5 мин.

Маленькие трагедии. Почему проблемы «Хит» – это не проблемы Джеймса

Все так увлеклись борьбой с вечностью, которую ведет Джеймс, что потеряли связь с реальностью. После четвертой игры финала блог «Фонарь» рассуждает о драме Дуэйна Уэйда.

Фото: REUTERS/Lucy Nicholson

Три первые игры финала словно вернули в прошлое: критики вновь наточили свои перья и принялись разрывать Джеймса – за пассивность, за неспособность в одиночку противостоять сопернику, за ограниченность, которая вредит его команде. Словно не было всех этих лет, не было титула, который должен был снять давление и избавить фигуру Джеймса от поднадоевших клише, не было принципиальных изменений в его игре и в игре команды, связанных и с его взрослением, и с его «Решением». Желание увидеть игру Джеймса и «Хит» в историческом разрезе обернулось последующей поркой: ожидания вновь оказались чересчур завышенными, а когда не оправдались, вылились в тучи критических стрел. Если ЛеБрон реально претендует на то, чтобы занять место в сонме пяти-семи-десяти лучших игроков всех времен, то он должен творить чудеса прямо сейчас. Все остальное оборачивается разочарованием.

Историческая перспектива настолько притягательна, что заставляет смотреть на настоящее под искаженным углом: все так увлеклись борьбой с вечностью, которую ведет Джеймс, что, кажется, потеряли связь с реальностью. Уже перед финальной серией было понятно, что единственное, что может противопоставить «Майами» сопернику – это ЛеБрон, лучший баскетболист мира, научившийся от матча к матчу изменять свою игру так, чтобы делать своих партнеров релевантными моменту. Серия с «Индианой» заставила многое пересмотреть и прийти к логичному заключению: достигнув пика преждевременно (по ходу беспроигрышной серии), «Хит» превратились в «Кливленд» – команду одного игрока, коллектив, полностью зависящий от сверхспособностей одной звезды. Об этом говорил сам Джеймс, об этом говорили болельщики, которые уже придумывали варианты обмена Уэйда и Боша, об этом словно бы говорила и игра остальных лидеров (Дуэйн провел в плей-офф всего два матча, за которые ему не было стыдно, Крис проваливался настолько, что порой ему приходилось извиняться перед партнерами).

Проблема в том, что при всей своей логичности этот вывод является искажением: «Майами» все последние годы был другой командой и работал совсем иначе, чем «Кливленд». До того момента, как Уэйд получил травму ноги, но продолжил играть с ней, чтобы максимально удлинить историческую серию. Все, что произошло с «Майами» после этого – это драма именно Уэйда. Ну и отчасти Боша, поскольку тот почему-то более зависим от настроения старшего лидера.

ЛеБрон делал все, что было нужно. Он вновь переосмыслил свою игру, научился побеждать без помощи своих друзей по Трио и потащил на себе к финалу другую команду – это было заметно не только по слабой игре Уэйда и Боша, это было явственно потому, что в ключевые отрезки большинства матчей этих двоих и вовсе не было на площадке. Новая команда Джеймса сложилась из кучи снайперов, сжигающего своей пышущей энергией Андерсена, попадающего со средней (в отличие от Боша) Хаслема. У него-то все было хорошо: вернее, он жаловался на то, что не получает помощи, но в конечном итоге преодолевал все препятствия. В то время как Уэйд был уже практически предан списанию. Возможно, в отличие от Баттье, он не говорил о завершении карьеры, но стал лишь тенью самого себя, забавным хипстером в свите короля и при этом высокооплачиваемым ветераном, который уже стал балластом для команды. Той самой, чьим символом и живой легендой он был еще недавно.

То, что было последствием травмы (наверное), стало рассматриваться в принципиально ином ключе. Уэйду уже 31, его тело начало его подводить, он никогда не славился работой в межсезонье, что не позволяет думать, будто он может переосмыслить свою игру – двукратный чемпион, MVP финальной серии, одна из легенд НБА начал выглядеть сущим недоразумением: несмотря на все попытки Споэльстры помочь ему (практически все матчи начинались с того, что «Хит» целенаправленно играли на Уэйда), тот загорался разве что эпизодически и всегда пропадал ко второй половине. А главное – он перестал быть эффективным, утратив свой главный козырь – атлетизм. Без физического превосходства, без дополнительной энергии, все запасы которой уходили на игру в защите, Уэйд оказывался незаметным в нападении. Он перестал уходить в пост, так как не мог никого там обыграть на своих больных ногах, он не доводил до ума комбинации, останавливаясь и предпочитая бросок со средней, а полное отсутствие дальнего броска делало его присутствие ненужным в новой системе команды. С разыгрывавшейся драмой имени Уэйда – главная проблема которой была в том, что она оказалась в тени феноменального Джеймса, вписывающего свое имя в историю – «Хит» вышли в финал с надеждой на чудо имени ЛеБрона.

Именно поэтому не стоит говорить о том, что каждый проигрыш «Хит» в этой серии отражается на историческом наследии Джеймса. Даже если «Майами» проиграет, к нему-то вопросов будет меньше всех: меньше, чем к Споэльстре, увлекшемуся исторической серией и не сумевшему вывести команду на пике к плей-офф, к Бошу, превратившемуся в черного Троя Мерфи, к забитому массивными соперниками Баттье, к Марио «провал или откровение» Чалмерсу, к теряющему и находящему бросок Аллену, ну и к Уэйду – который еще полтора года назад входил в пятерку лучших игроков лиги, а сегодня (вернее, вчера) не вызывал ничего, кроме скепсиса. У всех великих были великие моменты, когда они вытаскивали игры в одиночку. Но никто из них никогда не вытаскивал в одиночку серию, тем более в финале. Особенно против практически идеальной команды под руководством лучшего действующего тренера.

В 4-м матче «Майами» сделал то, что должен. После унижения в 3-м матче это было неминуемым (да и ни одна команда не побеждала в финальных сериях, уступая 1-3), но самое главное для «Хит» – то, что это было достигнуто за счет «возвращения к истокам» – возвращения к той игре, которую команда исповедовала последние три года, к той игре, благодаря которой состоялась победная серия. Уэйд перестал жаловаться на отсутствие поддержки от ЛеБрона и ждать помощи извне. Его агрессия сзади вернула «Хит» ту знаменитую защиту, которая распрямляет пружину немедленного ответа, его агрессия впереди стала главным фактором успеха в атаке – пик-н-роллы сделали заметным Боша, свободное пространство (благодаря чрезмерной опеке Джеймса) превратилось в полосу для взлета, ну а Джеймс, наконец, смог снять эту ношу со своей шеи.  Этот «Майами» мы давно уже не видели.

Драма Уэйда никуда не делась, но, по крайней мере, перестала выглядеть так однозначно. За ее развитием нам еще предстоит наблюдать в ближайшие дни. Пока важнее то, что уже понятно: хроника пикирующего бомбардировщика посвящена совсем не тому герою.