Самый стильный болид «Формулы-1» – творение «Макларена» и West
Безумно красивый и быстрый.
Некоторые команды «Формулы-1» в сознании болельщиков давно неотделимы от спонсоров – особенно это касается табачных компаний, годами вливавших в гонки гигантские деньги. «Феррари» до сих пор ассоциируется с Marlboro, давно исчезнувший «Лотус» – c John Player Special, ну а «Макларен» все помнят по бесподобной и моментальной узнаваемой ливрее с логотипами West. Если вы росли в 90-е – то точно ее видели. Даже если на «Ф-1» вам всегда было плевать.
До Westу «Макларена» был другой культовый спонсор
Когда-то Marlboro ассоциировалась не столько с «Феррари», сколько с «Маклареном». В 1974 году американский бренд стал титульным спонсором команды из Уокинга. Это сотрудничество продлилось 23 года и стало целой эпохой в истории коллектива: именно в те времена за рулем «Макларена» становились чемпионами Фиттипальди, Хант, Лауда, Прост и Сенна. Машины команды тогда были красно-белыми и реально напоминали сигаретные пачки.
Также именно босс Philip Morris (компании-собственника бренда Marlboro) Джон Хоган в 1980 году предложил терпящему бедствию коллективу объединиться с командой Рона Денниса Project 4, здорово выступавшей в «Ф-2» и «Ф-3». С тех пор до 2018-го все машины команды в «Ф-1» получали индекс MP4 – что изначально расшифровывалось как Marlboro Project 4.
Эпоха альянса «Макларена» и Marlboro закончилась после 1996 года: американские табачники оказались недовольны упавшими результатами после сверхуспешных сезонов 80-х – начала 90-х. Philip Morris переключилась на финансирование «Феррари», уже заложившей фундамент будущего доминирования. Однако в Уокинге не особо переживали: босс Рон Деннис быстро договорился с концерном Reemtsma, захотевшим продвигать бренд West через «Формулу-1».
«Макларен» – не первая команда «Ф-1» для West
Логотипы West впервые появились еще в 80-х: с 1985 по 1989 год бренд спонсировал «Цакспид» – одну из худших команд в истории чемпионата. Этот выбор объясняется просто: West – немецкая марка, а «Цакспид» в те времена был единственным коллективом из Германии.
За «Цакспид» гонялось несколько примечательных гонщиков: Джонатан Палмер (владелец кучи британских автодромов и отец пилота Джолиона Палмера), Мартин Брандл (ныне один из самых влиятельных гоночных журналистов) и Бернд Шнайдер (будущий пятикратный чемпион «ДТМ»). Не помогло – за пять лет команда всего раз набрала пару очков. А сезон-1989 вовсе стал провальным – в 16 Гран-при «Цакспиду» лишь дважды удалось пройти предквалификацию одной машиной. В итоге Эрих Цаковски решил покинуть «Ф-1» и сосредоточиться на туринговых гонках. West ушла вместе с ним.
Знаменитая серебристо-черная ливрея Westпоявилась не сразу
После новостей о смене титульного спонсора вопроса с ливреей долго оставался открытым. Как только стало известно об уходе Marlboro, глава автоспортивного подразделения «Мерседеса» (поставлявшего с 1995-го уокингцам моторы) Норберт Хауг заявил о намерении сделать машины «Макларена» серебристыми и вообще переименовать команду в «Мерседес».
Болельщики были в ужасе, но их слегка успокоил Деннис, которому инициативы Хауга также не понравились. Сначала предполагалось, что Рон не только отстоит название, но и красно-белую ливрею – ведь корпоративными цветами West тоже были белый и красный.
Предсезонные тесты лишь добавили вопросов: на них «Макларен» привез оранжевый MP4/12 – в этом цвете команда последний раз выступала в 1973 году. Интрига разрешилась только во время официальной презентации.
Westи «Макларен» шикарно отметили старт партнерства
Презентации команд «Ф-1» в последние годы – унылое зрелище в 99% случаев: они почти всегда проходят на базах или тестовых трассах, сопровождаются дежурными пустыми фразами и полным отсутствием какого-либо экшна. Но в 90-х команды еще не успели потонуть в корпоративном формализме и могли иногда удивлять – как это сделал «Макларен» перед стартом сезона-1997.
Уокингцы устроили из презентации мегашоу, которое никто в «Ф-1» не превзошел до сих пор – сейчас даже топ-команды не готовы выбрасывать на показ машины столько денег.
«Макларен» арендовал дорогущий зал «Александра-Пэлас» в Лондоне и позвал на мероприятие огромное количества людей, перед которыми выступали суперзвезды 90-х: Jamiroquai и Spice Girls. Девушки даже попробовали раздеть несколько шокированного Мику Хаккинена прямо на сцене. А еще событие в прямом эфире показывали по MTV.
Новая ливрея понравилась всем
Именно тогда все впервые увидели ту серебристо-черную ливрею, ставшую впоследствии культовой. Деннису пришлось пойти навстречу «Мерседесу» и превратиться в «серебряные стрелы» – так называли гоночные машины немецкой марки еще в 1930-х. Удовлетворить West тоже получилось – по сути, раскраска машин основана на базе дизайна пачек марки West Silver.
Ливрея оказалась сверхудачной во всех отношениях. Она выделялась и даже противопоставляла себя цветам других команд-лидеров (бело-синему «Уильямсу», красной «Феррари», голубому «Бенеттону»). При этом новые цвета здорово освежали восприятие команды, которая на протяжении 23 лет была красно-белой. Вопреки ожиданиям, фанаты восприняли новые цвета очень тепло.
Да и сам Деннис наверняка был доволен – этот педант очень любил строгие и холодные цвета. Работавший в «Макларене» Эдриан Ньюи в автобиографии «Как построить машину» заявил прямо: «Серый – любимый цвет Рона. Почти все на базе «Макларена» было серого цвета, кроме моего кабинета».
Годы с Westстали одними из лучших в истории команды
«Макларен» выиграл первую же гонку с West – в Мельбурне победил Дэвид Култхард, а Хаккинен стал третьим. Позднее шотландцу удалось взять трофей еще и в Монце, а в последнем Гран-при сезона в Хересе «Макларен» сделал дубль, причем Дэвид подарил Мике первую победу в карьере. Хотя все помнят эту гонку по эпической квалификации и легендарному столкновению Михаэля Шумахера и Жака Вильнева.
В это время технический гений Эдриан Ньюи, только перешедший в Уокинг из «Уильямса», уже вовсю работал над шедевральной MP4/13 с хитрой системой раздельного привода тормозов с подруливанием. То, что эта машина возьмет титул в 1998-м, стало очевидно уже после квалификации Гран-при Австралии, где Хаккинен и Култхард привезли Шумахеру астрономические 0,7 секунды. В гонке Мика уверенно лидировал, но по ошибке заехал на ненужный пит-стоп. Однако перед стартом гонщики «Макларена» договорились: тот, кто войдет в первый поворот первым, тот и выигрывает гонку. Култхард не был рад, но все же пропустил Хаккинена к победе.
Ближайшему преследователю Хайнцу-Харальду Френтцену они привезли круг. Такое преимущество ошеломляло настолько, что ФИА пришлось срочно замедлять «Макларен» – или закрывать чемпионат после одной гонки. Федерация объявила вне закона хитрые тормоза MP4/13 – однако даже без них и с яростным сопротивлением Шумахера «Макларен» и Хаккинен взяли чемпионские титулы. Мика выиграл половину гонок сезона (в том числе и решающий этап на «Сузуке») и набрал ровно 100 очков.
Перед стартом сезона-1999 Хаккинен заявил: «Один чемпионский титул – это лишь начало», и сдержал слово. «Феррари» удалось реально подтянуться, но в середине сезона Шумахер сломал ногу, а его напарник Эдди Ирвайн все же не справился – и Мика снова стал лучшим. А вот в борьбе за титул в Кубке конструкторов команда уступила «Феррари» четыре очка.
В начале 2000-х красная машина «Феррари» все же захватила лидерство: реальную конкуренцию ей составляли нечасто. В сезоне-2000 Хаккинен на равных рубился с Шумахером за третий титул – и казалось, после фантастического обгона и победы на Гран-при Бельгии Мика его уже не упустит. Но финиш чемпионата остался целиком за Михаэлем. В 2001-м Хаккинен пережил сход на последнем круге Гран-при Испании, где он лидировал, утратил мотивацию и ушел из «Ф-1».
Его преемнику Кими Райкконену в 2003-м году не хватило всего пары очков, чтобы вернуть «Макларену» титул. В другие сезоны бороться с «Феррари» не было никакой возможности: Шумахер на бесподобной машине громил соперников. Но все равно период сотрудничества с West можно признать одним из лучших в истории «Макларена»: за восемь с половиной лет (1997-2005) команда выиграла два чемпионата, один Кубок конструкторов и 38 гонок. Сейчас о таком в Уокинге могут только мечтать.
Легендарный тандем распался прямо по ходу Гран-при в 2005-м
Отношения с West постепенно охлаждались. В 2001-м Reemtsma вошла в состав международной компании Imperial Tobacco, которую «Ф-1» привлекала уже не так сильно. Мешало и постоянно ужесточавшееся законодательство о табачной рекламе – в некоторых гонках «Макларену» приходилось хитрить и размещать на машинах имена пилотов, стилизованные под логотип West, маскируя таким образом связь с временно забаненным спонсором.
Окончательно сворачиваться пришлось в 2005-м после принятия европейского закона о запрете рекламы табачных изделий. Он вступал в силу прямо по ходу Гран-при Венгрии, проходившего в конце июля – еще в пятницу во время свободных заездов на машинах «Макларена» красовался привычный логотип West, а в гонке и оставшейся части сезона его заменил производитель виски Johnnie Walker. Серебристо-черная ливрея осталась до конца сезона – но уже в 2006-м машины команды стали хромированными, и последняя ассоциация с эпохой West окончательно ушла в прошлое.
Фото: Gettyimages.ru/Mike King, Simon Bruty, Christian Fischer/Bongarts, Marcus Brandt/Bongarts, Mark Thompson, Tobias Heyer/Bongarts, Mike Cooper/Allsport, Pascal Rondeau /Allsport, Andreas Rentz/Bongarts
Самый богатый спортсмен в истории – колесничий из Древнего Рима. Мы не шутим
Красовался у меня 10-летнего в комнате на плакате и я считал его дико крутым! :)