с ужасом ожидало выплаты 15 миллионов в сентябре месяце по сделке со Шнайдером.
Разумеется, было принято решение конюшню продавать, а вырученными средствами закрывать дыры в бюджете и выплачивать долги. Благо, покупатели не заставили себя ждать, и в первый день осени Михель Мол, до этого руководивший командой, и индийский миллиардер Виджей Маллья, оба страстные поклонники «Формулы», объединили усилия и стали счастливыми обладателями «Спайкера» всего за 90 миллионов евро. В свое время голландцы выложили 106,6 миллионов долларов Шнайдеру.
Что будет дальше? Маллья успешный бизнесмен, владеющий пивоваренной компанией «United Breweries Group», несколькими научно-исследовательскими отделениями и созданной два года назад, но уже разместившей заказ на А380, авиалинией «Kingfisher»; любитель дорогих игрушек вроде «Indian Empress», одной из самых больших личных яхт мира (по слухам стоившей как формулическая команда), и безумно дорогих вечеринок, на этой самой яхте. Индия в королевских автогонках для него почти мания, именно он стоит за идеей проведения Гран-при в Нью-Дели, и с новоприобретением эта мечта скоро может стать реальностью. Всего за какие-то еще 100 миллионов именно такова примерная стоимость постройки городской трассы.
От команды можно ожидать имиджа индийской (а не индийско-голландской), и имя она скорее всего получит от одного из брэндов Малльи. Говорят, это будет «Kingfisher». Национальный гонщик тоже вариант, так что надежды Нараина Картикеяна на возвращение в «Ф-1» отнюдь не беспочвенны. Более того, не исключен и второй национальный пилот, с голландской стороны, хотя будем надеяться, что новое руководство все же оставит в покое патриотизм, и экс-"Спайкер» будет функционировать как правильная команда-аутсайдер, сочетая платных гонщиков с предоставлением места молодым и перспективным вроде Адриана Зутила.
Пару дней назад, правда, немецкий «Bild» озвучил идею посадить в индийский болид Ральфа Шумахера. Немец, что очень заметно, весьма отчаянно пытается удержаться в королевском классе, из-за чего рассматривает абсолютно все, даже неприличные варианты. Вот «Торо Россо» ему отказала, теперь в поле зрения попал «Спайкер», так удачно прикупленный Малльей, которого немец называет «своим другом». Говорят, сумма контракта может оказаться восьмизначной. Просто уму непостижимо! Пресс-службы, конечно, все отрицают, но у них работа такая. А вариант для Ральфа ничего такой квалификация на двадцатом месте уже не будет считаться ужасным провалом, скорее наоборот, ведь машин на стартовой решетке уже будет 24. Хотя, по-моему, лучше пенсия, чем такой перманентный позор
Интересно, как все-таки решит бороться за позиции в чемпионате индийская конюшня. Ведь «Спайкер» был единственным настоящим аутсайдером-конструктором, самостоятельно строившим болиды, тогда как «Торо Россо» и «Супер Агури» получали чертежи от «Ред Булла» и «Хонды». Вступающий в следующем году в чемпионат «Продрайв» также будет пользоваться клиентским шасси, и это, пожалуй, единственный вариант оставаться на плаву и быть более-менее конкурентоспособной командой за сравнительно небольшие деньги. Может Маллья и Мол пойдут по этому пути и добавят к движку «Феррари» и остальные разработки итальянской топ-конюшни?
клиентское шасси - наверное, по результатам спецификации В смотреть будут. Смогут догнать Торо Россо - есть смысл мучиться, не смогут - нет смысла.
И в целом статья понравилась, особенно яхта :)
>Шнайдер использовал в финансировании мидланд типично русский подход - вложить копейку, а выглядеть на рубль. Неудивительно что это не сработало. При таком скупердяйстве шнайдера, мидланд обречена была быть хуже минарди.
Да нет, Шнайдер изначально не собирался вкладывать в команду большие деньги. Задумка была в том, чтобы привлечь в команду российский капитал, ведь владелец команды был с русскими корнями, и надо было этим как то воспользоваться (автор задумки - мистер Э.). Для этого Шнайдер и позиционировал Midland как российскую команду, даже добился российской лицензии, чтобы еще правдоподобней смотрелось. Но приманка так никому и не понравилась, это уже было понятно зимой 2006-го, после чего Шнайдеру пришлось постепенно сматывать удочки. Затея не удалась, но Шнайдер все равно остался в выигрыше. По разным оценкам он заработал на перепродаже 30-40 млн $ + великолепная реклама компании Midland - количество людей, слышавших об этой компании за 1,5 года увеличилось по меньшей мере раз в 10.
Вообще эта эпопея с Jordan смахивает на комедию - 3 перепродажи за 2,5 года и постоянная смена вывески. И смешно, и грустно...
Движок у них тогда был шикарный... Вот занималась бы Хонда своим делом - клепала бы движки :)
Команду жалко, не Эрроуз какой-нибудь, не Пасифик... Но и Лотус в своё время уходила очень некрасиво и грустно... И самое странное, сколько я таких историй не наблюдал - ни разу не мог понять, с чего же всё-таки начинается та спиралька, которая так круто ведет вниз, казалось бы, весьма достойные коллективы...
Одна из версий - более богатые команды растаскивают талантливый персонал (ибо могут предложить лучшую зарплату), команда перестаёт показывать хорошие результаты, уходят спонсоры, появляются долги, и команда продаётся.
Я эту ситуацию рассматриваю ещё и в плане подбора гонщиков. Мне кажется, что очевидным признаком проблем является приглашение в команду рента-драйверов (хотя, согласен, это уже скорее следствие). Вспомним, в 2002-м появляется Сато (все мы благодарны ему за множество живописных аварий и добытые в последней гонке сезона 2 очка), затем Фёрман, после него Пантано (этих и поблагодарить-то оказалось не за что)... Команда с каждым годом сдаёт. А ещё в 2001-м был странный момент с заменой Френтцена на Алези... Эдди тогда высказался приблизительно в духе «Так полдень мой настал...»: «Мы с Жаном многое пережили вместе, он начинал с выступлений за меня, выступлением за меня и закончит», а на самом деле получилось, что это был закат не одной, а сразу двух карьер...