3 мин.

Новое поколение выбирает. Как российские клубы проигрывают конкуренцию за молодую аудиторию

В последние несколько лет мы регулярно писали о существенном росте конкуренции российским клубам и лигам со стороны зарубежных. Например, здесь: «На протяжении последних 20 лет один за другим ломались барьеры, сдерживающие продвижение западного спорта в России. Сначала открылись границы для спортивных звезд – и в западных клубах замелькали знакомые лица. Затем эти барьеры перестали сдерживать остальных, и немало людей периодически летает на футбол в Лондон или Мадрид. Затем пришло спутниковое телевидение с его спортивным изобилием. Но по-настоящему острая конкуренция российского спорта с западным на территории России началась с распространением широкополосного интернета, позволяющего смотреть абсолютно все – вплоть до чемпионата Бразилии. Телесмотрением и даже походами на стадион активность спортивной аудитории не исчерпывается; быть болельщиком – значит, быть частью общности, некоего круга по интересам, и в доинтернетную эпоху болельщику «Манчестер Юнайтед» в Челябинске или Ижевске было особо не с кем свою страсть разделить. Интернет позволил этой страсти развернуться в полный рост. Влияние географического фактора на выбор аудитории слабеет, интернет делает мир компактным. Для интернет-пользователей спортивные герои, спортивные трансляции и спортивные страсти, что кипят в Казани, Томске, Грозном, Милане, Ливерпуле или Лос-Анджелесе, находятся примерно на одном расстоянии – в паре кликов».

Соотношение пристрастий интернет-пользователей наглядно демонстриурет рейтинг популярности футбольных клубов на Sports.ru: 4 команды в топ-10 представляют Англию, 2 – Испанию, и только 4 – Россию. Конечно, на Sports.ru зарегистрированы пока далеко не все болельщики, и не каждый зарегистрированный указывает любимый клуб, но эта выборка вполне репрезентативна: наш рейтинг вполне идентичен рейтингу запросов в поисковиках, рейтингу групп в русскоязычных соцсетях или, например, посещаемости сайтов о клубах (неофициальные сайты об «МЮ» и «Реале» популярнее 13-14 из 16 официальных сайтов клубов РФПЛ).

В общем, имеющиеся у Sports.ru данные (кстати, включайтесь в их пополнение, указывая любимые клубы в своем личном кабинете на сайте) на сегодня данные достаточно репрезентативны, чтобы обратить внимание на построенные на их основании рейтинги предпочтений у пользователей разных возрастов:

До 18 лет: 1. «Реал» 2. «Барселона» 3. ЦСКА 4. «Манчестер Юнайтед» 5. «Зенит» 6. «Челси» 7. «Спартак» 8. «Арсенал» 9. сборная России 10. «Локомотив»

18-25 лет: 1. «Манчестер Юнайтед» 2. «Реал» 3. «Зенит» 4. ЦСКА 5. «Спартак» 6. «Барселона» 7. «Арсенал» 8. «Локомотив» 9. «Челси» 10. «Ливерпуль»

25-30 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. «Манчестер Юнайтед» 4. «Барселона» 5. «ЦСКА» 6. «Реал» 7. «Арсенал» 8. «Ювентус» 9. «Локомотив» 10. сборная России

30-35 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Барселона» 5. «Манчестер Юнайтед» 6. «Реал» 7. «Арсенал» 8. «Челси» 9. «Локомотив» 10. сборная России

35-45 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Барселона» 5. «Манчестер Юнайтед» 6. «Локомотив» 7. «Арсенал» 8. «Реал» 9. «Челси» 10. «Динамо» Москва

45 и старше: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Спартак мол» 5. «Барселона» 6. «Манчестер Юнайтед» 7. «Динамо» Москва 8. «Челси» 9. «сборная России» 10. «Реал»

«Спартак» и «Зенит» уверенно лидируют среди всех возрастных категорий старше 25 лет, там же сильны позиции ЦСКА, а начиная с пользователей старше 35 лет в десятку входит даже московское «Динамо» (в категории 45+ оно вообще взбирается на 7-е место, зато из десятки выпадает «Локомотив»). Динамика предпочтений среди российских клубов явно коррелирует с их результатами в тот период, когда значительное количество людей определяется со своими приоритетами (уверен, у большинства это происходит до 20 лет, или даже до 16). Чуть слабее эта корреляция в случае с «Зенитом» (он и без титулов был частью городской идентичности), в случае со всеми московскими клубами она куда заметнее.

Но больше всего обращает на себя внимание соотношение в категориях «до 18» и «18-25 лет» – среди того самого интернет-поколения: здесь конкуренцию за внимание начинают проигрывать не только нетоповые российские клубы, но даже «Спартак», «Зенит» и ЦСКА. Немного подробнее о том, почему это происходит, как с этим бороться (и нужно ли) и другие смежные темы поговорим в следующих записях. Подписывайтесь на блог, ну или высказывайтесь в комментариях #прямосейчас. Stay tuned!