За влет в титульную разборку Шумахера и Хилла чемпу «Ф-1» всерьез грозили расправой. Пришлось валить с дороги
Неприглядная сторона Гран-при.
Первый чемпионский титул Михаэля Шумахера в «Ф-1» навсегда связан со скандалом: на финальную гонку 1994-го юный немец на «Бенеттоне» приехал с преимуществом всего в 1 балл над внезапным первым номером «Уильямса» Дэймоном Хиллом. В итоге все закончилось столкновением (Михаэля до сих пор подозревают в намеренном «захлопывании калитки» перед главным конкурентом), обоюдным сходом и первым немецким титулом в истории.
Но за схваткой Шумахера и Хилла забылись и другие не менее драматичные истории о последней гонке того сезона: например, поул в Австралии внезапно выиграл вернувшийся из американского «Индикара» 41-летний Найджел Мэнселл – чемпиона 1992-го позвали в «Уильямс» как одного из сменщиков погибшего Айртона Сенны. Иль Леоне привез напарнику Хиллу 0,6 секунды, а Шумахер отстал только на 0,018 секунды – но самого факта вмешательства в титульную разборку Дэймона и Михаэля хватило для нескольких неприятных разговоров с последствиями: Найджела даже везли на трассу с полицейским эскортом.
«В 94-м я вернулся в «Формулу-1» всего на четыре гонки – и пилотирование машины, из-за которой пострадал другой гонщик, стало худшим опытом в моей жизни, – рассказал Мэнселл в подкасте для Motorsport Magazine. – И в первой же гонке я квалифицировался вторым всего в шаге от поула. А в последнем Гран-при в Австралии я даже заставил Михаэля Шумахера выпрыгивать из своей великолепной машины: он разнес ее о барьер, пытаясь побить мое время поула.
Помню прилив адреналина, когда выехал на трек на следующий день. И очень удивился, когда полиция проводила меня до башни. С чего бы им это делать? Там оказалось собрание из официальных лиц и очень могущественных людей, которые тыкали в меня пальцем и говорили: «Какого хрена ты вытворил вчера?».
Когда я вернулся в боксы к механикам и болиду, то увидел, что люди с машинами снижали шиканы. Я спросил у них, что они делают. Они ответили: «Михаэль Шумахер разбил болид вчера из-за них». «И что? Нельзя менять трек между квалификацией и гонкой» – сказал я. – «Оставьте как есть. Пусть едут вокруг поворота, а не по нему».
Потом я прибыл на стартовую решетку – и еще никогда в жизни меня так не запугивали. Угрожали везде и всем. «У тебя никогда не будет хорошего старта, ты не вмешаешься в гонку, Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл будут биться тут за титул! У тебя будет плохой старт, так что следуй позади них, смотри гонку и не вмешивайся!»
В общем, я решил изобразить плохой старт: если вы видели гонку, то точно заметили, как я сорвался с места, потом замедлился в стиле «ну давайте, ребята!» – и снова пристроился за ними. Один из худших стартов в моей карьере!
И да, я просто ехал за ними и смотрел гонку. Потом мы все знаем, что случилось. [Перед столкновением Хилла и Шумахера] Я постоянно думал: «Дэймон, не делай этого, не делай, не делай»! И в итоге главное место наблюдателя гонки превратилось в победное».
Какой прекрасный эвфемизм...
Наверное, потом и про Ферстапена будут так же говорить. Что-то вроде "прекрасные оборонительные навыки" вместо "выносил всех подряд по дурости" и "до определенного момента пользовался тем, что у других гонщиков есть голова на плечах". Хотя, надеюсь, Ферстапена не протащит ФИА в многократные чемпионы - появились куда более приятные для болельщиков личности типа Рассела, Норриса или Леклера.
А, нет, ФИА подточила деревянную планку на его болиде, чтобы потом дисквалифицировать. Точно... Или тоже нет?
А, я понял. "Тащить Хилла к чемпионству" - это простить Беннетон за то, что они убрали фильтр из заправочного оборудования, вызвав пожар на Гран При Германии. Вместо дисквалификации они получили нулевое наказание.
Или нет, "тащить Хилла к чемпионству" - это поймать Беннетон на наличии traction control и простить, т.к. не было доказательства, что он использовался во время гонки, хотя такие подозрения были у многих, включая Сенну.
Весь сезон Беннетон не вылезал из скандалов, связанных с их читерством и нарушением правил и, по сути, почти не пострадал, хотя было несколько оснований вообще их снять с чемпионата.
Беннетон незаконно модифицировали заправочное оборудование, чтобы получить преимущество в секунду на заправке. Чуть не спалили старшего Ферстапена из-за этого. Они использовали launch control и traction control, хотя формально их на этом не поймали - поймали только на наличии соответствующего кода в бортовом ПО.
ФИА действительно омерзительно действовали - Беннетон нужно было снимать с чемпионата. Тогда, глядишь, и Аделаиды 94 и Сингапура 08 не было бы.
Дальше что?
Но я рад, что по поводу всего остального ты согласен.
P.S. Сенна по мнению шумофанов не эксперт... Угу. Самый отмороженный шумофан даже утверждает, что Сенна не знал про то, что можно тормозить левой ногой.