Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Себастьян Феттель: «Гонка в Бразилии оказалась самой трудной в карьере»

    Интервью с Себастьяном Феттелем о победе в чемпионате мира, о тяжелейшей гонке в Бразилии и о том, почему важно оставаться собой.

    Себастьян Феттель: «Гонка в Бразилии оказалась самой трудной в карьере»
    Себастьян Феттель: «Гонка в Бразилии оказалась самой трудной в карьере»

    - Удалось ли уже осознать, чего вы достигли?

    – Нет. Пока не было времени, которое я мог бы провести наедине с самим собой. В такие моменты очень сложно подобрать нужные слова, особенно после такой гонки, как сегодня – все, что могло пойти не так, и именно так и пошло. Но вместо того чтобы злиться или расстраиваться, мы все время продолжали верить в успех. Только представьте, что мы чувствовали, когда все пошло не так в четвертом повороте: на меня ехало множество машин, все они находились на моей траектории, поэтому я постарался спустить болид с горки и ехал назад, чтобы избежать столкновения.

    Машина была серьезно повреждена, и в сухих условиях я был недостаточно быстр – не хватало скорости в конце прямых, из-за чего соперникам было проще меня обгонять, а мне, соответственно, было сложнее опережать их. Потом мы лишились радиосвязи, не вовремя провели пит-стоп – перешли на слики, когда начался дождь, – затем на пит-стопе не был готов комплект промежуточной резины – ведь у меня не работало радио, – а затем на нас обрушился дождь.

    Во мне до сих пор кипит адреналин – гонка оказалась невероятной

    К счастью, в дождь мы были быстры – в таких условиях можно компенсировать нехватку скорости болида за счет того, что выбираешь другие траектории, делаешь что-то отличное от того, что делают соперники. В итоге удалось доковылять до финиша за машиной безопасности, но я не знал, сумел ли добиться хорошего результата. Я знал, что за несколько кругов до аварии Хюлькенберга и Хэмилтона все было в порядке. Я также знал, что Алонсо ехал за ними, а потом, когда увидел аварию, больше уже ничего не знал. После я услышал невероятные новости, но не мог ответить команде из-за сломанного радио.

    Во мне до сих пор кипит адреналин – гонка оказалась невероятной. Для нас она выдалась очень сложной, учитывая все обстоятельства: повреждение болида, потерю радио в условиях, когда переговоры с командой имеют критическое значение, слишком ранний пит-стоп и неготовый комплект резины. Вы, ребята, получили шоу, а мы сражались до самого конца.

    - Вы стали самым молодым трехкратным чемпионом мира. Что для вас значит этот факт?

    – Сложно подобрать нужные слова. Кажется, подобного ранее удалось добиться лишь двум парням. Вполне очевидно, что для достижения такого результата важно оказаться в нужное время в нужном месте. Но я также верю в то, что каждый сам вершит свою судьбу и достигает поставленной цели. Я думаю, что одной из самых замечательных вещей в «Формуле-1» является то, что ты можешь сравнивать свое время, свою эру, с тем, что происходило 10-20-30-40 лет назад.

    Времена меняются, но так будет всегда, потому что так все и устроено. Если посмотреть на то, что происходит в мире, на то, как меняются времена…если честно, я просто не знаю, что сказать.

    Мы – в Сан-Паулу, где родился, вырос и похоронен Айртон Сенна. Приехать сюда и выиграть третий чемпионский титул – я не знаю, что сказать.

    Я хотел бы поблагодарить каждого человека, работающего в нашей команде – для вас это может прозвучать как стандартная фраза, и порой нас критикуют за то, что мы отделываемся от журналистов стандартным набором фраз, но я чувствую себя частью команды. Я не чувствую, что играю более важную или менее важную роль из-за того, что пилотирую болид. Сегодня мы добились того, к чему стремились и над достижением чего работали с тех пор, как я присоединился к команде. В течение года мы проделали огромный объем работы.

    Завтра сезон закончится, но ребята сосредоточатся на болиде RB9 для следующего года. Возможности передохнуть нет – и мне очень сильно повезло, что я нахожусь в более выгодном положении, – парни, вы могли бы не заниматься этой работой, но все же занимаетесь ей: не из-за зарплаты по итогам месяца, а потому, что любите автоспорт, любите «Формулу-1».

    Ребята спрашивали меня, переживаю ли я? Я ответил, что конечно переживаю, иначе что я вообще здесь делаю?

    Вчера ребята спрашивали меня, переживаю ли я? Я ответил, что конечно переживаю, иначе что я вообще здесь делаю? Я всегда волнуюсь, но мы всегда готовы, когда гаснут стартовые огни, мы готовы ко всему, и именно поэтому я тут. Сегодня было множество моментов, когда нужно было действовать, иначе все бы пошло не так.

    Мы действовали все время, мы весь год оставались собой – даже когда кто-то делал такие вещи, которые мы даже никогда не рассматривали – это не в нашем духе, и мы никогда не комментируем действия других – мы всегда хотели быть уверенными в том, что правильно выполняем свою работу.

    Мы побеждали в сезоне-2010, в сезоне-2011, и в нашей команде есть очень умный человек, который говорил мне, что сложнее всего побеждать после того, как ты уже добился успеха. К тебе приковано повышенное внимание, на тебя оказывается колоссальное давление, ты фокусируешься только на том, чтобы победить, а не на том, чтобы постепенно двигаться вперед. Вот почему я стараюсь напоминать себе: прошел еще один день и еще одна гонка, убедись, что доволен, и тогда все здорово.

    - Что за инцидент произошел на первом круге?

    – Старт получился довольно хорошим, я был доволен, но затем немного раньше, чем нужно, активировал KERS, и не выключал его вплоть до первого поворота, в который мы вошли бок о бок с Марком Уэббером. Он начал выжимать меня с траектории, так что угол входа в поворот становился все хуже и хуже. Если ты упрям и стремишься идеально попасть на апекс, то все может закончиться плохо и ты лишишься переднего антикрыла.

    Мне пришлось отступить, переключиться на первую передачу, и все пилоты вокруг, находившиеся на внешней траектории, воспользовались моментом, в результате чего я пропустил их вперед. Затем мой болид внезапно получил удар в четвертом повороте – я думаю, что Бруно Сенна в тот момент, вероятно, боролся с кем-нибудь за позицию. Дождь моросил с самого начала установочного круга, трасса была скользкой, и Бруно, возможно, об этом забыл. Ситуация была такой же, как в первом повороте – о чем я уже говорил – угол входа в поворот стремительно сужался и Бруно воспользовался моей машиной в качестве тормоза, что, конечно, не особо нам помогло.

    - Считаете ли вы, что этот титул достался вам сложнее всего, и если да, то стал ли он из-за этого самым ценным?

    – Думаю, что об этом трудно судить, потому что в итоге ты всегда сравниваешь прошлые достижения с теми, которых добился только что. Тем не менее, сезон оказался очень трудным – как на трассе, так и за ее пределами. Сезон со взлетами и падениями для всех, но, как я уже упоминал ранее, мы всегда оставались собой, держались выбранного нами пути, и в итоге именно это и предопределило исход борьбы.

    На мой взгляд, нужно радоваться тому, что видишь в зеркале, не притворяться кем-то другим, ведь если ты обманываешь, то обманываешь себя.

    Как и все, я допускал ошибки, но меня воспитали признаваться, если ты делаешь что-то не так

    Было тяжело, поскольку люди пытались сделать все возможное и невозможное, чтобы опередить нас. На нас навалилось множество вопросов, которые необходимо было решить по ходу сезона – важнее всего было оставаться самими собой, и именно это все определило.

    Я не идеальный. Как и все, я допускал ошибки, но меня воспитали признаваться, если ты делаешь что-то не так. В третьем сегменте квалификации я слишком сильно атаковал и переступил черту – получилось далеко не идеально, но мне не трудно в этом признаться. Меня так воспитали, и я считаю, что по этой причине в итоге мы добились успеха.

    - Следующая цель – выиграть чемпионский титул с другой командой?

    – Сейчас я хочу насладиться успехом. Я постарался объяснить вам, что для всей команды важнее всего достижение, которого мы добились в данный момент. Я не хочу увлекаться, рассуждая о том, что будет в следующем сезоне или в нескольких следующих сезонах. Я хочу хорошо провести время сегодня, посмотрим, сколько будет длиться праздник… В какой-то момент нужно будет перезарядить батарейки, чтобы затем вернуться в гонки в хорошей форме.

    Я остаюсь в команде, у меня контракт, который будет действовать вплоть до окончания сезона-2014, я доволен тем, чего мы добились на данный момент, и эта история все еще не закончена. Я счастлив и полон решимости показать все, на что способен и в следующем сезоне, и в данный момент не вижу смысла переходить в какую-либо другую команду.

    Я очень доволен тем, какое место занимаю в команде, и просто невероятно то, чего мы добились… Кристиан Хорнер по радио начал перечислять имена гонщиков, которые добились таких же достижений, и при этом забыл Алена Проста. У меня же радио не работало, так что я не мог ему ничего сказать! Он сказал, что они забыли про Проста, а ведь на его счету четыре чемпионских титула!

    Сезон был очень трудным – в семи первых гонках было семь разных победителей. Год был полон взлетов и падений для всех гонщиков. Уже тогда я знал, что каждая гонка, каждое очко будут иметь огромное значение. В итоге борьба получилась более плотной, чем хотелось, а на определенном этапе чемпионата люди вовсе не упоминали нас, когда говорили о шансах того или иного пилота на чемпионский титул.

    Я не мог пользоваться своими хитростями, или своим стилем пилотирования, чтобы заставить болид работать

    Важно, что мы продолжали верить, с самого начала сезона мы боролись с собственной машиной, машиной, которая отличалась от той, что была у нас в прошлом году. Я не мог пользоваться своими хитростями, или своим стилем пилотирования, чтобы заставить болид работать. Задняя часть машины вела себя недостаточно стабильно, чтобы оптимально работать на торможениях, входить в поворот и попадать на апекс – мы перепробовали все, что можно, и на определенном этапе мы смогли сделать шаг вперед. Этот шаг оказался серьезным, а также он был сделан в правильном направлении. В результате это позволило мне добиваться большего.

    В результате ситуация естественным образом повернулась в нужном нам направлении, мы стали быстры, более конкурентоспособны и оказались в лучшей позиции. В некоторых гонках было очень тяжело – вполне очевидно, что все сильно потеряли в прижимной силе и в стабильности поведения болида.

    Мы всегда были против этого, мы были сосредоточены на прогрессе, мы пытались работать над машиной, иногда делали шаги в неправильном направлении, дорого за это платили и, вероятно, научились не слишком сильно себя запутывать. Ты совершаешь ошибки, учишься на них, и болид становится быстрее.

    - Можно ли считать эту гонку самой сложной в вашей карьере?

    – Я сказал об этом по радио, но вы этого не слышали – я сказал, что это без сомнения была самая трудная гонка в карьере. Не просто потому, что борясь за чемпионский титул, ты не явно не отдыхаешь – посмотрите, что именно сегодня пошло не так: вам приходится нелегко, когда отказывает радио, ведь любые изменения условий вам нужно обсуждать с командой; кроме того, после разворота машина получает повреждения. На первом же круге мы были безнадежно позади, но смогли вернуться, погодные условия все время менялись, мы фактически просто так остановились в боксах, что стоило нам потери 20-22 секунд, а после этого вновь пришлось ехать на пит-стоп, потому что начался дождь.

    В итоге мы все равно финишировали на шестом месте, и это очень хороший результат. В некоторых гонках ты рад тому, что занимаешь шестое место. Мы довольны тем, что это случилось в последней гонке сезона, в которой решалась судьба чемпионского титула. Все сложилось в нашу пользу, так что я не знаю, что еще сказать.

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы