8 мин.

10 правил успешного блогера от Вадима Лукомского

Советы основателя блога «Англия, Англия».

Не пытайся быть похожим на классического журналиста

«С каждым днем блогосфера становится лучше, печатные СМИ – хуже. Только идиот может не замечать этого», – Кара Свишер (одна из самых авторитетных журналистов мира – основательница Re/code, экс-колумнист Wall Street Journal, обладательница страницы в википедии, больше 1 млн фолловеров в твиттере). Адам Бэйт (начинал как блогер – теперь работает на Sky Sports, иногда консультирует Невилла и Каррагера перед MNF) говорил о подобном, указав в причинах «неспособность журналистов адаптироваться к изменениям, вызванным появлением новых медиа, и недооценкой нишевых знаний».

То есть, если ты пишешь то, что когда-то читал в газетах, явно делаешь что-то не так.

Во-первых, в плане работы с информацией. 20% информации, 80% красиво написанной воды – формула старых СМИ. Раньше аудитория вынуждена была «пить воду», с появлением интернета у них появился доступ к 120% информации (больше, чем физически возможно обработать) – теперь аудитории нужна помощь в отборе важной информации и качественное ее разъяснение.

Во-вторых, в плане подачи информации. Даже серьезному тексту нужны ссылки, картинки, видео, способные освежить и дополнить его. Не нужна – вода.

Примеры этой ошибки – все еще возникающие блоги с обзорами туров или матчей, где большую часть текста занимает перечисление событий, часто даже с указанием минут, разбавленное ужасными сравнениями и скучным пересказом википедийных биографий.

Пиши простым языком

Единицы способны использовать трудные языковые конструкции, не убивая суть текста (точно не я). Эти люди уже много чего написали и известны талантом. 99,9% – ты ни один из них, поэтому используй максимально простой язык. Вот полезные советы о том, как научиться писать понятно и без мусорных слов.

Типичные языковые ошибки новичков – попытки уместить в одно предложение неприлично много мыслей, использование фраз типа «стоит заметить» (замечай, не предупреждая об этом), «на мой взгляд» (твой текст – твой взгляд), злоупотребление словами «свой», «твой» и т.п. (если принадлежность очевидна, не используй).

Выбери правильную тему

Лучше писать о том, что знаешь хорошо. Вообще превосходно, если спрос на тему есть и не удовлетворяется в СМИ. Заметив такое расхождение в потребностях аудитории и контенте медиа, блогер Майкл Кокс (Zonal Marking) начал путь к статусу лучшего в мире автора текстов о футбольной тактике (сейчас пишет для ESPN и The Guardian). Думаю, такой же мотив у Кирана О’Коннора и Виктора Смита, объясняющих футбольную экономику. Есть и эксклюзивный русский пример – один из самых успешных блогов в истории Трибуны о ТВ и комментаторах (их обсуждение – слабость нашей аудитории; в Англии подобного нет).

Самые успешные примеры требуют сильной погруженности в нишевую тему, часто даже специальных знаний – да, именно они могут собрать максимальную аудиторию. Но это не единственный путь. Если любишь смотреть матчи «Кардифф Сити», много знаешь о команде, это тоже тема. Следуя правилам, тоже соберешь хорошую аудиторию.

Твое мнение никому не интересно – смирись и адаптируйся

Никто не думает «Челси» выиграл 10-й матч подряд – пойду почитаю, что про это думает блогер спортс.ру...». Люди заходят на сайт почитать о «Челси», а не почитать вас о «Челси». Одними только «Восхищаюсь Конте, Педро в последнее время молодец, а на место Кэйхилла я бы пригласил кого-то другого», вы отпугнете тех, кто с вами не согласен, и тех, кто хочет узнавать что-то, чего не заметил сам. Скорее всего, постепенно распугаете абсолютно всех.

Минимум – мнение должно быть более глубоким, конструктивным и оригинальным. В идеале – должно быть лишь частью качественной работы с информацией.

Знай своего читателя

У совета два значения.

Первое: нужно уметь представлять среднестатистического читателя материала – понимать, какая информация для него будет абсолютно новой, что он уже мог слышать, что знает точно. Новая информация должна доминировать в тексте, а уточнения в духе «на «Уэмбли» – самом большом стадионе Англии» на спортивной платформе выбрасываем, хотя на другом сайте пояснение было бы уместным.

Второе: блогер сам собирает аудиторию (в отличие от журналиста, которому ее обеспечивает СМИ). На Трибуне все слегка иначе (за что сайту недостаточно часто говорят спасибо) – блогеру гарантируется определенное количество читателей. Но общий принцип работает – начинать с 100 читателей круче и проще, чем с 0, но только от тебя зависит, превратятся ли они в 1000. Люби, знай и слушай аудиторию, реагируй на комментарии и другие виды обратной связи, но не считай себя умнее читателей.

Байки, цитаты и редкие факты – твои друзья

Любую мысль проще донести, используя малоизвестную историю или цитату. Если Роналд Куман успел порассуждать о слабых/сильных сторонах схемы 4-3-3, о который ты вспоминаешь в тексте, с цитатой доводы приобретают в силе. Все равно останутся несогласные с мыслью, но даже они узнают что-нибудь новое, полезное, толкающее к размышлению.

Откуда брать? В идеале – собирать в архив, который пополняется в процессе чтения книг и текстов. На практике – все-все собрать не получится и порой придется искать историю/цитату под конкретный случай. Тут ничего лучше Google не придумали – не забывай про инструменты расширенного поиска, часто помогает поиск по датам.

Используй таланты

Программируешь – напиши программу для анализа футбола. Владеешь фотошопом – сделай оформление фишкой блога. Рисуешь – нарисуй что-то по теме. Достаточно легко в таланты трансформируются нишевые знания (о судействе, экономике, моде). В широком смысле талантом может быть даже навык троллинга.

Много читай

1. Пополняешь багаж историй/фактов. 2. Знакомишься с новыми форматами. 3. Ощущаешь степень актуальности тем. 4. Ищешь идеи для собственных постов.

Много пиши

Правило 10 000 часов никто не отменял. Кроме тяги к самосовершенствованию, есть более банальный принцип – пиши, чтобы тебя не забывали.

Оформляй

Сюда входит выбор заголовка, анонсной картинки, анонсного текста, грамотное разделение текста на абзацы (без слишком больших и слишком малых), подбор фотографий (и использование правильного размера) внутри текста, разделение текста на подпункты (если необходимо), использование полужирного, курсива, подчеркивания и цитат. Самое важное – заголовок и анонсная картинка, так как они напрямую влияют на количество читателей (в теории, текст анонса тоже, но мне не кажется, что его часто читают).

Заголовок должен точно рассказать, о чем текст. Лаконичность и громкое имя/название – тоже плюсы. Если используешь цитату как часть заголовка, выбирай уникальное высказывание, а не штамп, который можно сказать о любом матче/игроке/клубе. «Мы бились изо всех сил, ради тренера». Интервью лучшего игрока мира – пример ужасного заголовка. Цитата – клише; если игрок так известен – лучше использовать фамилию и поставить ее в начале, убрав слово «интервью». Анонсная картинка – яркое фото героя текста. Если есть выбор, выбирай самого известного/актуального.

3 текста, которые помогут сильнее моих глупых советов:

Как стать диванным журналистом и не облажаться – инструкция Станислава Рынкевича. Так сильно согласен, что бессовестно украл половину текста.

Журналистика на стыке спорта и поп-культуры – крутая лекция Виталия Суворова.

«Пиши, сокращай» – еще раз ссылка на текст о простом языке.

Фото: Gettyimages.ru/Ben Hoskins; REUTERS/Andrew Boyers