Загрузить фотографиюОчиститьИскать

7 самых талантливых неудачников «Формулы-1»

В «Формуле-1» часто появляются гонщики, которых называют будущими чемпионами мира. Однако до покорения спортивного Олимпа каждому из них необходимо преодолеть многочисленные препятствия: научиться работать в команде, выжимать максимум из слабого болида и не терять веры в свои силы. Sports.ru вспоминает семь талантливых пилотов Больших Призов за последние 20 лет, подававших большие надежды, но так их и не оправдавших.

7 самых талантливых неудачников «Формулы-1»
7 самых талантливых неудачников «Формулы-1»

Алессандро Дзанарди так и не подружился с «Формулой-1». Фото: REUTERS/Paulo Whitaker

Эрик Кома

В 1988 году даровитый француз взял титул в национальной «Формуле-3», а затем дважды подряд набирал наибольшее число очков в международном чемпионате «Формулы-3000». Дебют в «Ф-1» состоялся в некогда славной команде «Лижье», однако первый сезон для пилота оказался бесплодным из-за слабых моторов «Ламборгини». Впрочем, на следующий год с появлением более конкурентоспособных двигателей «Рено» результаты конюшни резко возросли, и Кома занял 11-ю строчку в чемпионате.

Увы, но на этом карьерный рост Эрика в «Формуле-1» прекратился. Тяжелый характер не позволял ему взаимодействовать с опытнейшим напарником Тьерри Бутсеном и коллективом, а французские спонсоры предпочли более яркого соотечественника из «Феррари» Жана Алези, и в итоге Кома лишился места в конюшне-середняке.

Продолжить выступления в «Ф-1» нашему герою удалось только в «Лярруссе», однако поистине аутсайдерские болиды с трудом давали возможность просто попадать на стартовую решетку Гран-при. Тем не менее, Кома, даже стартуя из третьего десятка, умудрялся зарабатывать очки. Однако кардинально положение дел это не изменило, ибо «Ляррусс» обанкротился в конце сезона-1994, и карьера Эрика в Больших Призах – к тому моменту считавшемуся типичным статистом – завершилась.

Эрик ван де Пуле

Талантливый бельгиец стал победителем «Формулы-Форд» как Бельгии, так и Бенилюкса. Далее, уйдя в кузовные гонки, Эрик стал лучшим и на этом поприще. Победа в 24-часах Спа и титул в немецком туринге явили всю разносторонность дарования бельгийца. Наконец, он вновь вернулся в «формулы», и в сезоне-1990 завоевал вице-чемпионский титул «Формулы-3000».

Дебют в «Ф-1» состоялся в очень скромной «Модене». Болид итальянской команды был не самым плохим, правда, за весь сезон машина по-настоящему поехала только в Имоле, однако очков пилот не заработал – за пять кругов до финиша на машине шедшего пятым ван де Пуле сломался топливный насос.

Ван де Пуле менял одну команду на другую, но постоянно ошибался: эти конюшни были абсолютными аутсайдерами

Новый сезон Эрик начал в новой для себя команде, но «Брэбэм» в 1992 году представлял из себя жалкое зрелище: машина устарела настолько, что не позволяла проходить квалификацию, а руководство конюшни тщетно искало деньги на выступления в Гран-при. Разочарованный спортсмен по ходу первенства перебрался в «Фондметал», но и это оказалось ошибкой, ибо в конце года команда не нашла денег для дальнейших выступлений. Попытавшись остаться в чемпионате, бельгиец заключил контракт на должность тест-пилота в «Тиррелле», однако и тут у него ничего не сложилось, и раздосадованный Эрик предпочел сосредоточиться на туринговых гонках.

Алессандро Дзанарди

В отличие от предыдущих героев статьи, которые регулярно находились в ненужное время в ненужном месте, Дзанарди попадал в «нужные» команды, но проявил отсутствие гибкости и приспособляемости…

В 1990 году пилот из Болоньи выиграл итальянскую «Формулу-3», и на следующий год уже защищал цвета «Иль Бароне Рампанте» в международной «Формуле-3000». Дебют выдался более чем успешным: в десяти гонках Алекс трижды добирался до первого места, и сходу завоевал вице-чемпионский титул.

Немудрено, что талантливого пилота уже по ходу сезона-1991 пригласили заменить на пару гонок угодившего в тюрьму Бертрана Гашо в «Джордане» (кстати, при этих же обстоятельствах в чемпионате мира дебютировал и Михаэль Шумахер), а в 1992 году Дзанарди, числившийся тест-пилотом «Минарди», несколько раз выступил вместо травмированного Кристиана Фиттипальди.

В те годы травмы в «Ф-1» были частым явлением, и, к сожалению, злой рок не обошел стороной и Алессандро. В 1993 году он перешел в угасающий «Лотус», заработал первые очки, хорошо смотрелся на фоне более опытного напарника Джонни Херберта, но перед Гран-при Бельгии угодил в тяжелую аварию, которая чуть не поставила крест на всей его карьере.

Итальянец не смог приспособиться к завоевавшим «Формулу-1» карбоновым тормозам

Алекс вернулся в гонки в 1994-м, но история «Лотуса» неумолимо близилась к концу, и в результате обанкротившаяся команда лишила спортсмена шансов выступать в «Формуле-1».

Следующая попытка добиться успеха в европейских гонках состоялась в 1999-м – к этому времени Алессандро выиграл два титула в американской серии CART, и считался весьма ценным гонщиком, на которого положил глаз даже Фрэнк Уильямс. Увы, разменявший четвертый десяток итальянец не смог приспособиться к завоевавшим «Формулу-1» карбоновым тормозам и не лучшим образом смотрелся на фоне молодого напарника, Ральфа Шумахера. За весь сезон Дзанарди не набрал ни одного очка (лучшим шансом был родной Гран-при Италии, где Алекс до повреждения шасси шел на третьей позиции), что в сравнении с достижениями Шумахера-младшего (два подиума и 35 очков) выглядело полным провалом, и в итоге никто не удивился, когда «Уильямс» объявил о расставании с пилотом…

Педро Лами

В младших гоночных сериях португалец легко разбирался с конкурентами на трассах: за несколько лет он выиграл национальную «Формулу-Форд», «Формулу Опель-Лотус», в доминирующем стиле победил в немецкой «Формуле-3», а также попутно выиграл культовую «Мальборо Мастерс» в Зандфорте. В 1993-м Педро находился уже на пороге «Формулы-1» – он стал вторым в международной «Ф-3000», уступив победителю чемпионата Оливье Панису лишь одно очко (кстати, третьим в том сезоне оказался молодой Дэвид Култхард). У португальца, пожалуй, был лишь один недостаток – излишняя горячность.

Все в том же 1993 году гонщик получил приглашение заменить в концовке сезона «Формулы-1» травмированного Сандро Дзанарди. Несмотря на слабенький «Лотус», Педро в дебютном Гран-при добрался до 11 места.

Однако Лами успел провести лишь четыре гонки в конце сезона-1993 и столько же в начале 1994 года, а затем на тестах в Сильверстоуне угодил в аварию и сломал обе ноги.

Этот инцидент, вероятно, и стал концом формульной карьеры гонщика – он восстанавливался целый год, и после интенсивной физиотерапии сумел вновь сесть за руль болида, однако прежней скорости уже не было. Единственным светлым пятном для Лами стал Гран-при Австралии 1995 года – за рулем «Минарди» он занял шестое место, став первым представителем Португалии, добравшимся до зачетных очков в «Ф-1». Однако на большее ни он сам, ни его команда рассчитывать не могли. Промучившись весь 1996 год с бедной командой из Фаэнцы, и осознав, что он никогда не добьется успеха, Педро переключился на гонки в других гоночных категориях.

Стефан Сарразен

Сын раллиста-любителя в 19 лет завоевал титул чемпиона во французской «Формуле-Рено 2.0». В 1997-м Стефан выиграл вице-чемпионский титул в «Формуле-3», а в следующем году дебютировал в международной «Формуле-3000». Его карьера развивалась столь стремительно, что он выиграл первую же гонку сильнейшего молодежного чемпионата, а в 1999 году стал тест-пилотом «Формулы-1».

Дебют в чемпионате мира состоялся в том же году, когда Стефана пригласили в «Минарди» заменить травмированного Луку Бадоера на Гран-при Бразилии. В первой же тренировке молодой талант опередил двух чемпионов: Вильнева и Хилла! В квалификации показал хороший для Скудерии из Фаэнцы 17-й результат.

Стефан Сарразен провел лишь одну гонку, и на этом его активная карьера в «Формуле-1» завершилась

В гонке, несмотря на аутсайдерский болид, Сарразен шел на 11-й позиции и мог побороться бы даже за невероятные для команды очки. Однако из-за тряски на кочках «Интерлагоса» на «Минарди» не выдержало крепление переднего антикрыла… Авария положила конец как гонке, так и карьере…

Несмотря на то, что Стефан являлся тестером «Проста», предложений выступать за французскую конюшню ни в 2000-м, ни в 2001 году он так и не получил. Сначала в свою команду Ален Прост взял Жана Алези и Ника Хайдфельда, а затем состоятельных Гастона Маццакане и Лучано Бурти. В столь конкурентоспособном гоночном мире всегда кому-то приходится уступать…

Фото: REUTERS/Desmond Boylan/Jacky Naegelen

Рикардо Зонта

Бразильский пилот является самым молодым гонщиком в нашем списке. И в свои 36 лет он был бы далеко на самым возрастным даже в нынешнем пелотоне.

Сначала Рикардо покорил родной континент, взяв титулы в бразильской и южноамериканской «Ф-3». Затем, в 1996-м, перебрался в Европу, и со второй попытки выиграл международный чемпионат «Формулы-3000». Попеременно подписав контракты тест-пилота с «Джорданом» и «Маклареном», Зонта дважды подряд выигрывал престижную награду «Золотой шлем», а затем, в статусе чемпиона ФИА ГТ, ворвался в «Формулу-1». Талантливый пилот отверг предложения лучших команд-середняков – «Заубера» и «Джордана», – и присоединился к амбициозному проекту «БАР».

Однако карьера на высшем уровне сразу не задалась: уже на тренировке перед вторым Гран-при сезона в родной Бразилии пилот повредил связки ноги и выбыл из строя на три гонки. Вернувшись, Рикардо в очередной раз угодил в серьезную аварию – на этот раз в Спа, и за весь сезон так и не заработал очков. Однако кредит доверия не был исчерпан, и бразилец остался напарником Жака Вильнева, который также безрезультативно провел 1999 год.

Сезон-2000 Зонта начал с шестого места, а затем… вновь попал в серьезную аварию: на этот раз на тестах в Сильверстоуне из-за поломки подвески. Рикардо несомненно был быстр, однако отсутствие стабильности и частые аварии не слишком радовали руководство команды, особенно на фоне подиумов напарника.

Зонта был быстр, однако отсутствие стабильности и частые аварии не радовали команду

В результате бразильца уволили из «БАР», и в течение нескольких лет он был вынужден заниматься тестерской работой в разных командах «Ф-1», изредка заменяя в гонках уволенных пилотов: Зонта дважды выступил за «Джордан» и шесть раз за «Тойоту».

Последняя возможность для Рикардо выйти на старт Гран-при появилась в 2005 году в Индианаполисе, после травмы Ральфа Шумахера, однако из-за шинного скандала клиенты «Мишлен» отказались от участия в гонке, и карьера не достигшего даже 30-летия гонщика в «Формуле-1» завершилась.

Ян Магнуссен

«Датский Динамит», как называли талантливого пилота, сметавшего всех соперников на своем пути, буквально творил чудеса по дороге в «Ф-1».

Уроженец Копенгагена заложил базу будущих успехов тремя титулами чемпиона мира по картингу. В «формулах» Ян также был неудержим, и в 1994-м сходу выиграл британскую «трешку», побив рекорд Айртона Сенны. В 1995 году Магнуссен перешел в «кузова», параллельно подписав контракт тест-пилота с «Маклареном».

По итогам сезона можно было констатировать, что 22-летний гонщик не только взял вице-чемпионский титул (несмотря на перелом ноги!) в международном чемпионате по турингу, но и дебютировал в Гран-при. Понаблюдав за искрометными успехами своего тестера, «Макларен» дал тому право подменить заработавшего аппендицит Мику Хаккинена на Гран-при Тихого Океана. Ян выступил очень уверенно, всю гонку просидев на хвосте у опытнейшего напарника Марка Бланделла. Однако выступление было лишь разовым, ибо в британской команде на следующий сезон в пару к Хаккинену взяли бронзового призера 1995 года Дэвида Култхарда. Магнуссену же пришлось продолжить выступления в туринге, попутно набираясь опыта в серии CART.

Наконец, в 1997-м датчанин дождался-таки полноценного дебюта в чемпионате мира. Большой почитатель дарования Яна, Джеки Стюарт, предложил гонщику реализовать амбиции в собственной команде.

Джеки называл датчанина «самым талантливым пилотом после Айртона», однако выступления спортсмена в британской конюшне оказались не слишком впечатляющими. В напарники Магнуссену достался невероятно сильный гонщик – молодой, но опытный Рубенс Баррикелло, – раз за разом финишировавший впереди.

Магнуссен не горел желанием работать с техникой, плохо взаимодействовал с командой, а также оказался непунктуальным

И тут в юном даровании обнаружились совсем не чемпионские черты: Магнуссен не горел желанием работать с техникой, плохо взаимодействовал с командой, а также оказался непунктуальным человеком.

И хотя он временами демонстрировал отличную скорость, результаты не приходили: болид молодой конюшни был слишком сырым, а моторы «Форд» постоянно взрывались. В итоге за полтора года выступлений гонщик набрал лишь 1 зачетный балл, и тут терпение Стюарта лопнуло. Джеки лично выставил Магнуссена за дверь, не дожидаясь окончания сезона… Так завершилась карьера талантливого, но при этом не способного бороться с трудностями «Формулы-1» гонщика.

Сейчас Ян воспитывает сына Кевина, который сходу взял «серебро» в британской «Формуле-3». Специалисты уже отметили отличные задатки Магнуссена-младшего, но пока не торопятся называть его будущим чемпионом, ведь пример отца демонстрирует, что одного таланта не всегда хватает для достижения успеха…

Фото: REUTERS/Paulo Whitaker

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы