10 мин.

Другая жизнь. Как Алекс Дзанарди стал новым супергероем

Как ни странно, итальянскому гонщику Алессандро Дзанарди, выходившему на старт в «Формуле-1» на протяжении пяти сезонов, почти не пришлось участвовать в домашнем Гран-при Италии в Монце. Тем не менее, его жизнь каким-то мистическим образом связана с этой гонкой. Так, именно накануне этапа в Монце в сентябре 2001 года Дзанарди, выступавший в американской серии CART, попал в тяжелую аварию на трассе «Лаузицринг», и лишился обеих ног. В последние три дня, также накануне Гран-при Италии в Монце, Алессандро Дзанарди выиграл две золотые медали паралимпийских игр в Лондоне, а затем еще и обеспечил сборной Италии серебро в командной гонке. Парадоксально, но при этом нынешний этап в Монце станет первым за несколько десятилетий, когда на его старт не выйдет ни один итальянец. Мы попытались разобраться в странных взаимоотношениях итальянцев и «Формулы-1» и удивительных хитросплетениях судьбы Дзанарди.

Остров невезения

Итальянцам в «Формуле-1» не везет. Кому-то такой вывод может показаться парадоксальным, но это факт. А ведь когда чемпионат мира только был создан, итальянцы в нем доминировали как среди команд, так и среди пилотов. И первым чемпионом также стал итальянец, Джузеппе «Нино» Фарина. А через два года пришло время Альберто Аскари – он с феноменальным перевесом выиграл два титула, но… Переход в «Лянчу» оказался не слишком удачным, а вскоре его настигла нелепая смерть. Случайно оказавшись на тестах своей бывшей команды «Феррари», он не удержался, сел за руль спортивной «Феррари» 750s и погиб при невыясненных обстоятельствах. Произошло это, между прочим, в Монце.

За прошедшие с тех пор 60 лет в «Формуле» выступали многие десятки итальянцев, но ни одному не удалось больше стать чемпионом мира. Конечно, большинство из них на победы и не претендовали. Однако и в тех случаях, когда появлялся действительно сильный и талантливый итальянский пилот, с ним обязательно что-то случалось.

Так, уже в 1957 году, всего через два года после трагической гибели Аскари, погиб пилот «Феррари» Эудженио Кастеллотти. Ему было всего 26 лет, и он считался восходящей звездой итальянского автоспорта – в первом же своем полном сезоне он сумел опередить авторитетного напарника Луиджи Муссо. Спустя год, впрочем, пришел черед и Муссо – после двух первых этапов он лидировал в чемпионате, а по итогам четырех все еще имел неплохие шансы на титул, но на пятом разбился.

Одной из самых трагических страниц в истории итальянского автоспорта стал 1967 год. Лидируя в Гран-при Монако, погиб Лоренцо Бандини – главная надежда Италии в «Формуле-1» того времени. Не обошлось без трагедий и в восьмидесятых – в 1982-м, всего во второй гонке в своей карьере погиб Риккардо Палетти. Его смерть надолго стала последней по ходу Гран-при, но на тестах еще один фатальный инцидент все же произошел. Это было в 1986-м, когда не стало любимца всей Италии Элио де Анджелиса.

Во второй половине восьмидесятых надежды Италии были связаны с выступлениями Микеле Альборето. В 1985-м он за рулем «Феррари» боролся за титул с Аленом Простом из «Макларена», но проиграл из-за невероятного стечения обстоятельств – Микеле не смог финишировать в пяти последних гонках сезона подряд!

Алессандро, Алессандро…

После этого карьера итальянца пошла на спад. Зато зажглась новая звезда – Алессандро Наннини. Молодой уроженец Сиены громко заявил о себе в сезонах 1988 и 1989 годов. Он даже завоевал первую победу – в памятном Гран-при Японии, в котором столкнулись Сенна и Прост, и француз стал чемпионом. Сенна до финиша тогда добрался, причем первым, но его дисквалифицировали, и первое место на подиуме досталось Наннини.

В 1990-м дела Алессандро также шли неплохо, но… прогулка на вертолете в родной Сиене закончилась авиакатастрофой. Наннини выжил, но врачам пришлось изрядно потрудиться – в частности, ему практически оторвало кисть руки. Ее удалось пришить обратно, однако прежнюю работоспособность она не восстановила уже никогда. И хотя гонщик продолжил выступать в автоспорте, карьера в «Формуле-1» для него на этом была закончена.

Вот на таком фоне и появился в «Ф-1» другой Алессандро – Дзанарди. Путевку в Гран-при ему предоставил, как и нескольким другим пилотам, Бертран Гашо, повздоривший с таксистом и угодивший в тюрьму. Заменил его в «Джордане», как все помнят, Михаэль Шумахер, но уже на следующем этапе немец оказался в «Бенеттоне». Через пару гонок Эдди Джордан пригласил на вакантное место Дзанарди – на тот момент Алессандро уже стал вице-чемпионом «Формулы-3000».

Нельзя сказать, что дебют итальянца оказался таким же ярким, как у Шумахера, но память о себе он оставил. И, проведя сезон в роли тест-пилота «Минарди», на 1993 год подписал контракт с легендарной командой «Лотус». Правда, знаменитый коллектив как раз начал петь свою лебединую песню, так что одно очко, заработанное Дзанарди на втором Гран-при сезона в Бразилии, так и осталось для него единственным. А в Бельгии карьера спортсмена едва не завершилась после страшной аварии на тренировке.

Получив тяжелые травмы, Алессандро пропустил всю оставшуюся часть сезона, а также первую часть следующего. В «Лотусе» его сменил Педро Лами, но в начале 1994 года тот сам попал в серьезную аварию и сломал обе ноги. Таким вот нетривиальным способом Дзанарди получил возможность вернуться за руль своего же болида. Однако уровень машины просто не позволял бороться за очки, да и надежность оставляла желать много лучшего – в восьми гонках итальянец добрался до финиша лишь трижды. К слову, именно тогда он впервые вышел на старт Гран-при Италии. Но и только – уже на старте попал в массовый завал и вынужден был сойти с дистанции. А по окончании чемпионата команда «Лотус» прекратила свое существование. В итоге, не найдя места в «Формуле-1» на сезон-1995, Дзанарди предпочел переехать в США.

Фабрика грез

И вот тут с пилотом произошла удивительная метаморфоза, изменившая всю жизнь. В Америке Алессандро, быстро превратившийся в Алекса, нашел самого себя. Дебютировав в 1996 году в сильной команде серии CART Чипа Гэнасси, он в первом же сезоне одержал три победы и еще трижды поднялся на подиум, что принесло ему титул «Новичок года». Чемпионом, правда, стал напарник Джимми Вассер, но ведь это было только начало. В следующих двух сезонах Дзанарди взял убедительный реванш и стал двукратным победителем серии.

Столь громкий успех итальянца за океаном вновь привлек к нему внимание в Европе. Команда «Уильямс» решила повторить свой успешный опыт по приглашению за руль чемпионов американской серии, который они в 1996-м году получили с Жаком Вильневом, и заключили с Алессандро двухлетний контракт. Правда, между «Уильямсом» 1996-го и 1999 года была очень существенная разница с точки зрения конкурентоспособности… Тем не менее, и на этом болиде втором гонщику команды Ральфу Шумахеру удалось трижды подняться на подиум. Дзанарди же не набрал ни одного очка.

Справедливости ради стоит сказать, что в таких катастрофических результатах был виноват далеко не только Сандро. Так, в 16-ти гонках он сходил 10 раз, и в ряде случаев терял при этом возможность заработать очки. Наилучший шанс был упущен на Гран-при Италии. Дзанарди квалифицировался четвертым, а после старта вышел на третье место, однако из-за поломки машины вскоре потерял темп и финишировал только седьмым. Так или иначе, после окончания чемпионата контракт был расторгнут, и Фрэнк Уильямс даже выплатил итальянцу неустойку в размере четырех миллионов долларов, посадив на его место Дженсона Баттона.

Опасные гастроли

Дзанарди ничего не оставалось, как вернуться за океан – он подписал контракт на 2001 год с командой CART «Мо Нанн». В том чемпионате должна была дебютировать новая трасса, расположенная в Германии – «Лаузицринг», построенная по самым высоким стандартам и открытая только в 2000 году. Однако уже в первом сезоне на ней произошло три трагедии. В апреле на тестах спортпрототипа «Ауди» R8 погиб Микеле Альборето. В мае из-за аварии погиб один из маршалов. Наконец, 15 сентября, во время гонки серии CART болид Алекса Дзанарди разворнуло поперек трассы и в него на полной скорости врезался канадец итальянского происхождения Алекс Тальяни. Чудовищный удар буквально разрубил машину Дзанарди пополам…

Сейчас мы знаем, чем закончилась эта катастрофа, но в действительности все могло быть еще трагичнее. После аварии Сандро потерял три четверти своей крови, и лишь сверхоперативные действия спасательной бригады сохранили ему шансы на выживание. Спортсмена вытащили из кокпита и срочно отправили в больницу, однако в вертолете у него семь раз останавливалось сердце. Врачам удалось спасти гонщика, но при этом сначала пришлось ампутировать одну ногу, а потом – вторую. После всех операций Дзанарди оставался в коме еще трое суток…

Все эти три дня его жена Даниэла буквально не отходила от постели любимого. И когда Алессандро пришел в себя, перед ней и родными встала непростая задача – сообщить гонщику о том, что он лишился ног. В итоге они собрались с силами и сказали ему об этом. Реакция Дзанарди была удивительной даже для них. «Ну, хорошо, по крайней мере, я жив», – спокойно ответил он.

К слову, хотя Дзанарди уже и не имел отношения к «Формуле-1», его авария оказала серьезное влияние на результаты по крайней мере одного Гран-при сезона-2001 – Гран-при Италии. После случившихся за несколько дней до этого терактов 11 сентября многие и так находились в шоковом состоянии, а трагедия на «Лаузицринге» стала последней каплей. В знак траура в «Феррари» решили снять с болида все рекламные наклейки и покрасить носовые обтекатели в черный цвет, но лидер итальянской команды Михаэль Шумахер и вовсе пытался отказаться от участия в гонке (титул он к тому моменту себе уже гарантировал).

Выйти на старт его, тем не менее, заставили, так как Берни прозрачно намекнул на возможность дисквалификации. Однако никогда прежде немец не выглядел таким подавленным. И это был, пожалуй, единственный Гран-при в его карьере, в котором Шумахер, обладая машиной, способной бороться за победу, эту победу безвольно отдал. Более того – даже не попытавшись зацепиться за призовую тройку, он финишировал только четвертым. Подниматься на подиум в этот день он явно не собирался.

«У меня есть мечта…»

Удивительно, но, лишившись ног, Дзанарди как будто обрел крылья. Пожалуй, никогда раньше он не был настолько целеустремленным, и не знал так ясно, чего хочет.

«После аварии на «Лаузицринге», как только я понял, что жив, я начал строить планы, – рассказал позже Алессандро. – Самым главным было подержать на руках моего сына. Я сделал это. Затем я начал учиться ходить. Я много раз падал, но в итоге сделал и это. Моей следующей целью было снова сесть в гоночный автомобиль. Я пошел к бывшему главе Champ Car Крису Пуку и просто сказал: «У меня есть незаконченное дело». Это было в 2003-м».

В том же году на болиде «Мо Нанн» с ручным управлением он доехал те злополучные 13 кругов по «Лаузицрингу», что остались незавершенными из-за аварии. Но это была не просто демонстрация. Лучший из пройденных им кругов позволил бы ему стартовать в гонке Champ Car, прошедшей в тот трагичный уик-энд, пятым. После окончания заездов Дзанарди шутил: «Все дело в том, что я стал немного легче».

Бросать автоспорт он и не думал. Уже через два года итальянец дебютировал в европейском «туринге» на специально подготовленной машине. Произошло это, между прочим, в Монце. В 2005-м он перешел в чемпионат мира WTCC. За пять лет он множество раз поднимался на подиум, и одержал четыре победы.

Затем Дзанарди оставил гонки. У него появилась новая цель – попасть на Паралимпийские игры. В качестве вида спорта Сандро выбрал ручной велосипед – наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. Впервые попробовал свои силы он еще в 2007-м, заняв на престижном Нью-Йоркском марафоне четвертое место после всего четырех недель тренировок. В 2009-м он выиграл марафон в Венеции, в 2010-м – в Риме. А в 2011-м одержал победу и в Нью-Йорке. В марте нынешнего года он официально был включен в сборную Италии на Паралимпийских играх. А ведь 22 сентября ему исполнится уже 46 лет…

Теперь, когда его мечта – золотая медаль – сбылась, казалось бы, можно со спокойной совестью уходить на пенсию. Но покой, похоже, не для Алессандро. Он уже поставил перед собой новую цель – еще более амбициозную, чем все предыдущие. Дзанарди намерен уже в следующем году выйти на старт знаменитой гонки «500 миль Индианаполиса».

– Я давно мечтаю об Инди, – сказал он, – и после заезда на «Лаузицринге» знаю, что мне это по силам. Джимми Вассер предложил мне машину в 2013 году, если я выиграю золото в Лондоне. Думаю, пришло время звонить Джимми!»