6 мин.

Папа Монте-Карло

Путь Надаля к решающему матчу своей гладкостью напоминал голову завязавшего намедни с профессиональным туром Любичича. Некоторые намеки на осложнения возникли лишь в четвертьфинале при спурте Вавринки в первом сете – уступавший 2:4 швейцарец внезапно устроил бунт и взял три гейма подряд. Однако кредитная линия сверхусилий оказалась неподъемной для Стэна, отдавать долги уже было нечем, поэтому в качестве бонуса швейцарец на выходе получил лишь приличный счет на табло – 5:7, 4:6. Остальные оппоненты испанца (включая и Джоковича) общими усилиями за четыре матча забрали у «песочного бога» лишь два десятка геймов.

В целом в половине Рафы особых сюрпризов не наблюдалось – Монтаньес выбил Раонича, что, учитывая покрытие, вполне нормально, но проиграл Типсаревичу, что нормально в еще большей степени, а Симон, победив в «битве Жилей», завернул сразу и Типсаревича (перебегал), и Тсонгу (перетерпел). Вавринка в приятном стиле оставил не у дел испанский тандем в лице Лопеса и Альмагро, а Вердаско, в борьбе пройдя Рохуса и Додига, без особой борьбы уступил место в четвертьфинале Тсонге.

С другой стороны к финалу прорывались в первую очередь Джокович и Маррей, причем потуги британца закончились толком не начавшись уже в четвертьфинале против Бердыха. Энди выгрыз первый сет на тай-брейке, но затем на Томаша снизошел гибрид вдохновения, уверенности и рассудительности, который вылился в чистую и красивую победу во втором и третьем сетах – 6:2,6:3. Маррей не то чтобы не сдюжил или играл плохо, просто грунт – это не та территория, где британец может решать спорные вопросы за счет преимущества в классе. Уже с Беннето, снявшегося в конце первого сета, у Маррея был очень близкий матч. В то же время с Троицки, который серьезно напряг четвертого номера рейтинга на прошлом «Ролан Гаррос», Энди разобрался довольно легко, так что британец в преддверии грунтовых разборок конечно же небезнадежен, но, откровенно говоря, и не внушает. Не по текущей форме, а по заточенности игры под это покрытие как таковой. Сложно сказать, до какой стадии сумеет добраться Маррей например на «Ролан Гаррос», но это на 99% будет не выше полуфинала, и ни в одном из противостояний с представителями Топ-10 (5-10 позиции) Энди не будет фаворитом.

Что касается Томаша, чех вообще провел довольно качественный турнир с точки зрения игры. При этом Бердых вполне мог забраться и в финал, но помешали природная скромность и врожденное чувство такта. Томаш в блестящем стиле утащил первый сет у Джоковича (6:4) и оказывал заметный прессинг в начале второго, но серб привычно выскользнул, ненавязчиво цепляя линии на брейк-пойнтах. Бердых около часа держался терпеливо и дисциплинированно и в техническом, и в эмоциональном плане, даже огромное количество двойных (5 в первом сете и 4 в третьем) не выводило его из равновесия. Впрочем, на подачах изрядно чудили все – порывистый ветер, поднимая клубы багровой пыли, то и дело вмешивался в розыгрыши, норовя придать траектории мяча сходство со знаменитым футбольным братом «Джабулани». А затем Томаш все-таки не подвел поклонников Джоковича и немного подсел в ментальном аспекте. Стоило Новаку забрать пару близких розыгрышей, поймать волну и заиграть уверенно и раскованно, как чех включил автопилот. Не самая хилая опция, если при этом не отключать голову. Томаш вроде бы бил все столь же сильно и точно, но в его игре пропал элемент неожиданности, а проломить Джоковича даже образца данного турнира лишь за счет мощи практически невозможно.

Сам же Новак хоть и добрался до финала, пережевав-таки колючего Бердыха, показал лишь чемпионский характер, но не чемпионскую игру. Конечно, причина более чем уважительна – лидер рейтинга прямо по ходу турнира получил известие о кончине дедушки Владимира, с которым он был чрезвычайно близок, и даже подумывал сняться, но в итоге продолжил борьбу. Джоковичу повезло с сеткой – чрезвычайно опасный в данных условиях Давид Феррер, который должен был чуть ли не автоматом нарисоваться в четвертьфинале, уже на старте попал под влияние мОниакально настроенного Белуччи (3:6,2:6), а сам бразилец, очевидно посчитавший на этом свою миссию выполненной, с тем же самым счетом уступил Робину Хаасе. В итоге Новак вместо потенциально забористого коктейля Феррер-Маррей получил почти детское питание в виде Хаасе – Бердых. Чуть раньше камнем преткновения для Джоковича теоретически мог стать Долгополов, переигравший в принципиальном матче Томича (который в свою очередь выбил Истомина), но экзерсисов Алекса хватило лишь на один сет .

Тем временем в другом полуфинале Жиль Симон пытался решить увлекательную шараду – как проиграть Надалю перед своей публикой и не потерять лицо. Выглядел француз достойно настолько, насколько это вообще возможно против Рафы на грунте. Сам Симон заявлял, что местные условия подходят ему идеально, но проблема заключалась в том, что местные условия не мешали и Надалю. Впрочем, стратегической инициативой владел именно Жиль – он изящно и хлестко простреливал кроссом с бэкхенда, первым добрался до брейк-пойнтов на подаче испанца, демонстрировал форхенд в стиле дельПотро и желание (а зачастую и возможность) доставать любые мячи. Матч, как и планировалось, превратился в череду замечательных, но несколько нудных розыгрышей, в ходе которых Симон с завидным упорством направлял мячи Рафе под форхенд. Возможно, это был тактический маневр, а возможно Жиль просто запамятовал, что имеет дело с левшой. Понимая, что нужно использовать нестандартные приемы, Симон несколько раз отправлялся искать счастья у сетки, но так и не смог ни разу ее перекинуть. Жиль действительно очень старался, но обретаясь в метре за задней линией и не имея в арсенале ни одного пробивного удара, что можно поймать против Надаля? Если количество букв подходит, то ответ «геморрой».

В итоге состав финалистов получился слегка консервативным, зато конечный результат блеснул новизной. Рафа буквально раздел Новака – 6:3,6:1 за час с копейками, и ни на секунду за это время не сложилось ощущения, что Джокович способен сегодня за что-то зацепиться, куда-то вернуться и сотворить очередное чудо. Надаль качественно подавал и отменно (особенно для человека с проблемными коленями) двигался, был настроен и сосредоточен, но не зажат. При всем том нельзя сказать, что испанец наконец-то нашел тактическое противоядие для игр с сербом, ибо Джокович банально не успевал подходить к мячу. Может, по понятным причинам не было должного настроения, или не дай Бог травма, или элементарно погода оказалась не по Джоковичу, но назвать его действия игрой в финале турнира «Мастерс» довольно проблематично. Новак выглядел примерно так же, как и на итоговом – не желая ввязываться в затяжные ралли, он пулял острые выбивающие кроссы по коридорам и рвал сетку отчаянными форхендами. За весь матч серб провел не более десятка длинных розыгрышей, в которых он действительно терпел и думал головой, остальное – непрерывный фейк.

Все это естественно никак не умаляет заслуг Надаля, который подошел к матчу ответственно и сыграл здорово. При счете 6:3, 4:0 испанец, падая на свой стул в перерыве между геймами, даже слегка психанул в ответ на очевидный к тому моменту пофигизм Джоковича. Понятно, что для полной реабилитации Рафе не терпится обыграть мечущегося по корту и выкладывающегося на полную Новака. Пока же Надалю придется довольствоваться парочкой приятных мелочей – вышел на чисто первое место по количеству титулов на турнирах «Мастерс» (их стало 20 против 19 у Федерера) и выиграл турнир в Монте-Карло в какой-то там раз подряд. Вроде бы в восьмой, но официальная статистика уже тоже не очень уверена.