Контракты в КХЛ никого не волнуют – с ними можно делать что угодно

И это нужно исправлять.

Главные новости недели в КХЛ опять из СКА – Сергея Толчинский перешел в «Металлург». Это стало возможно после расторжения контракта игрока со СКА. Соглашение действовало еще три года. Но хоккеист плохо провел прошлый сезон: не раз оставался в запасе и набрал всего 16 (7+9) очков за 52 матча с учетом плей-офф. Не очень много для форварда с зарплатой 77 миллионов рублей.

И игрок, и клуб желали перемен. Агент Толчинского, Шуми Бабаев, признал, что попросил отпустить Сергея – и вопрос решился довольно быстро. Теперь нападающий получит новый шанс в «Металлурге», а СКА двигается дальше уже без неудобного актива. 

И подобная история для КХЛ очень типична. Это положение дел недопустимо. В лиге контракты игроков не значат практически ничего, и при желании от провальных соглашений можно легко избавляться. 

Расторжение контрактов – бич КХЛ. Штрафы в потолок зарплат за выкуп контракта очень низкие

Один из основных механизмов расставания с проблемными игроками – расторжение контракта. Это происходит либо по обоюдному согласию, либо по инициативе клуба. Но не имеет особого значения, как именно завершилось сотрудничество. Клубы решают проблемы с потолком без больших последствий для себя. 

Загружаю...

Один из наиболее ярких примеров в прошлом сезоне – уход Эрика О’Делла из московского «Динамо». Его контракт действовал до конца сезона-2025/26. Но клуб расторг соглашение с нападающим уже в декабре 2024-го, перед дедлайном на обмены. Канадец не играл за «Динамо» с начала октября. У тренеров не было претензий к игроку – но обострились его давние проблемы со здоровьем. 

Зарплата О’Делла в «Динамо» в сезоне-2024/25 – 78 млн рублей. Под потолком из-за досрочного расторжения учитывался только 51 млн. То есть в платежке освободилась треть сезонной зарплаты канадца – 27 млн. 

Размер компенсации игроку за расторжение контракта по инициативе клуба определяется Правовым регламентом КХЛ. «Динамо» в декабре 2024-го выплатило О’Деллу «выходное пособие» из двух частей: 50% оставшейся зарплаты в сезоне-2024/25 и 20% от зарплаты за сезон-2025/26. Но в потолке зарплат учитывается лишь первая часть. Таким образом, в случае О’Делла «Динамо» еще и освободило под потолком весь кэпхит Эрика на сезон-2025/26 (70 млн) без каких-либо последствий для платежной ведомости. 

● В том же «Динамо» после истории с О’Деллом разорвали соглашение с вратарем Хантером Миской. Оно действовало до конца сезона-2024/25. Когда москвичи выменяли Владислава Подъяпольского из «Лады», Миска стал не нужен

● В прошлом сезоне СКА расторг контракт с защитником Энтони Деанджело, у которого возникли семейные проблемы. А весной таким же образом в Петербурге попрощались с Евгением Кузнецовым. В его контракте были огромные бонусы за личные достижения, поэтому потенциально СКА освободил себя от большой финансовой нагрузки.  

Загружаю...

● В конце декабря 2024-го «Салават Юлаев» по обоюдному согласию расторг контракт с Александром Шаровым. После расставания с уфимским клубом Шаров в качестве свободного агента отправился в «Автомобилист». 

● Уже этим летом «Ак Барс» прекратил сотрудничество с Егором Коршковым. В Казани нападающий не заиграл и в плей-офф даже оставался в запасе (с зарплатой в 65 млн за сезон).

● 27 мая ЦСКА объявил о расторжении контракта с вратарем Иваном Просветовым. Его игрой было недовольно руководство клуба, к тому же сам вратарь решил вернуться в Северную Америку.  

И это далеко не все случаи. Пока редактировался этот текст – СКА расторг контракт с Михаилом Григоренко, рассчитанный до весны 2028-го. 

На примере О’Делла мы объяснили, как работает расторжение контракта с игроком по инициативе клуба. Если сотрудничество прекращено по обоюдному согласию, то стороны могут договориться и о меньшей компенсации. Условия отказа от ставшего ненужным игрока слишком лояльны для клубов. Поэтому такой возможностью пользуются многие. 

Другая проблема – переподписания контрактов. Это используется для обхода потолка зарплат

Но все же расторжение – это крайняя мера, когда не работают все остальные. В «Динамо» искали варианты обмена О’Делла, но канадец отказывался уходить. По условиям контракта, обмен Эрика был невозможен без его согласия. 

Но помимо обменов неудобных активов на символическую денежную компенсацию, клубы пользуются другой лазейкой. А именно – переподписанием контрактов с игроками. По информации «Спорт-Экспресса», уже упомянутому Толчинскому СКА изначально предлагал как раз заключить новое соглашение с понижением зарплаты. Но сторона игрока от этого отказалась. 

И это очень распространенная практика. Хедлайнер тут – как раз СКА. Прошлым летом мы рассказывали о новых контрактах со сниженными зарплатами в петербургском клубе. Тогда СКА так расчищал место под потолком для Кузнецова. Самой удивительной была история Арсения Грицюка. Его зарплата по новому соглашению снизилась аж в пять раз – с 60 млн до 12. 

Загружаю...

Разумеется, такой неслыханный и внезапный альтруизм игроков рождает подозрения о скрытых выплатах. Но подтверждать или опровергать это мы не будем – конкретных данных и доказательств этого нет. К тому же, часть зарплат хоккеистов можно вполне открыто и легально при перезаключении контрактов перевести в бонусы. Некоторые из них (например, попадание хоккеиста в топ-3 лучших бомбардиров регулярки) под потолком не учитываются. 

В это межсезонье клубы уже прибегали к переподписаниям контрактов с игроками на других условиях. По информации того же «Спорт-Экспресса», зарплата Максима Шалунова по новому контракту с «Локомотивом» снижена с 85 млн до 55. 

Как это можно исправить?

Нельзя сказать, что КХЛ не замечает проблем. В марте 2024-го совет директоров лиги утвердил важное изменение. Клубам ограничили возможность вписываться в потолок зарплат через переподписания контрактов с игроками на ухудшенных условиях. Теперь «снизить» средний размер зарплаты в контрактах можно только три раза за сезон. 

Но это не закрывает лазейку, а лишь предотвращает злоупотребление ей. Нужны и другие изменения, более концептуальные, а не касающиеся отдельных нюансов. 

● Проблема разрыва контрактов решается долгосрочными санкциями за выкуп. В НХЛ в таких случаях длительность штрафа в потолок равняется удвоенному оставшемуся сроку контракта. Если соглашение с игроком действовало до 2026 года, а разорвали его сейчас, то штраф за это растянется до 2027-го. 

В КХЛ же все наоборот. Это позволяет клубам безболезненно разрывать крупные длинные контракты, ведь штраф в потолок за это идет только в текущем сезоне, а про следующие годы расторгнутого соглашения все как бы забывают. 

● Вопрос переподписания контрактов можно решить довольно просто. Если соглашение перезаключено со снижением зарплаты игрока, под потолком оно должно учитываться на старых условиях. Это сильно снизит выгоду клубов в таких ситуациях. Останется лишь возможность сократить реальные траты клуба по ходу сезона (например, если внезапно сократился бюджет), но не освободить таким образом место под потолком. 

Загружаю...

Возможно, при принятии этих мер придется чуть поднять потолок зарплат. Но лучше пусть будет так. Сейчас ценность контрактов в КХЛ примерно сопоставима с ценностью бумаги, на которой они написаны.

Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев, Алексей Филиппов; КХЛ/Беззубов Владимир

Популярные комментарии
Роман Ляпин
Ага, пусть сидит ровно, получает ЗП, ничего не делает, не даёт возможность клубу подписать другого хоккеиста, злит тренерский штаб, злит болельщиков. Ты просто гений. Хорошо, что ты не принимаешь в этой жизни решения серьёзней выбора между охотой крепкой и балтикой девяткой.
Ответ на комментарий Shaiba Bash
Если расторжения по обоюдному согласию сторон, то тогда надо запретить игроку выступать до окончания контракта в КХЛ. Хоккеисты перестанут соглашаться на расторжение по обоюдному согласию. И контракты должны быть гарантированными полностью.
biohimik
Пользуются то этими лазейками в основном богатые клубы. Большая часть спокойно умещается в потолок. Но всяким СКА, Авангардам, Динамо, ЦСКА и Ак Барсам не хватает ума больше ни что другое. Ну а чо, если руководство лиги импотентны, да еще и зависят от людей, которые стоят за этими клубами. Вот и получаем в итоге таких «Грицюков»
Егор Параскун
Так это просто процесс внесения поправок в регламент довольно долгий и растягивается на годы. Напомнить, сколько лет НХЛ не вносила поправки по инциденту Госсы, когда у чела нашлась аллергия на экипу и его тяжкий контракт был упакован в ЛТИР навсегда?)
Еще 10 комментариев
13 комментариев Написать комментарий