9 мин.

«Я показал Бэйлу финт, он попросил повторить». Как 15-летний белорусский футболист стажировался в Англии

Скорее всего, вам мало о чем говорит имя Илья Трачинский. Не беда. Что можно сказать точно, Илья больше вашего знает о том, как построено обучение в школах «Саутгемптона» и «Вест Хэма», каким был в 15 лет Гарет Бэйл и как ведет себя за рулем Алан Пардью. В блоге «Англия, Англия» интервью-воспоминание о двухнедельной стажировке в легендарных клубных академиях, акценте самого дорогого игрока планеты и столкновении с Сергеем Ребровым с подносом в руках. 

— Наверное, на стажировку в английские клубы не за просто так берут.

— У меня в Лондоне живет дядя. Ну, не совсем мой дядя, просто друг отца. Он занимался футбольными делами, помогал игрокам с Прибалтики и Польши организовывать просмотры в Англии. Он знал, что я тогда выступал за юношескую сборную. Осенью 2004-го возникла возможность поехать. Неделю тренировался в «Сотоне», неделю в «Вест Хэме». «Молотки» в тот год как раз выходили в премьер-лигу.

— Давай сразу: был шанс остаться?

— Можно считать, это был тренинг-кэмп. Будь я вторым Месси, может, остался бы. Но там трудно, если ты из Беларуси, страны не из Евросоюза. И тем более несовершеннолетний (мне было 15). Надо, чтобы родители переезжали туда, много заморочек. По сути, так, возможность на людей посмотреть и себя показать. 

— И ты эту возможность использовал.

— Да. Сначала о «Саутгемптоне». Кто не городские, жили в одном большом коттедже. То есть какая-то пожилая семья заключает с клубом договор, селят у себя ребят и за это ничего не просят. Им каждый день привозят продукты и нужные вещи, чтобы в доме было все необходимое. И людям веселее, и мальчикам хорошо. У каждого своя комната либо по двое-трое в одной. Нет, я не с Бэйлом жил. С двумя финнами, тоже приехавшими на просмотр. Есть комната отдыха, в холодильник можешь в любой момент залезть и ешь все, что хочешь! В общем, все как в семье. А по утрам заезжает автобус и забирает на треньки. И да, обычно во вторник и четверг тренировок нет, так как все идут в школу и учатся с 8 утра до 8 вечера. Иногда еще какой-нибудь день занимают.

Обязан рассказать про первое утро и знаменитые розыгрыши. Завтрак. Все сидят и кушают. Я, значит, беру себе макароны какие-то и большой стейк. Ставлю на стол тарелку и иду за соком с хлопьями. Прихожу, а у меня макароны одни, без стейка! Я сразу не понял ничего, так как не ожидал такого. Смотрю на каждого, а никто и вида не подает. Сидят, в тарелку уткнувшись. Потом пригляделся: один читает газету, а из-за газеты виден мой стейк. Говорю: это мой! Все начали смеяться и аплодировать. А он такой: нет, не твой, иди себе возьми. Я опешил, но он быстро сдался и заулыбался.

— А как к тебе обращались? Кличка какая-то приклеилась?

 — Клички не было. Но «Илья» они выговорить не могли, тяжело с мягким знаком. Поэтому называли или Илиан или Илиаш.

— Кто-то из пацанов, живших с тобой, заиграл на высоком уровне?

— Были ребята разных возрастов, кто-то уже выступал за резервистов. Не могу точно сказать по всем. Помню, с нами занимался талантливый чернокожий парнишка, его все Тотти называли. Оказалось, это имя. Думаю, он из местных был, потому что только на тренировках его видел. Интересно узнать, как дальше у него сложилось. Уверен только в двух фамилиях — Уолкотт и Бэйл.

— Похоже, начинается самое интересное.

— Уолкотт как-то раз с нами, молодыми, тренировался. Уже тогда, в 15-16 лет, он привлекался за первую команду. Мне говорили, что вот оно, будущее английского футбола. А про Бейла услышал только спустя пару лет.

— Попробовал догнать Тео?

— Ха-ха, мы играли в теннис-бол и делали длинные передачи. Скажу тебе, передача у него была ну как-то не очень)

— Он не звездился?

—  Мы с ним только на одной тренировке пересекались. И то в манеже крытом, было разгрузочное занятие. В быту его не видел. А вот Бейл в жизни очень приятный парень! Открытый. Рассказывал, что тренируется в Сотоне, но живет в Уэльсе и на выходные ездит домой. Мол, там недалеко, километров 150-200. Он еще так говорил странно, акцент валлийский, я часто не мог его понять. И быстро очень. Переспрашивал по сто раз, приходилось чуть ли не по слогам повторять. А сдружились мы с ним после одной агитационной поездки.

— В смысле?

— Смотри, Саутгемптон — город не сильно большой. Но он очень растянут, разбросан. Там одни частные дома. В окрестностях, допустим, на расстоянии 30 км много мелких городков или даже деревень. В каждом есть начальная школа. Клуб устраивает своего рода пиар-акции. Из академии приезжают ребята постарше, проводят урок физкультуры у малых. В тот день все старшие были где-то заняты, вот мы с Гаретом, двое самых младших, и отмазывались целый день за всех. Набивали, показывали финты и так далее. Подарили сетку мячей, форму. Короче, зазывали, как могли.

— Где-нибудь еще сказывалось, что вы самые младшие?

— Если только на поле. Мы сыграли один матч — 2:2 с «Ипсвичем». Я центральным полузащитником, Гарет, как и до недавнего времени, левым защитником. Из той игры запомнился случай, подтверждающий, что у них футбол в венах. На фланге ничейный мяч. Бежали к нему Бэйл и парнишка из «Ипсвича». Как вкатились друг в друга! Я думал, после такого столкновения кто-то да не поднимется. Но они быстро вскочили, пожали друг другу руки, и дальше пошла игра. Это очень поразило! И еще наш капитан разбил голову в кровь, но он за бровкой торопил доктора, чтобы тот скорее сделал ему перевязку, быстрее выйти на поле.

— Чем нынешний Бэйл похож на тогдашнего?

— Он и в 15 лет был очень крепким. Скорость приличная. Но не такая, как сейчас, совсем не такая. Удивило другое: слишком хорошая техника для защитника. Тогда в школе между уроками разные друг другу фишки показывали. Я сделал финт, «Вокруг света» называется. Ну, знаешь: набиваешь, а потом раз, вокруг мяча в воздухе проводишь. Он посмотрел и попросил еще раз показать.

— Ты научил трюку Гарета Бэйла? :)

— Ха-ха, не-е-ет. Он его раньше видел. Но я медленно, по этапам повторил — и Бэйл его сразу выдал! Я-то этому финту неделю учился, меня сильно впечатлило.

— Как, на твой взгляд, он стал кем, кто есть?

— Мне кажется, все просто. Обладая талантом, Бэйл был заинтересован в росте. На его примере можно сравнить нашу систему подготовки молодых и английскую. У нас хотят, чтобы заиграла вся команда, в детских школах главное результат. Там академии работают так: если один парень из группы одногодок выйдет на высокий уровень в основном составе, это огромный успех! Когда я уже в «Вест Хэме» был, на предыгровой установке один чудак рубился на геймбое! Я потом спросил, разве это нормально? Мне сказали, что никого из-под палки не подгоняют, кто хочет чего-то добиться, у того получится, за всех не цепляются.

— Ты затронул тему «Вест Хэма». Давай перейдем к ней.

— Да, после недели в «Сотоне», на последнем занятии тренера пожелали удачи, сказали, чтобы рос дальше.

— И ты сразу махнул в Лондон.

— Ага, покорять столицу. Было 2 дня отдыха, и мы с отцом (он все время жил там, у друга, только разик на игру мою приехал) и его товарищем походили по городу, увидели достопримечательности. А еще мы бегали по полю. Обычному полю, как у нас во дворе. Вот только там их сразу три, постриженные, с разметкой и сеткой на воротах. Приходи — забивай пулю! Тоже о чем-то говорит. И да, играли в теннис-бол с Олегом Лужным, папа с ним хорошо общался. Я пару раз победил даже, хотя он был силен :)

Через эти самые 2 дня начал тренироваться с «Вест Хэмом». Опять парни постарше, я один из самых младших. Как обычно, начались расспросы: откуда ты, где эта загадочная страна? Кто-то выдал: «Беларусь? А-а-а, это около Австралии!». Снова жил с двумя финнами. Один, вратарь, был младше на год. Но ростом метр девяносто пять!

— Тебе определенно везет на финнов.

— На второго я, кстати, голевую отдал) Играли в гостях против какой-то взрослой команды из 3-го или 4-го дивизиона. Нам набили мешочек, конечно. Вроде 1:4. Маленький уютный стадик, на тысячи 2-3. Пригород Лондона. Даже бабушки и дедушки не сидели молча, атмосфера супер! Возле стадиона бар, в котором после матча все собираются, футболисты тоже. Пьют чай, что покрепче, общаются. Класс! Но еще класснее событие, произошедшее среди недели.

— Заинтриговал, срочно рассказывай.

— Нам сказали, что вечером игра главной команды и мы поедем на «Аптон Парк». Повез нас туда на своей машине… Алан Пардью! Ехал, задавал вопросы, шутил.Тогда только мы втроем на просмотре были, так что все поместились. Припарковались часа за 3 до начала, он передал нас своему помощнику. Тот рассказал, что «Аптон Парк» расположен на Грин Стрит. Когда вышел фильм «Хулиганы Зеленой улицы», я показывал пацанам и говорил: «Я был таааам, я был на Грин Стрит!».

Бились со «Стоком», нашего Штанюка уже не было. Зато у «молотков» на лавке Тедди Шерингем! Поразило, что, как уверяли, Шерингем играл чуть ли не за бесплатно. Он, воспитанник академии, из уважения согласился помочь команде. А на поле Рео-Кокер, Этерингтон и здоровенный Бобби Замора. Ребров на их фоне смотрелся мальчиком из школы. Мы сидели прямо за спиной у запасных, мог потрогать по затылку Тедди, ха-ха. И, прикинь, выходит он на замену и забивает пяткой! Розыгрыш углового, прострел и пяткой! Овации, все дела. Атмосфера потрясная, хлопают всем — и своим, и чужим.

— Еще бы. А на этот раз где жил?

— На базе, это отдельный разговор. Много полей, о качестве нечего и говорить. В столовой висят огромные стенды с футбольными цитатами. Одна из них — Эрика Кантона. Даже сэр Алекс есть, так что в «Вест Хэме» частичка «МЮ». Жаль, не помню, что было написано. Что-то про старание, кажется. Ну, и сто видов еды. Мясо любое, фрукты. Свежая клубника в октябре нужна? Пожалуйста. А дыньки?

Набрал я поднос, иду. Тут меня Ребров случайно задевает, начинает извиняться на английском. А я такой: «Да нормально все». Он: «Ого, ты откуда?». Отвечаю: «Из «Динамо», только минского». Больше не общались, но было приятно.

Как и все, что связано с теми двумя неделями. Вот бы попасть на матч «Саутгемптона» с «Вест Хэмом»!

Другие материалы блога:

«Англия, Англия» рекомендует: