3 мин.

Поражение на своем поле

Интернетизация всей страны создает для российского спорта не только возможности, но и угрозы. Главная – ужесточение конкуренции.

Группы российских болельщиков, приходящих на российские стадионы, на еврокубковые матчи российских клубов поддержать не их, а, условную «Барселону», вызывют у многих умиление или раздражение – но увеличиваются в размерах. Если судить по основным интернет-параметрам (количество поисковых запросов, посещаемость клубных сайтов, количество поклонников в соцсетях), пятым по популярности клубом страны после «Спартака», «Зенита», ЦСКА и «Локомотива» является вовсе не «Динамо» или «Рубин», а «Манчестер Юнайтед» – и вот-вот может стать четвертым. А еще дюжина западноевропейских топ-клубов где-то рядом. При всем размахе КХЛ, количество тех, кто предпочитает Национальную хоккейную лигу, тоже продолжает расти. НБА в рунете давно уже популярнее Суперлиги, причем намного.

Интернет-аудитория не репрезентативна, и эти соотношения пока рано экстраполировать на страну в целом, но ее предпочтения – ясный индикатор угроз, встающих перед российским спортом. Главная угроза формулируется просто: ужесточение конкуренции.

Конкуренция – за внимание и деньги болельщиков – уже совершенно реальна. Российские болельщики западных клубов готовы за свою страсть платить какие-то деньги и приносить этим клубам определенный доход. Иногда они покупают билеты на матчи или атрибутику, нередко платят за спутниковые или интернет-трансляции, приобретают членство в официальных фан-клубах, да просто расширяют их аудиторную базу и тем самым увеличивает доходы от рекламы. Россиян, оплативших членство в официальном фан-клубе «Барселоны» пока, конечно, не много – около пятисот. Но это примерно на пятьсот человек больше, чем тех, кто состоит в аналогичном клубе «Динамо» или ЦСКА, поскольку фан-клубов такого формата у них нет. Пока российский спорт не сфокусирован на болельщиках под предлогом их якобы неплатежеспособности, те, что платежеспособны, начинают понемногу платить за спорт западный.

На протяжении последних 20 лет один за другим ломались барьеры, сдерживающие продвижение западного спорта в России. Сначала открылись границы для спортивных звезд – и в западных клубах замелькали знакомые лица. Затем эти барьеры перестали сдерживать остальных, и немало людей периодически летает поболеть за любимую команду в Лондон или Мадрид. Затем пришло спутниковое телевидение с его спортивным изобилием. Но по-настоящему острой конкуренция российского спорта с западным на территории России стала с распространением широкополосного интернета, позволяющего смотреть абсолютно все – вплоть до чемпионата Бразилии или хоккейной АХЛ (я знаю немало людей, которые смотрят). Телесмотрением и даже походами на стадион активность спортивной аудитории не исчерпывается; быть болельщиком – значит, быть частью общности, некоего круга по интересам, и в доинтернетную эпоху болельщику «Манчестер Юнайтед» в Челябинске или Ижевске было особо не с кем свою страсть разделить. Интернет позволил этой страсти развернуться в полный рост. Неофициальный русскоязычный сайт «Манчестер Юнайтед» сегодня популярнее сайтов 12 клубов РФПЛ, официальных и неофициальных, взятых вместе.

Влияние географического фактора на выбор аудитории слабеет, интернет делает мир компактным. Для интернет-пользователей спортивные герои, спортивные трансляции и спортивные страсти, что кипят в Казани, Томске, Грозном, Милане, Ливерпуле или Лос-Анджелесе, находятся примерно на одном расстоянии – в паре кликов. И если вы в своем «Рубине» прячете героев от медиа и собственных болельщиков, если ваши томские трансляции унылы, если ваши грозненские страсти фальшивы, то имейте в виду, что у жителей вашего города и вашей страны появился выбор. Если вы вспоминаете о болельщиках и их интересах лишь изредка – чтобы было на что сослаться, когда будете выбивать очередной транш в рамках «социальной ответственности бизнеса», – то имейте в виду, что и аудитория может о вас понемногу забыть, переключившись на клубы и лиги, в которых о ней думают постоянно.

Пока в российский спорт продолжают закапывать миллионы с умеренно благородной целью «поддержание престижа страны», западные клубы, научившиеся быть привлекательным для аудитории (жизнь заставила, бизнес там не так ответственен социально), эти миллионы зарабатывает, в том числе и на российском рынке. Пополнение клубного музея новой призовой посудой не может быть самоцелью (тем более, когда музея нет), если вместе с трофеями вы не выигрываете достаточное количество новых болельщиков. Приглашение футболиста с зарплатой в пять миллионов евро в год не выглядит оправданным, если с его помощью вы не увеличите продажи билетов, атрибутики и трансляций хотя бы на половину этой суммы (желательно, конечно, на всю).

Несмотря на кризис, у российского футбола, хоккея и баскетбола не так уж плохо со средствами – спасибо департаментами по привлечению спонсоров во главе с премьер-министром и губернаторами. Главная проблема – с целями, их давно пора переназначить.

Этот текст – колонка из свежего номера журнала PROспорт.