Загрузить фотографиюОчиститьИскать

Другая жизнь. Как Алекс Дзанарди стал новым супергероем

Переживший ампутацию ног автогонщик Алекс Дзанарди на этой неделе выиграл два золота Паралимпиады. Восхищаясь мужеством итальянца, Sports.ru рассказывает его удивительную историю.

Как ни странно, итальянскому гонщику Алессандро Дзанарди, выходившему на старт в «Формуле-1» на протяжении пяти сезонов, почти не пришлось участвовать в домашнем Гран-при Италии в Монце. Тем не менее, его жизнь каким-то мистическим образом связана с этой гонкой. Так, именно накануне этапа в Монце в сентябре 2001 года Дзанарди, выступавший в американской серии CART, попал в тяжелую аварию на трассе «Лаузицринг», и лишился обеих ног. В последние три дня, также накануне Гран-при Италии в Монце, Алессандро Дзанарди выиграл две золотые медали паралимпийских игр в Лондоне, а затем еще и обеспечил сборной Италии серебро в командной гонке. Парадоксально, но при этом нынешний этап в Монце станет первым за несколько десятилетий, когда на его старт не выйдет ни один итальянец. Мы попытались разобраться в странных взаимоотношениях итальянцев и «Формулы-1» и удивительных хитросплетениях судьбы Дзанарди.

Остров невезения

Итальянцам в «Формуле-1» не везет. Кому-то такой вывод может показаться парадоксальным, но это факт. А ведь когда чемпионат мира только был создан, итальянцы в нем доминировали как среди команд, так и среди пилотов. И первым чемпионом также стал итальянец, Джузеппе «Нино» Фарина. А через два года пришло время Альберто Аскари – он с феноменальным перевесом выиграл два титула, но… Переход в «Лянчу» оказался не слишком удачным, а вскоре его настигла нелепая смерть. Случайно оказавшись на тестах своей бывшей команды «Феррари», он не удержался, сел за руль спортивной «Феррари» 750s и погиб при невыясненных обстоятельствах. Произошло это, между прочим, в Монце.

За прошедшие с тех пор 60 лет в «Формуле» выступали многие десятки итальянцев, но ни одному не удалось больше стать чемпионом мира. Конечно, большинство из них на победы и не претендовали. Однако и в тех случаях, когда появлялся действительно сильный и талантливый итальянский пилот, с ним обязательно что-то случалось.

В последние три дня Алессандро Дзанарди выиграл две золотые медали Паралимпиады в Лондоне

Так, уже в 1957 году, всего через два года после трагической гибели Аскари, погиб пилот «Феррари» Эудженио Кастеллотти. Ему было всего 26 лет, и он считался восходящей звездой итальянского автоспорта – в первом же своем полном сезоне он сумел опередить авторитетного напарника Луиджи Муссо. Спустя год, впрочем, пришел черед и Муссо – после двух первых этапов он лидировал в чемпионате, а по итогам четырех все еще имел неплохие шансы на титул, но на пятом разбился.

Одной из самых трагических страниц в истории итальянского автоспорта стал 1967 год. Лидируя в Гран-при Монако, погиб Лоренцо Бандини – главная надежда Италии в «Формуле-1» того времени. Не обошлось без трагедий и в восьмидесятых – в 1982-м, всего во второй гонке в своей карьере погиб Риккардо Палетти. Его смерть надолго стала последней по ходу Гран-при, но на тестах еще один фатальный инцидент все же произошел. Это было в 1986-м, когда не стало любимца всей Италии Элио де Анджелиса.

Во второй половине восьмидесятых надежды Италии были связаны с выступлениями Микеле Альборето. В 1985-м он за рулем «Феррари» боролся за титул с Аленом Простом из «Макларена», но проиграл из-за невероятного стечения обстоятельств – Микеле не смог финишировать в пяти последних гонках сезона подряд!

Алессандро, Алессандро…

После этого карьера итальянца пошла на спад. Зато зажглась новая звезда – Алессандро Наннини. Молодой уроженец Сиены громко заявил о себе в сезонах 1988 и 1989 годов. Он даже завоевал первую победу – в памятном Гран-при Японии, в котором столкнулись Сенна и Прост, и француз стал чемпионом. Сенна до финиша тогда добрался, причем первым, но его дисквалифицировали, и первое место на подиуме досталось Наннини.

В 1990-м дела Алессандро также шли неплохо, но… прогулка на вертолете в родной Сиене закончилась авиакатастрофой. Наннини выжил, но врачам пришлось изрядно потрудиться – в частности, ему практически оторвало кисть руки. Ее удалось пришить обратно, однако прежнюю работоспособность она не восстановила уже никогда. И хотя гонщик продолжил выступать в автоспорте, карьера в «Формуле-1» для него на этом была закончена.

Вот на таком фоне и появился в «Ф-1» другой Алессандро – Дзанарди. Путевку в Гран-при ему предоставил, как и нескольким другим пилотам, Бертран Гашо, повздоривший с таксистом и угодивший в тюрьму. Заменил его в «Джордане», как все помнят, Михаэль Шумахер, но уже на следующем этапе немец оказался в «Бенеттоне». Через пару гонок Эдди Джордан пригласил на вакантное место Дзанарди – на тот момент Алессандро уже стал вице-чемпионом «Формулы-3000».

Карьера Сандро в «Формуле-1» едва не завершилась после страшной аварии на тренировке перед Гран-при Бельгии

Нельзя сказать, что дебют итальянца оказался таким же ярким, как у Шумахера, но память о себе он оставил. И, проведя сезон в роли тест-пилота «Минарди», на 1993 год подписал контракт с легендарной командой «Лотус». Правда, знаменитый коллектив как раз начал петь свою лебединую песню, так что одно очко, заработанное Дзанарди на втором Гран-при сезона в Бразилии, так и осталось для него единственным. А в Бельгии карьера спортсмена едва не завершилась после страшной аварии на тренировке.

Получив тяжелые травмы, Алессандро пропустил всю оставшуюся часть сезона, а также первую часть следующего. В «Лотусе» его сменил Педро Лами, но в начале 1994 года тот сам попал в серьезную аварию и сломал обе ноги. Таким вот нетривиальным способом Дзанарди получил возможность вернуться за руль своего же болида. Однако уровень машины просто не позволял бороться за очки, да и надежность оставляла желать много лучшего – в восьми гонках итальянец добрался до финиша лишь трижды. К слову, именно тогда он впервые вышел на старт Гран-при Италии. Но и только – уже на старте попал в массовый завал и вынужден был сойти с дистанции. А по окончании чемпионата команда «Лотус» прекратила свое существование. В итоге, не найдя места в «Формуле-1» на сезон-1995, Дзанарди предпочел переехать в США.

Фабрика грез

И вот тут с пилотом произошла удивительная метаморфоза, изменившая всю жизнь. В Америке Алессандро, быстро превратившийся в Алекса, нашел самого себя. Дебютировав в 1996 году в сильной команде серии CART Чипа Гэнасси, он в первом же сезоне одержал три победы и еще трижды поднялся на подиум, что принесло ему титул «Новичок года». Чемпионом, правда, стал напарник Джимми Вассер, но ведь это было только начало. В следующих двух сезонах Дзанарди взял убедительный реванш и стал двукратным победителем серии.

Покинув «Ф-1» и переехав в Америку, Дзанарди выиграл два чемпионских титула в серии CART

Столь громкий успех итальянца за океаном вновь привлек к нему внимание в Европе. Команда «Уильямс» решила повторить свой успешный опыт по приглашению за руль чемпионов американской серии, который они в 1996-м году получили с Жаком Вильневом, и заключили с Алессандро двухлетний контракт. Правда, между «Уильямсом» 1996-го и 1999 года была очень существенная разница с точки зрения конкурентоспособности… Тем не менее, и на этом болиде втором гонщику команды Ральфу Шумахеру удалось трижды подняться на подиум. Дзанарди же не набрал ни одного очка.

Справедливости ради стоит сказать, что в таких катастрофических результатах был виноват далеко не только Сандро. Так, в 16-ти гонках он сходил 10 раз, и в ряде случаев терял при этом возможность заработать очки. Наилучший шанс был упущен на Гран-при Италии. Дзанарди квалифицировался четвертым, а после старта вышел на третье место, однако из-за поломки машины вскоре потерял темп и финишировал только седьмым. Так или иначе, после окончания чемпионата контракт был расторгнут, и Фрэнк Уильямс даже выплатил итальянцу неустойку в размере четырех миллионов долларов, посадив на его место Дженсона Баттона.

Опасные гастроли

Дзанарди ничего не оставалось, как вернуться за океан – он подписал контракт на 2001 год с командой CART «Мо Нанн». В том чемпионате должна была дебютировать новая трасса, расположенная в Германии – «Лаузицринг», построенная по самым высоким стандартам и открытая только в 2000 году. Однако уже в первом сезоне на ней произошло три трагедии. В апреле на тестах спортпрототипа «Ауди» R8 погиб Микеле Альборето. В мае из-за аварии погиб один из маршалов. Наконец, 15 сентября, во время гонки серии CART болид Алекса Дзанарди разворнуло поперек трассы и в него на полной скорости врезался канадец итальянского происхождения Алекс Тальяни. Чудовищный удар буквально разрубил машину Дзанарди пополам…

Сейчас мы знаем, чем закончилась эта катастрофа, но в действительности все могло быть еще трагичнее. После аварии Сандро потерял три четверти своей крови, и лишь сверхоперативные действия спасательной бригады сохранили ему шансы на выживание. Спортсмена вытащили из кокпита и срочно отправили в больницу, однако в вертолете у него семь раз останавливалось сердце. Врачам удалось спасти гонщика, но при этом сначала пришлось ампутировать одну ногу, а потом – вторую. После всех операций Дзанарди оставался в коме еще трое суток…

Врачам удалось спасти гонщика, но при этом им пришлось ампутировать одну ногу, а потом – вторую

Все эти три дня его жена Даниэла буквально не отходила от постели любимого. И когда Алессандро пришел в себя, перед ней и родными встала непростая задача – сообщить гонщику о том, что он лишился ног. В итоге они собрались с силами и сказали ему об этом. Реакция Дзанарди была удивительной даже для них. «Ну, хорошо, по крайней мере, я жив», – спокойно ответил он.

К слову, хотя Дзанарди уже и не имел отношения к «Формуле-1», его авария оказала серьезное влияние на результаты по крайней мере одного Гран-при сезона-2001 – Гран-при Италии. После случившихся за несколько дней до этого терактов 11 сентября многие и так находились в шоковом состоянии, а трагедия на «Лаузицринге» стала последней каплей. В знак траура в «Феррари» решили снять с болида все рекламные наклейки и покрасить носовые обтекатели в черный цвет, но лидер итальянской команды Михаэль Шумахер и вовсе пытался отказаться от участия в гонке (титул он к тому моменту себе уже гарантировал).

Выйти на старт его, тем не менее, заставили, так как Берни прозрачно намекнул на возможность дисквалификации. Однако никогда прежде немец не выглядел таким подавленным. И это был, пожалуй, единственный Гран-при в его карьере, в котором Шумахер, обладая машиной, способной бороться за победу, эту победу безвольно отдал. Более того – даже не попытавшись зацепиться за призовую тройку, он финишировал только четвертым. Подниматься на подиум в этот день он явно не собирался.

«У меня есть мечта…»

Удивительно, но, лишившись ног, Дзанарди как будто обрел крылья. Пожалуй, никогда раньше он не был настолько целеустремленным, и не знал так ясно, чего хочет.

«После аварии на «Лаузицринге», как только я понял, что жив, я начал строить планы, – рассказал позже Алессандро. – Самым главным было подержать на руках моего сына. Я сделал это. Затем я начал учиться ходить. Я много раз падал, но в итоге сделал и это. Моей следующей целью было снова сесть в гоночный автомобиль. Я пошел к бывшему главе Champ Car Крису Пуку и просто сказал: «У меня есть незаконченное дело». Это было в 2003-м».

В том же году на болиде «Мо Нанн» с ручным управлением он доехал те злополучные 13 кругов по «Лаузицрингу», что остались незавершенными из-за аварии. Но это была не просто демонстрация. Лучший из пройденных им кругов позволил бы ему стартовать в гонке Champ Car, прошедшей в тот трагичный уик-энд, пятым. После окончания заездов Дзанарди шутил: «Все дело в том, что я стал немного легче».

«Самым главным было подержать на руках моего сына. Я сделал это. Затем я начал учиться ходить. Я много раз падал, но в итоге сделал и это»

Бросать автоспорт он и не думал. Уже через два года итальянец дебютировал в европейском «туринге» на специально подготовленной машине. Произошло это, между прочим, в Монце. В 2005-м он перешел в чемпионат мира WTCC. За пять лет он множество раз поднимался на подиум, и одержал четыре победы.

Затем Дзанарди оставил гонки. У него появилась новая цель – попасть на Паралимпийские игры. В качестве вида спорта Сандро выбрал ручной велосипед – наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. Впервые попробовал свои силы он еще в 2007-м, заняв на престижном Нью-Йоркском марафоне четвертое место после всего четырех недель тренировок. В 2009-м он выиграл марафон в Венеции, в 2010-м – в Риме. А в 2011-м одержал победу и в Нью-Йорке. В марте нынешнего года он официально был включен в сборную Италии на Паралимпийских играх. А ведь 22 сентября ему исполнится уже 46 лет…

Теперь, когда его мечта – золотая медаль – сбылась, казалось бы, можно со спокойной совестью уходить на пенсию. Но покой, похоже, не для Алессандро. Он уже поставил перед собой новую цель – еще более амбициозную, чем все предыдущие. Дзанарди намерен уже в следующем году выйти на старт знаменитой гонки «500 миль Индианаполиса».

– Я давно мечтаю об Инди, – сказал он, – и после заезда на «Лаузицринге» знаю, что мне это по силам. Джимми Вассер предложил мне машину в 2013 году, если я выиграю золото в Лондоне. Думаю, пришло время звонить Джимми!»

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы