11 мин.

Русские гонки. Тезисы о гонках из боксов команды B-Tuning Pro Racing Team

20-22 июня 2025 года на автодроме «Игора Драйв» в Ленинградской области прошел 3-й этап Российской серии кольцевых гонок. Я провел субботний соревновательный день, 21 июня, вместе с командой G-Drive SMP Racing.

Русские гонки. Провел соревновательный день с командой G-Drive SMP Racing

Медиа команда предоставила мне возможность экскурсии в боксы и общения с руководителями гоночных команд. Я побывал в боксах команды B-Tuning Pro Racing Team, ее руководитель Севастьянов Андрей Александрович рассказал много интересного про русские гонки. Для меня многие тезисы абсолютно в новинку, опытным болельщикам автоспорта и, в частности, болельщикам РСКГ тезисы тоже могут быть интересны.

С Андреем Севастьяновым

Про участие команды B-Tuning Pro Racing Team в гонках на выносливость:

Наши машины могут ехать в динамичном режиме продолжительное количество времени. На аналогичном автомобиле Татьяна Елисеева, пилот B-Tuning, выступала на трассе Moscow Raceway. И здесь, на Игора Драйв, неделю назад в четырехчасовой гонке как раз со своим тренером Сергеем Рожковым и еще одним пилотом Андреем Петуховым, который прямо сейчас участвовал в классе Суперпродакшн. Они втроем ехали 4 часа без остановки, меняя пилотов, меняя колеса, заправляя автомобиль. Доехали до призового места, выступая в борьбе с автомобилями старшего класса. Не уступали тем машинам, которые называются классом ТCR, у которых более мощные двигатели и больше колеса. Они выступали на маленькой машинке младшего класса, наш класс это Туринг-лайт, и заняли третье место. 4 часа двигатель не выключался, тормоза не менялись. Менялись только пилоты, только происходила во время гонки дозаправка. Собственно говоря, и командная тактика.

Сергей Рожков, Татьяна Елисеева, Андрей Петухов

Про равные возможности в РСКГ:

Автомобили испытываются на моторном стенде перед началом сезона. Их характеристики выравнивают для того, чтобы получить примерно одинаковые соревновательные возможности. Дальше уже по ходу сезона в зависимости от того, какие места занимают пилоты, помимо кубка победители еще получают балласт внутрь автомобиля для того, чтобы балласт “притормозил” их, лидеров. И, соответственно, чем больше ты выигрываешь, тем тяжелее твоя машина, тем тяжелее разгоняться, сложнее тормозить, и больше изнашиваются шины. Это очень важно, потому что скорость и четкость управления автомобилем напрямую зависит от состояния шин. Чем аккуратнее вы управляете автомобилем, чем точнее вы управляете, тем меньше изнашивается шина, и у вас есть возможность во второй гонке показывать хороший результат. Потому что есть ряд пилотов, которые в первой гонке едут ва-банк, а на второй гонке финишировать не на чем, потому что шина уже истерлась. Нам дается всего 6 комплектов колес на 2 дня соревнований, как мы их будем использовать, это лично наш выбор, но, как правило, мы используем четыре комплекта колес. Выезжаем на трек, разогреваем автомобиль для того, чтобы задние колеса стали горячими, потом пилот заезжает обратно, ему меняют передние колеса на новые, он выезжает еще на один разгонный круг и, как правило, во второй части квалификации второй и третий круг являются самыми быстрыми.

Про класс Туринг-лайт, где и выступает команда:

Класс Туринг-лайт, здесь у нас двигатель с турбонаддувом. В классе выступают автомобили 1400, 1500, 1600 куб.см. Но через регулировку давления наддува эти моторы выравнены по своим характеристикам. То есть у автомобилей существует 5 программ, 1, 2, 3, 4, 5. И технические делегаты говорят в зависимости от трассы, веса автомобиля, погодных условий, на какой программе ехать, в частности, автомобиль Mini чуть-чуть тяжелее, чем другие участники, и все выступали на программе номер 2, условно говоря, а нам вчера разрешили использовать номер 3. Машина поехала хорошо. Соперники в классе возмутились, что у девушки, у Татьяны Елисеевой, нашего спортсмена, хорошие результаты, заняла первое место. Нас вернули на программу номер два. Сегодня мы поедем на чуть-чуть сниженной мощности.

Эта модель изначально может выдавать мощность в районе 230 л.с., а мы используем настройки в районе 200-205.

Татьяна Елисеева и её Mini Cooper

Про разные гонки на выносливость:

Есть два разных чемпионата по гонкам на выносливость в России. Один проводится под эгидой РСКГ, а второй это то, что проводит Игорь Ермилин. Это два чемпионата.

Сергей Рожков и Андрей Севастьянов

Отношение к симулятору как методу подготовки к гонкам на треке:

Симулятор - это как подготовиться к ЕГЭ, не знание получить, а зазубрить то, что настроил человек в компьютере. Вот он так вот проехал и считает, что это идеально. И вы управляете в этом симуляторе не так, как должно быть по погоде, по весу, по состоянию автомобиля, износа колеса, а так, как придумал инженер, когда он писал эту программу.

Это вас немного может сбить с толку. На симуляторе хорошо научиться включать передачи, понять правила, участвовать в каких-то заездах, изучать трассу. Это не является эталоном, настоящий эталон на дороге, потому что дождь заморосил, погодные условия изменились, тебя зажали конкуренты, а в компьютере такого не происходит. У машины изнашивается колесо, она в ходе заезда становится легче. В компьютерных играх вам никто не взвешивает машину на финише, не сливает топливо. То есть там очень условная такая середина автоспорта. Но это мини-экскурсия в автоспорт. Но это не является правдой.

Интересные детали о настоящем мире гонок:

Потому что прямо сейчас пилоты и худеют, и нервничают, эмоционально взволнованы на старте. Машина на финиш приезжает, она потеряет вес из-за того, что она съест топливо. Под разные гонки разное количество заливаем. Даже сегодня и завтра разное количество. У нас машина одна расходует 1,4л, другая расходует 1,7л. За круг. Нельзя залить одинаковое количество топлива. Мы сейчас выйдем из бокса. Один круг мы прогреем колеса, второй круг мы встали на стартовое поле гонки, далее прогревочный круг, а гонка еще не началась, потом мы едем 12 кругов, потом мы финишируем, и у нас должно остаться не менее 5 литров бака.

На техкомиссии после гонки проверяют качество топлива, мы должны слить эталонное топливо. Машина должна обладать 3 литрами запаса, машина должна весить не меньше, чем с сухим баком, то есть есть такие нюансы, которые надо внимательно прочитать. Требования к автомобилям, конкретные зачетные грузы.

Время круга:

5 км Игора Драйв наши машины класса Туринг-лайт проезжают за 2 минуты 14 секунд. Это вчерашний результат квалификации на этом треке в сухую погоду. Сейчас машина вниз едет со скоростью 209 км в час. Если есть попутный автомобиль, то может повезти, еще километра полтора добавит.

Есть ли в машинах что-либо из стокового:

Стокового в машине практически ничего нет. У нас гоночное топливо, которое мы получаем от организаторов, мы едем на увеличенной турбине, мы едем на гоночном масле, мы едем на спортивных свечах зажигания, мы едем на измененных настройках. Мы бак не меняем, бак стандартный, у нас высокое давление топлива, и мы используем топливо, которое предоставляет организатор. Нам, честно сказать, не принципиально какое, все говорят, мол, там октановое число 100, 120, 130, разницу измеряют. Оно такое же, как у всех. Мы маркируем бочку, используем это топливо, после финиша сливаем эталонный литр, его проверяют на химические свойства, если соответствует топливо заданным параметрам, то все хорошо, если ты налил туда зачем-то спирт или добавил каких-то присадок, то результат аннулируется.

Про вязкость масла:

Масла вязкости 30 хватает для гоночного современного мотора. В моторе зазоры толщиной с человеческий волос. Если его продавливает, то от мотора ничего не остается. Очень быстро это обучение происходит в любой команде. Если ты неправильно используешь мотор: раз взорвался, два взорвался, три взорвался. Деньги потраченные способствуют быстрому обучению!

Про серийные запчасти:

Много серийных запчастей, но это все адаптировано для участия в соревнованиях. То есть, например, гоночная машина не имеет стандартных механизмов закрытия двери, она не закрывается. Поэтому их хранят либо под чехлами, либо в закрытых трейлерах, либо на охраняемых территориях. Потому что по правилам безопасности в любой момент спасатели должны открыть и извлечь пилота. А если у вас серийные замки, а у вас ключ заржавел, а если какая-то там тяга сломана, ее в момент аварии помяло и не разблокируется капот, этого не должно быть. Гоночная машина всегда открыта, у нее нет замков. Руль никогда не блокируется ни при каких условиях, потому что элемент блокировки удален, это пункт номер один. Руль крутится всегда, двери открываются всегда, капот открывается всегда, багажник открывается всегда. Это гоночная машина.

В наших автомобилях, например, в Audi, изначально есть модуль отопителя, кондиционер, вы можете что-то покрутить, повертеть. В гоночной машине этого нет. А она потеет под дождем. Соответственно, для нее изготовлено лобовое стекло с электроподогревом, потому что заводского стекла такого нет. Иначе оно просто запотеет, и вы как в парнике перестанете видеть дорогу.

Боковые зеркала стандартные, но имеют тонировку, пленку для того, чтобы в момент, когда происходят какие-либо контакты, оно листом оставалось и было цельно.

Почему на питлейн машины толкают механики:

Запрещено движение задним ходом бесконтрольно. Потому что пилот находится в сжатом пространстве, имеет плохой контроль при движении задом. Поэтому автомобилю запрещено двигаться задним ходом в боксах, в паддоке. В правилах написано следующее: автомобиль катится, то есть даже, если машина едет сама и водитель сам управляет, то рука механика находится на капоте. Если он едет передним ходом, то механик просто сопровождает. И тогда пилот правила не нарушает.

Про коробку передач:

Секвентальная коробка передач - это та же кулачковая коробка передач, у которой принцип включения изменен. Мы не H-образно на ходу ищем передачи и где-то на переключении имеем риск перепутать. А как у мотоцикла – 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 0, реверс. У нас 6 передач в обоих автомобилях. 6 вперед и 1 назад. Задней передачей пользуемся крайне редко, только для того, чтобы сделать какие-то... Скажем так, она техническая. То есть в гонках не предусматривается ее вообще, никто не включает. Да и в принципе до нулевой, до нейтрали никто не опускается. Ниже второй передачи переключений нет. Один раз со старта включили первую передачу, открыли газ, и без сцепления включаются следующие передачи. У машины есть специальная система, которая позволяет без нагрузки, скажем так, снижая нагрузку на трансмиссию, переключать передачу вверх. Принцип простой: как вы дверь холодильника открываете, лампочка горит, руку положили на рычаг, переключаете передачу. В этот момент пропуск по зажиганию происходит, и машина легче переключает передачу. Вот и все. А при торможении вниз она еще может подгазовывать и помогать. В серийной машине можно с пятой включить вторую передачу. Здесь такого сделать нельзя. Это исключает возможности лишней нагрузки на двигатель и риск “перекрута”.

Если сегодня захотите за полтора миллиона рублей купить коробку передач, хорошо, если вам через полтора года по предоплате ее дадут.

Кадр с гонки на выносливость

Про деньги:

Вы сегодня пришли, сказали, что деньги есть, поехали в автоспорт. В 26-м году поедете. Либо получите машину из тех, что есть в наличии в тех командах, которые уже обладают транспортом специальным гоночным. То есть просто прийти с деньгами и поехать сразу невозможно. Сейчас вот Александр Смоляр и Владимир Атоев, пилоты G-Drive SMP Racing, должны ехать на двух одинаковых автомобилях. Первую гонку они ехали на подменной машине, на вторую гонку один из них сел в новую машину, при том, что их покупали еще до Нового года. Все не так просто, надо готовиться. Деньги не все решают. Деньги важны. Но это не все. Надо иметь технический персонал, который может правильно подготовить автомобиль. Потому что быстрый пилот на плохой машине не покажет результат. Быстрый пилот на хорошей машине, но без механика квалифицированного, тоже ничего сделать не сможет.

Про физическую подготовку пилотов команды:

Наши пилоты подготовленные, они с хорошими кардионагрузками, они прекрасно прыгают на скакалке, они бегают, они с хорошей реакцией. Они динамично развиты, у всех отличная реакция и зрение, быстрая моторика.

Спортсмены в тренировочном процессе изучают разные трассы, потому что сегодня мы в Санкт-Петербурге, а завтра нам надо быть в Нижнем Новгороде. А там другая конфигурация, нет перепадов высоты, это совсем другие сцепные свойства с асфальтом. Пилоты разносторонне развиты у нас, совершенствуют мастерство, готовы прогрессировать и навязывать борьбу на треках.

Фото: социальные сети гоночной команды B-Tuning Pro Racing Team, пресс-служба G-Drive SMP Racing.