Демонстрация силы
Сезон-2009 в «Форс-Индии» легко определить одним словом – прогресс. И не хватит никаких пальцев, чтобы сосчитать, сколько раз за прошедший год его произнес Виджай Маллья. Поначалу вроде убеждая самого себя и окружающих, ведь команда продолжала вылетать после первого сегмента квалификации и никак не могла набрать очки, а затем, когда попадание в Q2 стало нормой, Джанкарло Физикелла принес поул и подиум, – совершенно заслуженно…
Болид VJM02 – первый, созданный самой командой, а не унаследованный от неудачников-предшественников – по прикидкам инженеров «Форс-Индии» за прошедшее с Гран-при Австралии время стал быстрее на 1,7 секунды. Наверное, если бы подобные данные огласили все участники чемпионата, маленькая индийская конюшня обнаружилась бы где-то в лидерах, неподалеку от «Макларена», самой быстро прогрессировавшей команды сезона. Удивительно, но в год, когда темп внедрения новинок взвинтился до небывалых высот, когда узлы, еще десять дней назад существовавшие только в виртуальной реальности, прилетали на Гран-при частными самолетами, маленькая «Форс-Индия» не только не отставала по темпам развития техники, но упорно продвигалась вверх по стартовой решетке.
В прошлом году индийскую команду, кстати, также называли самой прогрессирующей, но при тех начальных условиях, что задал «Спайкер» и в том устаканившемся техническом регламенте, в котором пребывала «Формула-1», подопечные Виджая Малльи только догоняли, догоняли, но никак не могли догнать пелотон. Собственно, если выделять причины прогресса в прошедшем сезоне, то вот она, первая – изменения формулы болидов. Без той технической встряски, что произошла за зиму, от «Форс-Индии» требовались невероятные усилия, десятые секунд отыгрывались с трудом, а более сильные команды все внедряли новинки, когда аутсайдер еще не успел довести до ума предыдущие. Но начав, как и все, с чистого листа, они получили шанс – если не оказаться наверху, то хотя бы в период знакомства с новыми правилами (а он, если верить инженерам «Макларена», продлится еще года полтора) урвать свой кусок.
Впрочем, Виджай Маллья, наученный горьким опытом прошлого года, не собирался полагаться на Фортуну, а сам сделал для команды все, что на его взгляд требовалось, уволив радикальные элементы в лице Майка Гаскойна и Колина Коллеса и отдав ключевые посты молодым инженерам. Договор о техническом сотрудничестве с «Маклареном» и «Мерседесом» – это вообще золотая рыбка. Сейчас многие хотели бы получить двигатель, два года подряд выигрывавший чемпионаты и зарекомендовавший себя как лучший в пелотоне – да вот только поздно уже. А «Форс-Индия» на этом выиграла. И не только потому, что мотор, коробка и гидравлика – хорошие и надежные узлы. Команда, у которой с середины прошлого года была и своя коробка мгновенного переключения передач, тем не менее предпочла клиентскую – за нее голова не болит, и можно переключить и без того ограниченные ресурсы на шасси и аэродинамику, сосредоточиться на эффективности и надежности этих компонентов. И это сработало – сходов по техническим причинам стало явно меньше.
Кроме того, вместе с техническими узлами в пакете от «Макларена» поставлялся Саймон Робертс, бывший гоночный операционный директор команды из Уокинга, занявший пост главного операционного директора «Форс-Индии». С собой из стана «серебряных» Робертс принес дисциплину и эффективную организацию работы – вроде бы никаких радикальных преобразований, но Виджай Маллья и пилоты Джанкарло Физикелла и Адриан Сутиль еще до начала сезона отмечали положительный эффект. Саймон же, подводя итоги работы, перед тем как покинуть конюшню в конце года, среди проведенных им изменений как-то особо отметил модифицированный план развития болида по ходу сезона. Он с самого начала предсказывал, что борьба на техническом фронте будет идти напряженная, что кто бы ни вырвался в лидеры, его быстро догонят, а тот, кто окажется в середине, будет прилагать огромные усилия для того, чтобы там задержаться. Похоже, то, как работало в этом году конструкторское бюро «Форс-Индии», нужно в определенной степени записать на счет Робертса…
Это только «Феррари» завершила развитие болида на Гран-при Венгрии, а «БМВ-Заубер» работал по плану дискретных модификаций большими пакетами раз в несколько Гран-при. «Форс-Индия», в прошлом году позволившая себе все новинки уместить в версию «Б», в этом работала совсем иначе. Да, были серьезные модификации, как в Бахрейне, Сильверстоуне и Валенсии, но и на остальных Гран-при постоянно что-то изменялось и усовершенствовалось. Естественно, поначалу, из-за позднего дебюта VJM02 на тестах, команда доделывала то, что не успела, но на этом процесс не остановился, и кроме собственных идей молодая команда конструкторов вовсю училась на примерах соперников: подсматривала, как могла, адаптировала и сногсшибательно быстро внедряла. Двойной диффузор? Пожалуйста, на Гран-при Бахрейна, всего через пару недель после его легализации. Удачные аэродинамические наработки? Не вопрос – немножко переднего крыла «Рено», чуть-чуть «Брауна», задние элементы как у «БМВ-Заубера», тесты «плавника» а-ля «Ред Булл»… Главное, что все шло на пользу.
Большие апгрейды на Гран-при Великобритании и Европы не принесли «Форс-Индии» очков сразу же, но прогресс, о котором вещал Маллья, уже стал неоспорим. В «Сильверстоуне», где сошло всего две машины, Джанкарло Физикелла, стартовавший 16-м, финишировал на 10-й позиции, опередив «Макларен», «Рено», «БМВ-Заубер» и отстав от Кими Райкконена, замкнувшего очковую зону, всего на 1,9 секунды. Через три недели в Германии Адриан Сутиль привез команде лучшую на тот момент стартовую позицию и впервые вывел ее в третий сегмент квалификации – позже будет еще четыре таких успешных субботы. В гонке он добрался до второй позиции, однако после пит-стопа наткнулся на свою Немезиду – Кими Райкконена. В Валенсии, где команда уже окончательно отказалась от возможности установить на VJM02 еще один узел от «Макларена» – KERS, болид, разработанный под эту систему похудел и оптимизировался на работу без нее. Он отыграл, по разным оценкам, от 0,6 до 0,7 секунды, и в результате Сутиль с Физикеллой провели лучший, опять же – на тот момент, этап, заняв 10-е и 12-е места, всего в трех секундах от недавно выигравшего Марка Уэббера.
Но все это было до феноменального Гран-при Бельгии. Тогда поул Джанкарло Физикеллы, а затем и финиш на второй позиции в секунде от победителя Кими Райкконена, для всех был неожиданностью. Сегодня, посмотрев на сильное выступление обоих пилотов в Монце (если бы не досадный отказ трансмиссии, Лиуцци в первой же гонке за команду мог финишировать в очках), уже оцениваешь успех «Форс-Индии» как закономерность. В конце концов, в год, когда форма всех команд варьировалась от трассы к трассе, какие-то из автодромов должны были подойти и индийским болидам! А они в этом сезоне всегда исключительно хорошо смотрелись на прямых, в ловушках скорости отмечаясь наивысшими показателями. К тому же, в конфигурации с низкой прижимной силой у них, похоже, оказался самый маленький коэффициент лобового сопротивления. «Мы не стремились к этому – но так вышло. Внедряя модификацию болида, старались, как и все, добавить ему прижимной силы, но версия, которая дебютировала в Валенсии, обладала очень низким лобовым сопротивлением. А именно это подходит для Спа и Монцы», – раскрывает секреты Саймон Робертс. Естественно, в Сингапуре и Абу-Даби недостаток прижимной силы сказался, снова отбросив команду в хвост пелотона.
Регулярным посетителем очковой зоны, как то планировал в начале года Виджай Маллья, его команда пока еще не стала, однако подиум Физикеллы все перекрыл, поэтому цель на сезон считается выполненной и перевыполненной – за места в тройке индус собирался бороться годика эдак через два. Но стабильным середняком (в нижней части этой самой середины стартового поля) команду уже можно считать: в десяти квалификациях – а это более половины этапов, – хотя бы один пилот команды выходил из первого сегмента, половина и вовсе заканчивалась прорывом в третий.
Что ждет «Форс-Индию» дальше? Четверка конюшен-дебютантов, естественно, польстит ее форме и закрепит репутацию середняка. С финансами у команды, похоже, все в порядке, бизнес Малльи, несмотря на экономический кризис, процветает – да, пиво пьют во все времена! Кроме того, он зарекомендовал себя как человек, который требует отдачи от своих инвестиций, полагается на молодость, креативность и энтузиазм, но в то же время строго спрашивает. Всем в будущем сезоне придется сокращать штаты, урезать бюджеты, и «Форс-Индия» в этом смысле в выгодном и привычном положении. Организационная перестройка, эффективность которой уже начинает приносить плоды, пойдет только в плюс. В общем, осталось подписать пилотов и построить болид, который, как считают в команде, должен быть лучше уже хотя бы потому, что работа над ним началась по плану, а не проводилась в цейтноте из-за подписания нового контракта с новым мотористом…
Помоему он чем то похож на Рона Денниса и для него Ф-1 новая игрушка которую он пока крутит в руках и изучает.
По крайней мере трудно не согласиться с Наталие по поводу того что решения по кадрам и по закдючению контракта с Мерсом ,были абсолютно верны. Значит нюх есть , а это говорит о том что будет успех.
Наталия ничегоне скзала по пилотом.
По мне так стало ясно что Физико зря слился к Импотентам ,лучше бы ярко поездил на Форс Индии.
Сутиль для меня какой то непонятный гонщик.
Абсолютно верным было решение расстаться со «свадебным генералом» Гаскойном и мутным товарищем Коллесом.
А вот возвращение Саймона Робертса назад, в Макларен, думаю, ослабит команду. Хотя вряд ли в «Форс-Индии» всё держалось только на нём.
Физико не жалко. Великолепное, зрелое выступление в Спа и, тут же полное впадение в детство. Щипач славы, охотник за журавлями - писал уже на эту тему и, наверное, ещё буду..
Форма Тони, так и осталась непонятной.
Сутиль двоякий, согласен с НА. С одной стороны храбрость на грани безумия, с другой - постоянный вляп в банальные истории, заканчивающиеся разбитыми болидами и упущенными возможностями, прямо Ральф какой-то..
Наталия хорошая статья, спасибо!
И ещё мне понравились камменты коллег Андрея/НА и особенно Алексея/Hiko по пилотам,
это ж надо так момент уловить
Вот по пилотам. Нико, ты извини, но меня этот тезис о том, что Физико в ребячество ударился, уйдя в Ферры, он коробит. Физико поездил на самовозке Рено, Физико подолгу плелся в хвосте пелетона с ФИ. А Феррари - это совсем другое. Наверное, надо быть итальянцем, чтобы это понимать. Хочу лишь сказать, что, возможно, потеряв пару очей, Джанкарло потерял гораздо меньше, чем если бы потерял возможность выступить за Феррари. Когда речь заходит о мечте, прагматизм должен уткнуться в тряпку :)
Ну а по Сутилю могу добавить только одно. Его эти столкновения с Кими - если без шуток подходить, а просто взвесить - показывают его уровень, как-никак. Ведь то, что он сталкивается постоянно именно с Кимычем, говорит, что он идет в одном темпе с ним. Жаль, что так редко пока :)