Что случилось на Гран-при Испании: как гениальный поход «Ред Булл» за победой превратился в грубость и 10-е место
Все обгоны и быстрые мысли.

«Формула-1» приехала в Барселону на Гран-при Испании на занавес первого европейского турне из трех гонок подряд. Но расстояния не такие далекие, как в Азии или Америке – нет смены часовых поясов, нет перелетов по полдня, потому у команд было достаточно времени на отдых. А еще гонщики намотали здесь тысячи кругов и в симе, и в реальных условиях на тестах и за отрезки в молодежках – потому трек вряд ли смог бы удивить их конфигурацией, условиями, температурами или даже ветром. Все давно изучено и смоделировано.
Но в Барселоне требовался максимум усилий и включения с первой же практики: ведь на старый тестовый европейский трек обычно привозят большие волны обновлений. А на Гран-при Испании в этом году еще и выпал старт действия новой технической директивы об ужесточении проверок антикрыльев на гибкость – теоретически у команд больше не выйдет балансировать машину между прижимной силой и скоростью на прямых за счет хитрого аэрообвеса.
***
Сам автодром «Барселона-Каталония» – набор поворотов всех скоростей и уровней сложности, от техничных и медленных до скоростных отрезков с большими требованиями к разгонной динамике. Он выдвигает большие запросы к прижимной силе и механическому сцеплению, потому раньше его использовали как тестовый (и еще по логистическим причинам, конечно – удобно возить детали из любой базы любой команды), а его параметры – в основе моделей «среднего круга» для симуляторов многих команд.

Свойства трека как раз возвращают тему износа и перегрева покрышек в поле зрения команд – и в пресс-релизе поставщика «Пирелли» даже отдельно подсвечивается этот момент: для гонки вернули самые жесткие составы!
● Уровень нагрузки на шины – максимальный: 5 из 5. Сам по себе асфальт дает среднее механическое сцепление – 3 из 5, как и нагрузки на разгонах, зато степень его «воздействия» на покрышки – 4 из 5. При эволюции – «ускорения» благодаря накату круг от круга – 3 из 5. Это означает только одно: решающими станут стартовые круги любого отрезка (баланс скорости прогрева и времени на круге) и темп в конце каждого отрезка – насколько кто сумеет сэкономить ресурс резины.
● Требования к прижимной силе – 4 из 5. Нагрузка на торможениях: 3 из 5. Зато все типы перегрузок – максимальны и чуть ли не самые высокие в году: конечно, 5 из 5.
И они еще и распределены совершенно неравномерно: меньше – на передние шины, и совершенно жестко – на задние.

Вновь опасность для всех машин с проблемами в задней части. И главное поле сражения команд – борьба с деградацией шин из-за температур: охлаждение резины и тормозов – главный фактор успеха.
Также трек – необгонный: лучший шанс – на прямой с DRS либо в первом повороте. Но для обгона на торможении нужно и самому выиграть траекторию, и «спугнуть» соперника с идеальной оборонительной – Гран-при Монако доказал, как это сложно, когда соперник не ошибается и не пугается. Так что квалификация, первый поворот и первая волна пит-стопов все определят.
***
Однако действительно многое зависит от новинок и смены правил. Современная «Ф-1» очень плотная, а нынешние болиды на пределе развития крайне чувствительные – даже минимальные изменения в конструкции могут повлиять на темп с круга в районе 0,1-0,2 секунды, а это уже иногда вылет из топ-5. Но еще важнее может оказаться влияние на баланс: «Мерседес», например, теоретически не проиграл из-за новых антикрыльев (и даже должен был выиграть), но изменения свойств детали подбили возможности машины к равномерному прогреву шин на задних и передних колесах – и в Имоле с Монако Расселл и Антонелли страдали от нехватки сцепления. Ценное время уйдет как минимум на восстановление старых возможностей – а конкуренты за это время выйдут во главу пелотона в схватке за подиумы и могут набрать много ценных очков.
● «Макларен» решил остановиться на внедренных в Имоле деталях и ничего не везти дополнительно – остановился на уже испробованном более жестком переднем антикрыле и паре вариантов задних с разной степенью нагрузки;
● Также без нового антикрыла приехала и «Альпин» – на розовые машины поставили новые боковины днища для переоптимизации воздушных потоков. А Колапинто снова получил свежий мотор и выхлопную систему после отказа в первой практике;
● «Ред Булл», «Хаас», «Уильямс» и «Рейсинг Буллз» привезти только новые передние антикрылья и сочленения к нему;
● «Астон Мартин» обновил не само крыло целиком (его внедрили в Имоле), а несколько точечных контактов в закрылках для усиления. Также Алонсо получил новый мотор – предыдущий отказал в Монако из-за поломки цилиндра, и его больше нельзя использовать даже для практик.
● «Феррари» к переднему антикрылу добавила и новое заднее – для синхронизации направления воздуха по всему болиду;
● Самые масштабные улучшения привез «Заубер» – не только крыло, но и несколько закрылков, целое днище и адаптацию к нему боковых понтонов;
● Есть и отмены – «Мерседес» внезапно отказался от обновленной задней подвески, внедренной на Гран-при Эмилии-Романьи как часть общего апдейта под более жесткого антикрыло и новые настройки с распределением нагрузки по машине. Расселл жаловался на падение сцепления в задней части, и технический штаб решил пока поизучать данные с Барселоны на более знакомом оборудовании, а на замену немецкая команда улучшила днище – входные отверстия и боковины. Для компенсации отсутствия улучшенной подвески и нового распределения потоков от переднего антикрыла на W16 также поставили и новое более нагруженное заднее антикрыло;
***
Также в первой практике команды испытали новую стальную планку под днище – чтобы высекать меньше искр и не рисковать пожарами из-за сухой травы, как в Японии и Китае. Обкатка потребовалась потому, что новая контролирующая деталь тяжелее предыдущей титановой и требует других настроек дорожного просвета – многие команды с уже выстроенным балансом активно протестовали против необходимости так резко менять правила по ходу сезона.
Производитель шин же обращал особенное внимание на самые полезные данные – по их мнению, в этой номинации победил «Мерседес», откатавший самые стабильные длинные отрезки. Но после первых тренировок команды радовались более тесному пелотону – все перестали называть «Макларен» доминатором и планировали наконец с ним сразиться.
Отчасти все получилось: пелотон реально сблизился до небывалой тесноты, но оранжевые машины так и остались чуть впереди.

«Мерседесу» пришлось довольствоваться одним временем с Ферстаппеном, а «Макларен» выполнил самую сложную часть работы и захватил весь первый ряд.
***
Важность старта в Барселоне – исключительная, ведь он часто диктует успешность стратегии на весь заезд. Рывок к первому повороту на трассе – свыше 1 км и один из самых длинных в календаре: мягкие прогретые шины и хороший выбор точки торможения могли принести и выгодную позицию, и инициативу по тактикам пит-стопов. Ведь «софт» выигрывает у «медиума» 2,22 метра при торможении со 150 км/ч на асфальте вроде каталонского, а «хард» проигрывает и вовсе 5,43 метра – причем скорости-то в конце длинной прямой запросто могут достичь и 250 км/ч с ростом разрывов в дистанциях.

Оттого командам особенно тщательно требовалось продумывать раскладку ресурсов по дистанции и заранее прорабатывать альтернативные планы на случай сэйфти-каров или проигрыша позиций.
И для лидеров чемпионата любая такая гонка – новый стресс-тест: расчетные тактики с двумя пит-стопами всегда несут опасность для «оранжевых», ведь они давно не справлялись без ошибок с умным распределением пилотов по моментам смены шин. Или просто заваливали пит-стопы с задержкой на 3-4 секунды.
А именно стратегия с двумя пит-стопами считалась самой вероятной – причем без определенного самого быстрого варианта.

Разница в скорости между составами – 0,9 секунды между «хардом» и «медиумом» и порядка 0,6-0,7 секунды между «медиумом» и «софтом». То есть самый жесткий состав от самого мягкого вообще могут отделять до 1,5 секунды на круге!
Фактор «подрезки» в боксах в Барселоне потому особенно силен – вплоть до 3-4 секунд отыгрыша с остановки всего на круг раньше. Зато выигрыш от пит-стопа за сэйфти-каром особенно велик: при обычной остановке в 22,2 секунды «бесплатная» смена шин оценивалась действительно бесплатной – за 12,5 секунды (то есть с экономией почти в 10 секунд – и это на треке с временем круга в 75 секунд!). Правда, и вероятность сэйфти-кара не настолько велика: 38% на реальный, 25% на виртуальный.
Погода не обещала сюрпризов, но тоже грозила превратить саму гонку в рулетку: с жарой до 31 градуса по Цельсию и без облаков прогноз обещал разогрев асфальта до серьезных 48 градусов – а такая сковородка прожаривала и варила шины на любой машине, не попавшей в базовые настройки и разработку качественной системы охлаждения. А ветер обещался еще опаснее – южный (чаще всего хвостовой) с порывами до 35-40 км/ч в предыдущие годы пару раз просто сдувал машины в точках жестких торможений и сбросов скоростей на техничных отрезках, потому что снимал основную часть прижимной силы. От гонщиков требовалась максимальная концентрация.
***
Главная перестановка до гонки – снятие Ланса Стролла по медицинским показателям: «Астон Мартин» в ночь после квалы заявил, что №18 уже 6 недель страдал от боли в сломанной перед сезоном-2023 руке и нуждается в дополнительной операции. Тогда Ланс ускоренно восстанавливался для первого Гран-при года и сильно форсировал возвращение – рука имела ограниченную подвижность, но он приехал 6-м, потому что уровень машины позволял. В 2024-м и на старте 2025-го зеленый болид уже не ехал так же бодро, однако теперь обновления сработали, и, видимо, перед следующим Гран-при – домашним для Ланса и его отца и владельца команды – семья приняла решение пожертвовать этапом в Барселоне для более быстрого полноценного восстановления. Ведь и в прошлый раз Стролла оперировал врач гонщиков MotoGP именно в Каталонии.
Цунода отправился на пит-лейн – после провала в квалификации ему изменили настройки, подкрутили подвеску и поставили менее нагруженное заднее антикрыло в закрытом парке. В точности как у Ферстаппена – видимо, чтобы воспроизвести свойства машины №1 как можно точнее и следить за темпом расхода альтернативной резины.
Колапинто получил новую коробку передач после отказа старой в квалификации вместе с наполовину новой подвеской – без потери позиций.
В итоге никто не осмелился рисковать стартом и потерей позиций с самого начала – все взяли самый мягкий «софт», кроме Цуноды. Он отправился с пит-лейн на «медиуме».
Ход гонки: Ферстаппен выиграл старт, «Ред Булл» – смелую стратегию и закрыл пит-стоп против «Макларена», но сэйфти-кар все уничтожил
● Пиастри выдал мегастарт, а Норрис отдал позицию Ферстаппену – Макс вылетел из слипстрима «Макларена» и объехал Ландо. А Хэмилтон и Леклер опередили Расселла и Антонелли – Леклер чуть не вытолкнул Кими с трека, итальянец едва успел увернуться. Лучший рывок же выдал Хюлькенберг – +4 позиций.
Хюлькенберг обогнал и Алонсо на старте, но Фернандо красиво вернул позицию по внешней траектории.
● На 4-м круге Гасли опередил Аджара в битве за 8-е.
● На 7-м круге Албон заехал на пит-стоп за новыми шинами и антикрылом. Вот и секрет прорыва Нико.
● На 9-м круге Леклер атаковал Хэмилтона, который ехал на секунду медленнее напарника. Льюис удержался, и затем с мостика поступил приказ пропустить Шарля.
● На 10-м круге окна пит-стопов открыли и Хюлькенберг с Сайнсом. На 11-м круге за ними последовал Гасли – и едва успел вернуться впереди Хюлькенберга. Подрезка оказалась еще мощнее предварительных расчетов.
● На 13-м круге Норрис облетел Ферстаппена с DRS на стартовой прямой – Макс даже не сопротивлялся, предварительно предупредив по радио, что у него «нет сцепления».
● На 14-м круге Ферстаппен заехал в боксы за новыми шинами, а Алонсо вылетел с трека в гравий из-за порыва ветра – заблокировал тормоза и не смог остановиться.
● В итоге Алонсо побывал в боксах на 16-м круге и выехал последним после старта в топ-10.
● Хэмилтон заехал на пит-стоп на 17-м круге – вернулся на альтернативном «медиуме» 9-м. Все ради защиты от потенциальной подрезки соперников.
● На 18-м круге Ферстаппен разобрался с Антонелли, а Леклер тоже заехал в боксы – и вернулся перед Лоусоном и Хэмилтоном. Темпа Шарля хватило, чтобы подрезка Льюиса не сработала.
● Лоусон заехал в боксы на 19-м круге и вернулся 16-м. А Ферстаппен без борьбы разобрался с Расселлом и продолжил догонять Норриса с темпом по секунде с круга. Аджар побывал на пит-стопе на 21-м круге и вернулся 11-м – Хюлькенберг и Окон перепрыгнули оба «Рейсинг Буллз».
● Расселла обслужили на 21-м круге – Джордж вернулся в 5 секундах за Хэмилтоном. Норрис последовал на 22-м круге – и вернулся позади Ферстаппена с отставанием в 9 секунд. Следом в боксах побывал и Антонелли – «Мерседес» отдал позицию Гасли и едва не пропустил Хюлькенберга.
● Пиастри заехал на первый пит-стоп на 23-м круге – и внезапно оказался вторым: Ферстаппен получил преимущество в 5,6 секунд, но и отставание в жизни шин на 9 кругов.
● Антонелли вернул 7-ю позицию у Гасли на 24-м круге.
● На 25-м круге Лоусон и Алонсо синхронно обогнали Албона – у того сломалось уже второе антикрыло, когда Лиам его обгонял.
● Албону выписали 10 секунд штрафа за срезки и столкновение – его зазвали в боксы на отбытие наказания и последующий сход.
● На 28-м круге Ферстаппен пожаловался, что его машина перестала поворачивать.
● На 30-м круге «Ред Булл» выбрал идеальный момент для второго пит-стопа Ферстаппена – его выпустили 4-м, прямо перед Хэмилтоном. Еще чуть-чуть промедления – и Максу пришлось бы прорываться мимо Льюиса.
● На 33-м круге Ферстаппен вновь пожаловался на перебои со сцеплением и переключением передач вверх – судя по всему, из-за жесткой экономии ресурса мотора и топлива.
● На 36-м круге Ферстаппен расправился с Леклером – достаточно лихой атакой в повороте.
● Леклер заехал на пит-стоп на 41-м круге и вернулся 6-м – после Хэмилтона и Расселла.
● Расселл последовал в боксы на 42-м круге и вернулся 7-м.
● Хэмилтон заехал в боксы на 47-м круге – его задержали на 4,9 секунды, потому что Льюис промахнулся мимо отметок для остановки! №44 вернулся седьмым – после обоих «Мерседесов».
● Ферстаппен заехал на пит-стоп на 48-м круге – и остался на 3-м, оформив подрезку.
● Норрис ответил остановкой на 49-м круге и успел вернуться в секунде перед Ферстаппеном. «Ред Булл» отыграл у них целый пит-стоп!
● На 50-м круге «Макларен» обслужил и Пиастри – Оскар сохранил лидерство.
● На 52-м круге в схватку за подиум вмешались круговые – разбиравшиеся за 11-е Лоусон, Бермэн и Алонсо. Макс обозвал их идиотами по радио, но отыграл около секунды.
● На 55-м круге с трека вылетел Антонелли из-за поломки мотора – и вызвал сэйфти-кар.
● В боксах побывали все в топ-6 – и внезапно Ферстаппену выдали самый жесткий «хард». Только такие шины у него и остались – но против самых мягких у всех конкурентов.
● На 60-м круге объявили режим завершения сэйфти-кара – и Пиастри так резко затормозил пелотон, что чуть не спровоцировал завал!
● Рестарт на 61-м круге – и тут же слабый разгон Ферстаппена на «харде» поставил его под удар Леклера! Макс старался нажать на газ как можно раньше и едва спас машину. Шарль отыграл 3-е место, а Хюлькенберг взлетел на 7-е.
● На 62-м круге Расселл атаковал Ферстаппена и вытолкнул Макса с трека. Чемпиону приказали пропустить Джорджа, тот выполнил – и тут же контратаковал вплоть до столкновения.
● А на 65-м круге Хюлькенберг сожрал и Хэмилтона!
● В итоге Пиастри удержал победу, а Норрис дожал второе место! Подиум же внезапно действительно ушел «Феррари» – но как же противоречиво и спорно: «Ред Булл» провел стратегический мастер-класс и вел Ферстаппена к битве за победу всю гонку, но сэйфти-кар все изменил.
Макс на «харде» в итоге уступил и Расселлу, также получив 10 секунд штрафа за столкновение. В итоге он 10-й.

Но главный счастливчик – все равно Нико Хюлькенберг. Затащил обновленный «Заубер» мимо «Феррари» – уже не стыдно перебрендироваться в «Ауди»!
Быстрые мысли: разрывы между командами еще меньше, битва за второе место Кубка конструкторов грядет ожесточенной
Эффект от долгожданных новых правил оказался сильно меньше ожиданий оптимистов вроде «Феррари» или «Мерседеса». Скептики оказались правы: команды просто потратили дополнительные деньги на антикрылья с новыми жесткими свойствами, но уровень прогиба в поворотах почти не изменился – «Макларен» практически не пострадал. Хотя пелотон, конечно, невероятно сблизился – и дальше по сезону буквально любое обновление может здорово поднять любую команду сразу на несколько Гран-при до апдейтов конкурентов.
Потому успех на Гран-при просто определила скорость и точность настройки измененных машин.
● «Макларен» же остался в топе просто потому, что оранжевая машина и в предыдущие этапы удивляла безграничными объемами прижимной силы и ресурсами к охлаждению шин и тормозов. Возможности настолько широки, что Норрис и Пиастри могут сами выбирать уровень нагрузки антикрыльев по вкусу – у многих конкурентов нет такой роскоши, и они зажаты в более узких тисках настроек. Дальше опять дело за ними – и побеждает не самый быстрый в сессии, а тот, кто реже ошибается. В этот раз перевес вновь полностью оказался на стороне Пиастри - он собрал и квалификационный круг, и решающие отрезки гонки.

● «Ред Булл» наконец по-настоящему проверил последние обновления с Гран-при в Имоле – и они действительно работают: у Ферстаппена появилось больше возможностей к балансировке машины. Макс выжал досуха все возможности техники в квале: атаковал больше всех с полным газом и нес максимум скорости в повороты – уверенность вернулась. Занятно, что в поражении и вылете из топ-5 чемпион напрямую не виновен: с «хардом» у него не оставалось достаточно шансов против Леклера, а Расселл действительно атаковал его чересчур жестко. Правда, секундное помутнение в итоге обошлось в кучу ценных очков и подпортило впечатление от в целом идеальной гонки.
Цунода лишь в очередной раз показывает, почему его не поднимали в топ-команду раньше – истинную цену первым заявлениям «машиной управлять не так уж сложно», «я нашел настройки за 3 сессии на симе» и «смогу бросить вызов Ферстаппену, когда освоюсь». Пока Юки в точности воспроизводит финал Переса: портит новые детали, получает машину-франкенштейна из набора всего, что осталось в наличии, логично замедляется, рискует для компенсации нехватки скорости, платит за риск новыми повреждениями и повторяет цикл.
● «Мерседес» сумел воспроизвести желаемый уровень нагрузки на обоих осях и без новой подвески, но, кажется, это лишь временное и очень ограничивающее решение. Оно не подходит для всех типов трасс и погод, но пока «серебряные стрелы» справляются: раскололи шины долгими отрезками в практиках и воспользовались более облачной (а значит, и менее жаркой) погодой в квалификации. Правда, пока расплачиваться пришлось снижением скорости на прямых. В жаркой гонке Расселл, кажется, добился максимума – осталось только ждать апгрейда подвески.
● «Феррари» уже не выглядит безнадежным соперником «Уильямса» на треке – но это красочно говорит о характеристиках синего болида в поворотах. Красная машина действительно не так уж плоха в идеальных для себя условиях – тем больше вопросов к остальным этапам и тем больше вопросов к руководству «и почему это все равно максимум 5-е место в квале»? У SF-25 не прорезалось сильных сторон – скорее алый болид теперь удается балансировать так, чтобы не было откровенно слабых. Общий уровень Скудерии явно не соответствует возможностям прямых конкурентов и амбициям марки – теперь их обгоняет даже «Заубер».
● Да, «Уильямс» никогда не выглядел сильно в быстрых и техничных поворотах – оттого и пострадал. На других треках с меньшими требованиями к аэродинамической эффективности и прижимной силе можно было справляться пилотажем, настроечными компромиссами и планом, но Барселону пришлось перетерпеть.
● «Альпин» напомнила о себе и потенциале на трассах с техничными и быстрыми поворотами – французская машина недалеко от фаворитов (0,2-0,3 секунды от «Феррари» и «Мерседеса» – вполне прилично по нынешним меркам), но без серьезных ошибок у топов на большее рассчитывать невозможно.
● Обновления «Астон Мартин» действительно работают, но одной волны мало, чтобы в современной «Ф-1» аутсайдер тут же превратился в завсегдатая битв за топ-5. Аэродинамическая эффективность позволяет въезжать в топ-10 – главное больше не терять позиции в гонках. А с этим у зеленой команды пока все сложно: мелкие неурядицы и неполадки постоянно отбрасывают их в пелотон и уничтожает потенциал.
● «Рейсинг Буллз» продолжает показывать миру, как круто может работать достаточно простая схема «базово стабильная машина+два талантливых пилота уже без особого давления». Может, команде и повезло, что главная перестановка произошла как можно раньше – теперь весь штат белого «Ред Булл» сконцентрирован на деле и очках. А среди пилотов роли распределены естественным образом: Лоусон всегда был средним квалифайером, но сильным гоночным мастером – потому как прикрывающий он идеален, пока Аджар в режиме свободного охотника пытается настрелять очков побольше.
● Очень требовательная по части аэродинамического обвеса Барселона вскрыла слабые стороны «Хааса»: машина сама по себе действительно средненькая по качеству на одном круге. Тем понятнее, почему американцы предпочли ловить шанс на длинных гоночных отрезках, альтернативных тактиках и особенных шинных стратегиях.
● «Заубер» отошел от уникального пути обновлений через аэрообвес и привез действительно новое днище с корпусом для более стабильного генерирования прижимной силы. Все сработало – темп вырос и на одном круге, и на длинной дистанции. Вообще больше всех в квалификации спрогрессировал именно Бортолето – и рывок молодого напарника словно разбудил Хюлькенберга, который в гонке действительно собрался, проехал вообще без ошибок и пользовался каждой минимальной возможностью и удачным моментом для повышения позиции. Момент зафиксирован – в нынешней «Формуле-1» больше нет аутсайдеров.

Следующий раунд – вновь Америка: выезд на Гран-при Канады 13-15 июня.
Что еще почитать о Гран-при Испании?
Фото: x.com/F1
Ценность первой части разбора полностью уничтожена необъективностью второй части
Тот случай, когда дальше заголовка читать не хочется. Я и не буду )
а так облажались по полной
Просто противоположное что все видели пишешь)
Верное третье место Макс Йосович превратил в десятое.
А ведь жёлтый флаг за 10 кругов до финиша приоткрывал некоторые возможностои,но...
Кексанул Ферстаппен,нервы нервы...
Всё по делу,сам виноват.
Урок на будущее и удачи в последующих гонках.
Зачем ерунду придумывать?
Хотя стратегически гонка была да, довольно увлекательной, прям как раньше... 2 разных шинника, дозаправки, как это было круто тогда ...