5 мин.

Эффект Ферстаппена. Почему Гран-при Испании может исчезнуть из календаря «Формулы-1»

Разбираемся в ужасном деле.

Каталуния

Почему так вышло

«Каталуния» - одна из четырех трасс, которые не продлили контракты с Liberty Media. Среди них также «Сильверстоун» (Великобритания), «Хоккенхайм» (Германия) и автодром имени братьев Родригес (Мексика). Итальянская «Монца» уже решила свою проблему и продлила контракт еще на 5 лет, то есть до 2024 года. Навряд ли проблемы возникнут и у остальных, хотя «Хоккенхайм» недавно переживал трудные времена. В общем, пока руководство «Формулы-1» ждет ответов от других, с Испанией уже начались разборки.

Главная проблема испанской трассы – это резкая потеря всякой поддержки. Относительно недавно правительство Испании отказалось от поддержки «Каталунии», и теперь ей придется как-то выживать. Главное, что замена уже есть. Это Зандворт из Нидерландов. Хотя испанцы не намерены сдаваться. По крайней мере, это следует из слов президента трассы Висенте Агилера: «Мы в процессе переговоров, и их не нужно торопить. Между трассами есть конкуренция, и это нас беспокоит, однако мы хотим и дальше быть частью «Ф-1». Гран-при не должен исчезнуть. Ранее ходили разговоры о гонке в северной Европе, на юге Испании. Похоже, что все стремятся занять место Барселоны в календаре, и я это понимаю. Но мы работаем над продлением контракта ещё на несколько лет. Мы не паникуем и надеемся найти решение в течение двух ближайших месяцев».

Ферстаппен и Алонсо

Еще один важный момент – это так называемый «эффект Ферстаппена». Уже каждый фанат привык к голландским болельщикам, одетых в оранжевые цвета и приезжающих на каждый Гран-при. Именно рост популярности «Формулы-1» в Нидерландах благодаря гонщику «Ред Булла» может сыграть важную роль при принятии решения.

Кроме того, здесь же очень важен другой момент: уход Фернандо Алонсо из «королевских» гонок. В прошлом сезоне двухкратный чемпион мира принял решения прекратить выступать в «Формуле-1» и покинул «Макларен», отправившись за «Тройной короной» автоспорта. А ведь именно Алонсо сумел привлечь внимание к «Ф-1» в Испании во времена своих побед за «Рено». Тогда как раз наблюдался рост популярности серии на Пиренеях. Теперь все наоборот. Пока нынешнему испанскому гонщику «Макларена» Карлосу Сайнсу не удалось добиться каких-то успехов, чтобы привлечь сограждан к данному виду спорта.

Зандворт

Что будет вместо Гран-при Испании

Как уже было сказано, Гран-при Нидерландов. Впервые в Зандворте гонка «Формулы-1» прошла в 1952 году и продержалась вплоть до 1985 года. Лишь в четырех сезонах Гран-при Нидерландов не было в календаре. Также раньше обычно гонка проходила в конце августа, как ныне Гран-при Бельгии. Но затем она заняла место в мае-июне, а в 1962 году так вообще была первой в сезоне. В наши дни данная трасса включена в календари таких серий, как Blancpain GT и World  Touring Car Cup, хотя недавно от нее отказались ДТМ и «Формула-3».

Сейчас переговоры между представителями «Ф-1» и голландской трассы проходят успешно. Однако, несмотря на всю проделанную работу после 1985 года, сам трэк еще нужно доработать. В прошлом году ныне покойный Чарли Уайтинг сказал, что трассе потребуются «минимальные изменения», хотя у нее «большой потенциал».

Схема трассы

Эти изменения касаются трех поворотов: Тарзан (первый поворот), Шейвлок (скоростной поворот направо), Кумхо (предпоследний поворот направо). Все эти повороты нуждаются в расширении. У Тарзана и Кумхо есть большие гравийные ловушки снаружи, Шейвлок тоже имеет одну за узкой линией травы.

Кроме того, о необходимости изменений трассы высказался и сам голландский пилот Макс Ферстаппен: «Это отличный трэк. Если он станет частью «Формулы-1», то потребуется несколько изменений, чтобы нам (гонщикам – прим.) было легче преследовать друг друга. Сейчас у нас огромная прижимная сила и преследовать бывает трудно. Зандворт же как раз известен тем, что тут это особо тяжело. Поэтому было бы неплохо изменить несколько поворотов. Но в целом это прекрасная трасса».

Зандворт

Кроме самой трассы, изменения необходимы и в ее объектах. Боксы были недавно обновлены вместе с медиацентром, но даже сейчас они нуждаются в обновлении для «Формулы-1». Также потребуются серьезный инвестиции, если правительство Нидерландов откажется от поддержки трассы (а этот вопрос обсуждается). Недавно трэк получил 4 млн евро из местного финансирования. Также, скорее всего, будут установлены временные трибуны, так как на стартовой прямой есть лишь одни постоянные трибуны, а также дюны, окружающие трассу.

Несмотря на все проблемы, голландцы не унывают. В конце 2018 года экс-пилот «Ф-1» Ян Ламмерс, ныне спортивный директор трассы в Зандворте, сказал: «Если все-таки трасса окажется в «Формуле-1», то у нас появится достаточно средств для решения всех проблем».

Последней проблемой Зандворта могут стать пробки, с которыми организаторы «Формулы-1» столкнулись в прошлом году во время Гран-при Франции. Многие зрители стояли несколько часов, прежде чем попасть на «Поль Рикар». Поэтому уже сейчас руководство трассы начинает заниматься этим вопросом, который действительно является немаловажным. В солнечный день на пляж приходит 90 000 человек, а за целый год город посещают более 5 млн туристов. Однако организаторы утверждают, что со всем этим справятся. «Организация – это наша ДНК, почти во всех отраслях. Так что нас это совсем не беспокоит», - говорят они.

 

Как итог, организаторы дают нам множество обещаний. И не только они. Между прочим, Льюис Хэмилтон тоже недавно хорошо отозвался о голландской трассе. Однако как бы ни вышло такого же провала, как с «Поль Рикаром» в 2018. В любом случае, не хочется, чтобы Испания покинула календарь «Формулы-1», так как это один из самых важных и великих этапов в истории «Королевы автоспорта».