Цифра дня. Хоккейный аншлаг во время футбола
Еще одно доказательство того, что Санкт-Петербург – главный хоккейный город России прямо сейчас.
Использовано фото: РИА Новости/Ярослав Неелов
Еще одно доказательство того, что Санкт-Петербург – главный хоккейный город России прямо сейчас.
Использовано фото: РИА Новости/Ярослав Неелов
Да и Сборная живет по тому же принципу: "Ты ДОЛЖЕН сам идти на стадио"
При этом маркетинге, что интересно, СКА является с большим отрывом самым убыточным хоккейным клубом России. Всё из-за непомерно раздутой зарплатной ведомости хоккеистов. То есть, маркетинг в СКА идёт просто ради маркетинга и самолюбования, а не ради получения прибыли или хотя бы отбития затрат - ради чего он, собственно, изначально и нужен в нормальных клубах.
Что из того, что делает СКА, финансово не по силам другим клубам?
Но с "главным хоккейным страны" перебор ИМХО
Есть масса примеров, когда покупка звезд никак не сказывается на посещаемости. Гляньте на то же Динамо футбольное или ЦСКА.
Состав, кстати, практически не влияет на посещаемость, были же исследования во время локаута, да и футбольное "Динамо" и "Ак Барс" - хорошие примеры. Как и результаты, по большому счету - посмотрите на футбольный и хоккейный ЦСКА. СКА даже в финале не играл пока ни разу в истории.
Например, Хабаровск и Ярославль по населению оба в 18 раз меньше Питера, оба победнее - но там давно уже арены заполняются под завязку каждый матч при питерских ценах на билеты, независимо от места команды в таблице, дня недели, погоды, независимо ни от каких других мероприятий. Там рынок уже, можно сказать, выработан и почти достиг потолка.
Нафига им, например, при сравнимых со СКА доходах в день матча (150-200 тысяч долларов), проводить предматчевое лазерное шоу за 50 тысяч долларов, как это делает СКА? Это же обессмысливает весь маркетинг. Только если бы этим клубам деньги некуда было девать. А в этих клубах деньги считают.
А если у этих клубов вдруг появятся дополнительные деньги, то они их скорее потратят на усиление состава или тренерского штаба, чтобы быть хоть как-то конкурентоспособными на фоне денежных мешков.
От моих рассказов на работе коллег. Уже хотят сходить на хоккей и невольно следят за ним, дабы обсудить со мной игру. Втягиваются.
Это потрясающая атмосфера, азартная игра, хороший сервис на стадионе (то, чего нет у Зенита), комфорт, возможность сходить с детьми и девушкой, получить удовольствия как от концерта любимой группы. Маркетинг СКА на высшем уровне (хотя я бы мог назвать несколько вещей, где они не дотягивают и могут добавить, но то разговор о другом).
В Санкт-Петербурге на хоккей ходить здорово. Я слежу за Зенитом по ТВ чаще, но вживую хочу смотреть на СКА.
А Эрмитаж посещают больше, чем краеведческий музей Урюпинска...
А Эверест выше среднерусской возвышенности...
А футбол круче, интересней и престижней хокея...
А вы скажите - мы читаем)
В Хабаровске и Ярославле, я так очень сильно подозреваю, выбор вечерних развлечений сильно уже, чем в Москве-Питере. Со спортивной точки зрения конкурентов вообще нет (Шина спеклась, а бендисты вышли из моды).
цска, Казань, Магнитогорск явно убыточнее
1) первое, что приходит - данный сайт. Очень малое кол-во качественных блогов по футболу, не новости, кто где сфоткался, а разбором игр. Да, обычно за такое деньги платят, потому хардкор не обязателен, но почитать кто что где (и чтоб отличалось от цифр матча с оффсайта), красочно, непредвзято (это важное условие, "мы великие - противник там вроде тоже был" никому не интересно. Небольшой информационный голод - по сравнению с футболом
2) мобильное приложение - сужу по iPad. Сравните потрясающее приложение для КХЛ - и для СКА.
3) журналы... Мне не интересно покупать бумажные издания (которые весьма и весьма хороши) - но я с удовольствием купил бы электронную версию под планшет. Так же можно было бы попробовать подкасты, но тут я не уверен в успехе и популярности.
4) взаимодействие с кинематографом. Посмотрите ситкомы в США - Росс получает шайбой в нос на матче рейджерс в "Друзьях", в "Как я встретил вашу маму" Робин безумная фанатка. Если бы условный доктор Быков (и пофиг, что москвич) пришел на СКА - пусть даже фигурирующим на фоне и без озвучивания названия - это добавило бы популярности команды и КХЛ в целом в совершенно других слоях населения.
То есть сделать образ типичного горожанина, петербуржца, который не фанат, но в то же время с удовольствием сходит на классное развлечение - матч СКА
5) взаимодействие с другими слоями населения и в других вопросах - обычные школы/универы (приглашения на игры молодежки, посещение с автографами), субботники в Веселом Поселке, корпоративные скидки петербургским компаниям
Почему другие слои населения при забитом стадионе? Популярность трансляций, ротация людей на стадионе, как следствие - покупка атрибутики
6) Популярность трансляций, преимущественно платных. Но это надо менять менталитет, да и задача лиги в целом, но в целом стоит пиарить различные возможности просмотра
7) Привлечение звезд из других сфер. С Зенитом взаимодействие отличное, почему бы не распространять его скажем на театр?
8) Пересечение символики/талисманов с ЦСКА. Красная звезда и там и там, кони и там и там (да, Конь-Огонь ярче и круче цскашного с лампочкой на голове, но смысла не меняет). Как-нибудь стоит разделить командам (тапками не кидайтесь, но хоть кому-нибудь перейти на новую триколорную звезду РА)
9) Чуть разнообразие в музыке на стадионах. Зажигательно, но приедается
10) Зачем я это пишу? Для себя, пожалуй. Стоит закончить, а то смеяться станут и минусов поналепят :-D
Возможно меркантилен, банально приземлен, но в соотношении цена/качество ваш клуб должен собирать 13 из 12 тысяч.
То есть, получается по 3-4 миллиона жителей на клуб в условиях конкуренции, тогда как у СКА 5+ миллионов и он полный монополист в городе.
Ну и во-вторых, Москве не повезло с дворцами, здесь нет ни одной современной и комфортабельной арены. У нас ведь арены не клубы строят, а местные власти (чьей поддержки московские клубы лишены) либо назначенные спонсоры.
А московского зрителя в старый холодный совковый сарай без всех околохоккейных удобств уже никаким маркетингом не затащишь.
Они делают все правильно. Работа с болельщиками - это самое главное в любом клубе.