Раннинбеки в НФЛ зарабатывают уже меньше кикеров. Что можно придумать?
Нет в современной НФЛ более несчастных людей, нежели раннинбеки. Вот всего нескольких цифр.
— Карьера бегущих в среднем длится 2,57 сезона, это самый низкий показатель среди всех позиций;
— Франчайз-тег, высчитываемый из среднего значения топ-5 зарплат на позиции, для раннинбеков составляет всего $10 млн. Это в три раза меньше, чем у квотербеков ($32 млн) и почти в два раза меньше, чем у ресиверов ($19,7). Даже тайт-энды зарабатывают больше ($11,3 млн);
— Средний раннинбек сегодня зарабатывает даже меньше кикера — $2,2 млн против $2,7 млн;
— Страдают как низы в иерархии бегущих, так и верхи – если в 2005-м 8 бегущих занимали 10 и более процентов платежной ведомости своей команды, то сегодня ни один бегущий не зарабатывает даже 5%.
Типичная история раннинбека в сегодняшней НФЛ – случай Джеймса Робинсона. В 2020-м Робинсон попал в «Джексонвилл» как незадрафтованный свободный агент. Да, «Джегуарс» в том сезоне выиграли один матч. Но заслуг Робинсона это не умаляет. «Джексонвилл» кошмарнейшим образом отдрафтовался (самый высокий пик уже и не играет за команду), хотя имел два выбора в первом раунде. А Робинсон стал лишь четвертым игроком в истории НФЛ, который набрал 1000+ ярдов ногами, не будучи выбранным на драфте. Он даже попал в список топ-100 игроков лиги в 2021-м.
Сезон-2021 получился менее удачным из-за сокращения числа попыток, но по сумме ярдов на выносе и приеме паса Робинсон почти пробил тысячу.
На 16-й неделе сезона-2021 Робинсон порвал ахилл. Его слили в «Джетс» за пик шестого раунда, потому что нужен был хоть кто-то взамен травмированному Брису Холлу.
Лето 2023-го. 25-летнего Робинсона отчисляют из команд дважды за одно лето. По последним контрактам он почти ничего не заработал, поскольку те были негарантированными и привязаны к бонусам. Из перспектив разве что тренировочные составы в НФЛ или весенние лиги.
К слову, до Робинсона 1000+ ярдов на выносе без выбора на драфте набирал Филип Линдси. Там похожая история – успех на старте и резкое угасание после двух сезонов. Так вот 29-летний Линдси уже пробовал себя в XFL. И на это было больно смотреть – набрал только 70 ярдов с 24 попыток (2,9 в среднем) в четырех матчах.
Если вкратце, раннинбеки страдают по нескольким причинам:
(1) это очень жесткая позиция с точки зрения контакта, тело изнашивается очень быстро
(2) травму получить очень легко, поэтому ресурс организма вырабатывается за 4-5 сезонов
(3) бегущие редко остаются способны давать эффективную игру после 5-6 лет в лиге (то есть по истечении контракта новичка)
(4) считается, что раннинбеки не дают ценности сверх общей эффективности нападения и своей линии
(5) дефицита раннинбеков все равно нет, поэтому их легко заменять
Аналитик ESPN Мэтт Миллер подвергся критике, когда сформулировал актуальный алгоритм работы клубов НФЛ с бегущими:
«Я уже давно говорю, как клубы должны поступать.
1. Берешь на драфте раннинбека
2. Заигрываешь раннинбека
Если он хорош, то…
3. Накладываешь на раннинбека франчайз-тег ОДИН РАЗ
А затем…
1. Берешь на драфте раннинбека».
Как говорится, объясните, в чем он неправ. Разумеется, на Миллера набросились бегущие Деррик Хенри, Остин Экелер и Джонатан Тейлор. Но спор получился вяленьким – раннинбеки и сами понимают, что рычагов давления на НФЛ у них толком нет.
Наглядным отражением патовой ситуации стала недавняя зум-конференция с участием ведущих раннинбеков НФЛ. Обсудить проблемы бегущих собрались Экелер, Хенри, Кристиан Маккэффри, Ник Чабб, Сейквон Баркли, Джош Джейкобс и Нажи Харрис. Что наобсуждали?
«Мы ничего не можем сделать», — к такому выводу пришел Чабб по итогам беседы.
Сразу после той конференции Баркли согласился на однолетний контракт на $10 млн и сможет заработать до $11 млн со всеми бонусами. По сути, это слегка видеоизмененный франчайз-тег. Более того, Баркли и его агенты пытались добиться от «Джайентс» запрета на наложение франчайз-тега по итогам сезона-2023/24. Безуспешно.
Джейкобс из «Лас-Вегаса» тоже бунтовал-бунтовал против франчайз-тега, но в итоге подписал однолетний контракт на ту же сумму (до $12 млн с бонусами).
Апогеем этих конвульсий стали слова Экелера в статье «Бегущий «Чарджерс» предложил решение проблеме раннинбеков в НФЛ». Знаете, что он предложил?
1. Не падать духом
2. Хорошо играть, заносить тачдауны
3. Публично обсуждать эту ситуацию
Занавес.
Почему раннинбеки оказались заложниками ситуации? Нынешнюю шкалу зарплат для новичков ввели вместе с коллективным соглашением в 2011 году. Это была реакция на адские контракты для игроков типа Сэма Брэдфорда, заключавших гигантские соглашения сразу после драфта. Теперь новичков подписывают по конкретной схеме и с заранее установленными рамками по деньгам. Именно благодаря этому ценнейшим активом стал первый контракт игрока (особенно квотербека), который оказывается хорош с первых же шагов в профессионалах.
Но вот для раннинбеков это нововведение стало кошмаром – по истечении первого контракта их выбрасывают на мороз. Что, с точки зрения клубов, абсолютно логично – многие бегущие вроде Тодда Герли оказываются физически неспособны оставаться ценными еще задолго до 30-летия. Давать большой контракт бегущему считается самым неразумным вложением средств в НФЛ. Особенно если этот раниннбек недостаточно универсален – скажем, слаб в пасовом блоке или плохо ловит передачи.
Какие есть варианты спасти утопающих помочь раннинбекам? Я распределил собранные по интернету варианты от самых нереалистичных до наиболее вероятных.
Отменить драфт и потолок зарплат
Нет, серьезно, это предложение встречается не раз и не два. Видимо, люди хотят увидеть, как главная американская лига ступает в огонь, сжигает ключевые достижения за всю историю и вынимает краеугольные камни всей своей структуры.
Ага, удачи.
Отказаться от шкалы зарплат для раннинбеков-новичков
Хороший вариант, но тоже абсолютно нереалистичный. Во-первых, очень странно оформлять исключение для одной позиции. Во-вторых, это совершенно не в интересах владельцев. Да и вообще кого угодно, кроме самих раннинбеков.
Укоротить первые контракты для раннинбеков-новичков, чтобы они раньше выходили на рынок свободных агентов
Опять же – непонятно, можно ли в НФЛ создать исключение для одной позиции. Почему, например, представители позиции сейфти ($2,8 млн, на $600 тысяч выше бегущих) должны с таким мириться? Я могу придумать даже аргумент в пользу кикеров, мол, они набирают больше всех очков каждый год. Плюс, открываются лазейки для команд, которые будут классифицировать игроков гибридного формата как ресиверов под более продолжительные контракты, но все равно ставить их в бэкфилд на вкладки.
Сократить сроки первых контрактов для всех
Скажем, сделать обязательными три года с командной опцией на четвертый (вместо четырех лет и опции на пятой). Это была бы монументальная победа для профсоюза игроков в рамках переговоров по коллективному соглашению, но это слишком сильная уступка со стороны владельцев.
Отменить франчайз-тег
Эта идея лежит на поверхности, поскольку бьет по раннинбекам больнее всех – у них каждый год карьеры идет за два (а то и больше) на других позициях. Но игроков НФЛ в целом вряд ли волнуют теги – больше 90% оказываются ими не затронуты ни разу за карьеру. Ведь франчайз-тег пусть и однолетний, но полностью гарантированный контракт высоченной стоимости (повторюсь – средний показатель из топ-5 самых высоких зарплат). О таком большинству остается только мечтать.
Даже если все 32 команды воспользуется франчайз-тегом в одно межсезонье – это затронет менее 2% игроков. Бороться за эту инициативу профсоюз не станет.
Сделать так, чтобы контракты раннинбеков были завязаны на бонусы
Клубы уже так и поступают – этим летом упомянутый выше Робинсон подписал контракт с «Пэтриотс» на $8 млн за два года, но гарантированными были всего 150 тысяч. Проблема в том, что бонусы в НФЛ тоже вносятся в платежную ведомость, так что...
Вывести бонусы раннинбеков из-под потолка зарплат
С раннинбеками обходятся несправедливо, но это не значит, что ради исправления ситуации надо ломать существующую структуру об колено и поступать несправедливо со всеми остальными.
Вывести ВСЕ бонусы из-под потолка зарплат
А вот тут уже начинается интересное.
Бонусы делятся на две категории – вероятные и маловероятные. Скажем, ди-энд совершил 9 сэков за сезон-2023. В его контракте может быть пункт о бонусах в отношении сэков. Если там прописано, что он повторит результат в 9 сэков, то это вероятный бонус. Бонус за 10 сэков считается маловероятным. Так вот вероятные бонусы учитываются в платежке, а маловероятные нет.
Футбольный блогер Бретт Коллмен предлагает сделать так, чтобы вероятные бонусы не шли в платежку, а маловероятные учитывались на 50%. Скажем, раннинбеку полагается $4 млн за маловероятные бонусы. Если он наберет больше, то в платежку команды упадут всего $2 млн.
Вероятные и маловероятные бонусы не являются эксклюзивными – игрок получает выплаты по обоим пунктам. Сейквон Баркли может подписать контракт на $10 млн при $6 млн вероятных бонусов и $4 млн маловероятных. Если Баркли проведет классный сезон, то заработает $20 млн, хотя в платежной ведомости «Джайентс» отразятся лишь $12 млн.
Хорошее предложение, как по мне. Уж точно самое реалистичное из тех, что я видел.
Ничего не делать
Новое коллективное соглашение профсоюза игроков с владельцами клубов, подписанное в 2020-м, действует до 2030-го.
Парам-парам пам!
Но не совсем понятно насчет идеи про вынос вероятных бонусов из платежки.
Это ведь потенциальная угроза к отмену потолка зарплат.
Осталось мало денег "под кепкой"? Выдаем маленький контракт с огромными вероятными бонусами и дело в шляпе.
Или я что-то не так понял ?