Про допинг и не только

Сегодня ночью в Пекине открывается чемпионат мира по легкой атлетике. Начнется он с мужского марафона.
Наша команда в Пекине – едва ли не самая малочисленная за последние десятилетия. Наши спортсмены не выступят в 14-ти видах. Чемпионат страны в Чебоксарах, на котором проходил отбор в Пекин, оказался едва ли самым слабым за последние лет двадцать.
Этот год оказался для нашей легкой атлетики трудным: в результате допинговых скандалов сменился главный тренер, отправился в отставку президент Федерации. Но самое неприятное даже не в этом.
Самое неприятное - это непрекращающиеся нападки на наших легкоатлетов и нашу легкую атлетику. Глава WADA Крэйг Риди договорился до того, что намерен внести предложения дисквалифицировать страны за применение допинга. В чей огород камень – ежу понятно.
Забавно то, что отдельные федерации так и поступают, без всяких Риди: федерация тяжелой атлетики в свое время дисквалифицировала Болгарию – вся её первая сборная была поймана на допинге.

С чего шум? А шум начался в прошлом году с фильма известного немецкого борца с допингом в России и других иностранных для Германии странах. О фильме не буду, о нем уже много сказано. Начну с другого.
В 2008-м в России было создано РУСАДА – агентство, задача которого заключается в отлове нечистоплотных на фармакологию спортсменов. Сбор допинг-проб начался с 1 мая 2008 г. С той поры именно РУСАДА отлавливает подавляющее большинство отечественных допингистов, в том числе и в легкой атлетике. Именно РУСАДА раскручивает центр ходьбы Чегина. Но чем больше их, нарушителей, отлавливается, тем больше шума, возмущений и вранья в «цивилизованных странах». За примерами далеко ходить не надо – та же ARD и вступившая на тот же путь британская «Daily Mail». С их подачи наша легкая атлетика и страна в целом представляются средоточием зла и беззакония. Знакомый образ, не правда ли?
А чем занимается WADA, Всемирное агентство под руководством г-на Риди? А оно перепроверяет старые образцы крови, которые сдавались исключительно «для научных целей, для формирования базы данных», по новым методикам. И дисквалифицирует победителей и призеров много лет спустя после завершения соревнований.
Им уже советовали проверить прах победителей древнегреческих Олимпийских игр. Я тоже посоветую – эксгумировать прах Флоренс Гриффит-Джойнер и проверить её останки на допинг. Найдется много интересного. Что, будет посмертная дисквалификация?
Кстати, когда в 1988-м в Сеуле дисквалифицировали Бена Джонсона, ходили упорные слухи о том, что сделано это было с подачи американцев. Они его продали, так как победителем на 100 м должен был непременно стать Карл Льюис, проходивший, опять же по слухам, по той же фармпрограмме. Он и стал. Льюис – герой, Джонсон – отщепенец. Может, отыскать старые пробы Льюиса?
Нелишне вспомнить дисквалификацию накануне Пекина Соболевой, Томашовой и Ко. У них вообще допинга не нашли – дисквалифицировали за подмену проб. А писали они в стаканчики в присутствии офицера WADA, и отвозили эти пробы за границу вовсе не спортсменки. И почему там оказалась «моча молодого поросенка», вопрос не к ним. Больше того, на просьбу проверить пробы В последовал решительный отказ. И возникает вопрос, а пробы А и В совпадают ли? Соболева больше так и не поднялась, а Татьяна Томашова едет в Пекин. Но «Дейли Мейл» грозит ей очередной дисквалификацией – за какой-то 2000-дремучий год.
Тем временем из базы данных IAAF и WADA воруют показатели спортсменов, и непонятные «эксперты» ADR и «Daily Mail» интерпретируют их так, как угодно заказчику. И уже вся мировая легкая атлетика становится притоном допингистов. Прекрасно понимаю, что всё это в основном делается для продвижения на пост президента IAAF Себастьяна Коэ, такая своеобразная рекламная компания. Но Коэ и без такой сомнительной поддержки имел достаточно высокие шансы на избрание. Скорее, он на этом потерял часть голосов.
Чужой опыт никого не учит. Каждый ищет собственные грабли. Когда в начале века оправдали нашу Ольгу Егорову (там нашли допинг, но были нарушены какие-то процедуры), то румынка Габриэла Сабо в печати поносила Ольгу последними словами, и рассказывала, какая она честная и порядочная девушка. Буквально через год-два Сабо дисквалифицировали за допинг без нарушения каких-либо процедур.
Все под WADA ходят. Юлия Ефимова пролетела с какой-то биодобавкой. Определили причину, разобрались, наказали. Виновата? Виновата. За то и потеряла полтора года. Но её главная соперница Рута Мейлутите уже объявляет: «Я не считаю Ефимову честной спортсменкой». Посмотрим, что скажет Мейлутите, когда дисквалифицируют её. Если она до того плавать не бросит.
Двукратная чемпионка мира и Европы в метании молота полька Анита Влодарчик по примеру недоброй памяти Габриэлы Сабо требует карательных мер: «Наказание должно быть беспощадным, потому что в противном случае мы не сможем искоренить это зло. Тут не может быть никакой снисходительности. Есть первый положительный тест – сразу пожизненная дисквалификация и даже тюрьма. Думаю, что только такие наказания смогут отучить атлетов пользоваться запрещенными методами».
Интересно, если завтра Анита ненароком сжует веточку герани, она что, соберет котомку и отправится в тюрьму?
Кстати, о герани. Эви Захенбахер-Штеле за герань в Сочи-2014 получила бан на полгода, а Наталья Ловцова за такую же герань в 2011-м – 2.5 года. Чем герань Захенбахер лучше герани Ловцовой? И таких примером можно найти немало. Наших спортсменов дисквалифицируют куда более жестко, чем спортсменов «цивилизованных» стран.
И еще один интересный момент. Процент дисквалифицированных спортсменов в общем числе проверенных не превышает в России среднемирового уровня. Но у нас почему-то каждый случай превращается в обвинительный процесс над федерацией, страной и лично Владимиром Путиным. Может, пора мозг включить?
Я далек от мысли, что все без исключения сознательно используют допинг. Сегодня на повестке дня вопрос восстановления, приема витаминов и биодобавок. Помню, как еще в 70-х одна весьма известная конькобежка, одно время даже рекордсменка мира, в кулуарах рассказывала, что каждый день после тренировки «жрет кучу таблеток». При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это – витамины. Может, и сегодня нашим спортсменам не мешало бы знать и понимать, что они «жрут», чтобы никто басни не рассказывал?
Нашим легкоатлетам в Пекине будет нелегко. Но этот надо пережить. Что же делать, если «репутацию сложили», и еще немало грязи выльется и на правых, и на виноватых, и на осторожных, и на беспечных. Сегодня даже проверенные и разрешенные препараты спортсмены принимают с опаской – и правильно делают. Но убежден, что каждый из них будет бороться до конца. Каждая медаль, каждый финал буду считать успехом.
И последнее.
«Бегающие со шприцами от одного спортсмена к другому врачи — это фантазия воспаленного мозга. Все это не имеет никакого отношения к реальности. Зато есть человеческая жадность, глупость и российский авось. Больше ничего нет». /Никита Камаев/








фактами вроде владеете,а получилась не статья, а один огромный косяк
фактические ошибки, передергивания, фантазии....
реально, удивили. Ведь по делу 7 все все давно знают, и по геранину и по джонсу, итд
как тренера и спортсмены обходили доп контроль с помощью горничных или спецом чистых третьеразрядниц, щедро договорившись с антидоп офицерами (которые никакая не вада разумеется,а обычные россияне, работники шведской сервисной компании, которую ИААФ нанимало для сбора проб)? И как пробы спортсменок не совпали по ДНК анализу, что подпадает под вполне конкретную статью АК и наказанию за манипуляции при тесте? И как именно тесты чужих проб вываливались из разного рода трендов, совершенно не коррелируя с тем, что по идее должно было быть? (хотя было мнение что все и проще- анонимка из России на эту тему прям по персоналиям, что легла на стол Диаку)
так все это давно секрет полишинеля, особо за давностью лет.
Штеле дали два года. Она оспорила решение и предоставила доказательства своей невиновности в намеренном употреблении допинга. Почему того же не сделала Ловцова - думайте сами.