5 мин.

Папа ин да хаус

Турнир в Дубае, формально являясь соревнованием категории АТР 500, тем не менее умудрился собрать состав, не уступающий по представительности Уимблдону-2009. Там, где собираются столько крутых стволов сразу, разумеется, не может быть пресного и предсказуемого действа. Роджер Федерер продолжил уверенный штурм восьмого десятка титулов в профессиональном туре, Энди Маррей проиграл очередной финальный матч, но одержал гораздо более важную победу в полуфинале, а Новак Джокович отметил приход весны первым поражением в сезоне. Из ребят, кто попроще – рослый обладатель аристократической фамилии вновь в полный аргентинский голос заявил о притязаниях на звание «первого после богов», а трое европейских компаньонов по нижней половине первой десятки просто провели вполне качественный турнир, перейдя в разряд зрителей после четвертьфинальных матчей.

Среди прочих участников, несомненно, стоит выделить Михаила Южного. Россиянин провел отличный турнир, переиграв в односетовом матче не совсем кондиционного Гаске, а затем разобравшись с не слишком внятным в этом году Фишем. Впрочем, проблемы соперников не отменяют того факта, что играл Михаил здорово – надежно, стабильно, раскованно и вдохновенно, а его борода в стиле героя Хэнкса из картины «Изгой» и вовсе покорила зрителей. Михаил дважды за последние пять лет бывал здесь в финалах, уступая соответственно Джоковичу и Федереру, и вполне мог бы рассчитывать на решающий поединок и в этот раз, если бы швейцарец не попался на его пути уже на стадии четвертьфинала. В этом противостоянии шансов у россиянина не было совсем – Федерер буднично делал по брейку в дебюте каждого сета и уверенно удерживал собственную подачу на протяжении всего матча. В других четвертьфиналах Типсаревич мог зацепиться в дерби с Джоковичем, но сообразил двойную на сетболе; Тсонга провалил тай-брейк первого сета против дель Потро, после чего тактично предпочел не мешать аргентинцу самоутверждаться. Бердых достойно сопротивлялся Маррею, но Энди пребывал в слишком хорошей форме, чтобы Томаш мог реально рассчитывать на победу.

Ожидаемый полуфинал с участием Джоковича и Маррея и развивался и завершился совсем не так, как представлялось большинству специалистов и болельщиков. До счета 2:2 все происходило в стандартном режиме, а затем лидер рейтинга проиграл семь геймов подряд. Нельзя сказать, что Новак играл плохо, напротив – выглядел серб довольно прилично, просто не захотел или не смог включить уже ставшие привычными сверхспособности, а побеждать британца на автопилоте никому не под силу. Новак явно не был настроен на трехчасовой забег по задней линии, форсировал развитие событий в розыгрышах чаще чем обычно, и как следствие ошибался тоже больше. Уже этих факторов Маррею хватило бы на «безбедную старость», но Энди и сам был собран, сконцентрирован и на удивление хладнокровен в решающие моменты. Плюс третий сеяный ощутимо прибавил в остроте подачи, что на таких быстрых кортах против не особо убивающегося на приеме оппонента моментально трансформировалось в дополнительные легкие очки. Впрочем, Джокович все же встрепенулся при подаче Маррея на матч, соорудил активный брейк и даже на радостях исполнил прыжок в стиле отечественного победителя «Евровидения». В этот момент Энди по всем правилам его жизни и в соответствии с многолетними кармическими проклятьями должен был расчувствоваться, запаниковать и проиграть еще три-четыре гейма, но сдюжил – сначала грандиозно отподавал, а затем не менее грандиозно принял на матч.  Джокович, растревоживший на матчболе сетку, со счастливой улыбкой бросился поздравлять соперника, вероятно благодаря его за то, что никакие громоздкие серии не повиснут над головой первого номера рейтинга в ближайшее время.

В другом полуфинале второй раз за десять дней сошлись Федерер и дель Потро. Матч получился из серии «Изнер против Раонича и Карловича», два тай-брейка и всего шесть брейковых очков на двоих, хотя если уж говорить откровенно, то на одного, так все они были на счету швейцарца. Аргентинец в этот раз сопротивлялся упорнее и имел все виды на второй сет, лидируя на тай-брейке со счетом 5:0, а затем 6:2. Роджер, по его собственным словам, в этот момент не питал особых иллюзий на предмет выигрыша второго сета. Но где-то немного дрогнул Хуан, где-то, добросовестно отбегав в защите, удачно рискнул Роджер – и вот оно, 2:6 чудесным образом превратились в 8:6 и путевку в финал для Федерера. Дель Потро на протяжении всего турнира выглядел солидно и качественно по игре и показал свой максимум по результату, но, чтобы побеждать швейцарца на быстрых кортах, ему элементарно не хватает движения. Причем настолько, что это невозможно компенсировать даже мощью ударов. Впрочем, на грунте, в частности на РГ, аргентинец (если не попадет в половину Надаля) будет одним из наиболее явных претендентов на финал.

Что касается финала Дубая, то Федерер в пятый раз взял там свое. В предматчевом интервью Роджер заявил, что рад наконец-то сыграть с Марреем. Учитывая, что в качестве альтернативы выступал Джокович, глупо было бы сомневаться в искренности слов швейцарца. Роджер победил даже не то чтобы уверенно, но вполне себе неотвратимо. Вышел на корт в приподнятом настроении, прилично летела подача, форхенд был послушным, как школьник на экзамене, а бэкхенд – преданнее собаки. Другое дело, что Маррей не слишком нагружал Федереру «под лево», во всяком случае швейцарец раз за разом успевал забегать под разящий форхэнд и расстреливать оппонента острейшими кроссами. Маррей пару раз здорово обвел Федерера и даже совместил эффектность и эффективность при использовании «свечи», но все равно складывалось ощущение, что Энди, победив Джоковича, посчитал дело сделанным и вышел на финальный матч без четкого плана. Или просто действительно давно не играл против Федерера. Ничем другим нельзя объяснить, что Энди выставил в решающем матче те же защитные построения, что и против Новака, ведь швейцарец атакует намного раньше и острее серба. Преимущества в скорости на стороне британца также не наблюдалось, поэтому расчет Маррея очевидно в очередной раз строился на том, чтобы утопить Роджера в болоте.

В первом сете при абсолютно равной игре Федерер мертвой хваткой вцепился в одиннадцатый гейм и примерно с шестого брейк-пойнта добился своего. Во второй партии швейцарец сделал брейк в начале, но надолго его не хватило, Энди восстановил паритет – 3:3. Правда, в этот момент перестало хватать уже самого Энди – по истечении седьмого гейма судья в последний раз в матче вынужден был произнести «Гейм Маррей», чтобы через несколько минут выкрикнуть «Гейм, сет и матч Федерер». Роджер по традиции не реализовал первый матчбол, зато на втором пробил навылет в «девятку» – чистая победа.

Для Энди турнир в любом случае получился полезным и примечательным – то ли Лендл подобрал ключи к потайным дверям внутреннего мира Маррея, то ли сам британец наконец смог разобраться в своей голове, но ментально это был уже немного другой Энди. Уверенный в своих силах, матерый и беспощадный профессионал. Ну или что-то вроде этого. Возможно, британец наконец осознал, что теннис – это в первую очередь игра, а значит здесь невозможно держать под контролем абсолютно все, и уж конечно, не стоит так корить себя за неудачные удары. И вполне справедливо, что для оптимального закрепления изученной темы в финале Энди попался Архитектор игры, ведь даже Фортуна пользуется еженедельником.