Бизнес-сказка «Вильярреала»: владелец осознанно строит середняка, счастлив сам и радует город
«Я не продал бы клуб шейху. Чувствами не играют».
«Это не я выбрал «Вильярреал», а он – меня». Так бизнесмен Фернандо Роиг описывает события 1997 года, которые перевернули жизнь целого города.
Тогда прежний владелец самого желтого клуба планеты судорожно искал, кому бы его продать. Накануне Рождества 1996-го сорвалась привлекательная сделка с владельцем телеканала Antena 3 – и «Вильярреал», увязший в Сегунде, не представлял, что будет дальше.
И тут возник Роиг – местный бизнесмен, владелец крупнейшей керамической компании Испании (Pamesa, в 2019-м половина ее 700-миллионной выручки – экспорт) и брат владельца мощнейшей сети супермаркетов Mercadona. Он мечтал подарить городу что-то светлое, так что варианта лучше для обеих сторон не существовало.
За светлое будущее «Вильярреала» Роиг выложил 72 миллиона песет – и хотя звучит сумма внушительно, в пересчете на евро это всего лишь 432 тысячи. У «Вильярреала» не было практически ничего, кроме места во второй лиге – даже документы по сделке 15 мая 1997-го подписывали в местном баре, а не в клубной штаб-квартире.
Воспоминания Роига гнетущи: «Я получил клуб с долгами. Фактически там был только генеральный менеджер Хосе Льянеса и пишущая машинка. Тренировочного комплекса не было. На стадион ходили по три тысячи человек». «Причем из них примерно 1000 – это пенсионеры, которые получали абонементы бесплатно от городской администрации, – дополняет в другом интервью Льянеса, который и спустя 24 года остается топ-менеджером «Вильярреала». – А теперь к нам ходят по 22 тысячи человек. Мы уникальный клуб, наш пример надо исследовать в университетах».
История становления «Вильярреала» уже и правда звучит как отрепетированная сказка для бизнес-колледжей. Роиг настойчиво повторяет, что с первого дня хотел осовременить и расширить стадион, построить сильную академию для местных пацанов и выйти в Примеру в первые три года.
Каждый пункт выполнен.
Роиг подарил «Вильярреалу» большой стадион, два тренировочных центра и крепкую академию. Абонементы покупает каждый третий житель города
Сегунда покорилась «Вильярреалу» в первый же сезон при Роиге – уже летом 1998-го он отправился в одну лигу с «Барселоной» и мадридским «Реалом». На следующий год, правда, вылетели – но чтобы вернуться и прописаться уже практически навсегда (о единственном вылете поговорим отдельно).
«У меня не было никакой импровизации – я все планировал, – рассказывает Роиг. – Стадион был очень маленьким, поэтому уже много лет мы практически каждое межсезонье его меняем и уже дошли до вместимости в почти 25 тысяч человек (больше уже не будет по чисто демографическим причинам – в городе чуть больше 50 тысяч жителей – Sports.ru). Я брал деньги из основного бизнеса и вкладывал в клуб. Моей навязчивой идеей сразу была собственная тренировочная база. Мы быстро построили спортивный городок, а со временем возвели и второй – так появилась крупная академия, где мы собираем лучших игроков Кастельона».
«Восемь из шестнадцати игроков, которые сыграли в полуфинале Лиги Европы против «Арсенала», прошли через нашу академию (Гаспар, Тригерос, Морено, Пау Торрес, Гомес, Чуквуэзе, Педраса, Пино) – гордится отвечающий за спортивный блок Льянеса. – Причем многие из них провели с нами более десяти лет».
В «Вильярреале» часто говорят про компактность и близость: Роиг приезжает на базу и общается с молодыми игроками, а те, в свою очередь, постоянно видятся с жителями города. У клуба с 2004-го действует программа Endavant (так в провинции Кастельон кричат что-то типа «Вперед»), которая помогает в том числе болельщикам с различными проблемами. «Наши парни из академии ездят к пенсионерам, навещают болельщиков с физическими или ментальными проблемами – это тоже часть образовательной программы. Мы доносим: жизнь не ограничивается футболом», – говорит Льянеса.
Неудивительно, что с таким подходом в 51-тысячном городе каждый год продается по 17-20 тысяч сезонных абонементов.
А когда после кризиса 2008 года часть болельщиков осталась без работы, «Вильярреал» бесплатно продлил им абонементы. «Мы обязаны поддерживать своих. В нашем регионе производится 90 процентов испанской плитки, а оборот за год упал наполовину. Так что многие остались без работы, а мы как клуб должны быть рядом», – говорил Роиг. Причем в кризис владелец «Вильярреала» не пользовался даже доступными государственными субсидиями: «Государственные деньги не должны идти на футбол. Есть другие социальные приоритеты, поэтому мы отказываемся. Тот, кто ошибся, должен потерять свои деньги. Я верю в свободный рынок».
Практически то же «Вильярреал» сделал и сейчас, в ковидный сезон. Болельщики, которые купили абонементы на чемпионат-2020/21 и принесли клубу более 2,5 млн евро, хотя вообще не попали на стадион, весной получили письма о бесплатном продлении на следующий год. И теперь 17 000 человек, не доплачивая ни цента, увидят минимум три матча Лиги чемпионов.
«Я никогда не называю себя владельцем «Вильярреала», – рассуждает Роиг. – Я владелец керамической компании Pamesa, а в футболе я просто руководящий менеджер. Владельцы – это 18 тысяч болельщиков с абонементами и еще 30 000 сопереживающих дома. «Вильярреал» – это про чувства. А у чувств тысяч людей, которые считают себя желтыми, владельца быть не может. Моя задача, задача моей команды (его сын Фернандо + Льянеса – Sports.ru) – держать экономический баланс».
А вот с этим не всегда было идеально.
Ради спасения «Вильярреала» Роиг продал акции семейного супермаркета. И тут же сделал клуб экономически эффективнее
За все время Роиг, по собственным подсчетам, вложил в «Вильярреал» 190 миллионов евро. Около 50 ушло на стадион, который из «Эль Мадригала» превратился в «Эстадио де ла Серамика» – это не прямая реклама компании Роига, а целая философская установка. «Вильярреал» уже давно хочет быть представителем всего Кастельона в испанском спорте – а так как в районе, где он базируется, производится до 90% всей испанской керамики, Роиг объединил вокруг футбола даже конкурентов. На фасаде стадиона рядом с Pamesa расположены логотипы еще 7 компаний.
Но это случилось несколько лет назад. А на границе нулевых и десятых годов «Вильярреал» не был образцом экономической дисциплины и стратегического взгляда – в погоне за конкурентами по Ла Лиге, в надежде на возвращение недавних успехов в Лиге чемпионов и с уверенностью в бурном развитии телеконтракта Роиг вкачивал в команду слишком много денег. Он был уверен, что вот-вот все отобьется.
В 2012 году «Вильярреал» вылетел из Ла Лиги. Впервые за 12 сезонов. Фернандо плакал, а болельщики все равно ему аплодировали.
Потому что даже в сложные времена он брал ответственность на себя и был готов перестраивать клуб.
«Мы переусердствовали, – признавал потом владелец. – Я ошибся с оценкой телевизионного контракта, мы вкладывали деньги в состав, и это привело к экономическому дисбалансу. Мне пришлось расстаться с частью своего состояния, чтобы погасить долги».
Почти сразу после вылета Фернандо продал 2,5% акций сети супермаркетов Mercadona, которую построил его родной брат – ради футбола Роиг отщипнул долю крайне успешного бизнеса. Братья росли в семье мясника и с детства были знакомы с устройством фермы, но Хуан Роиг не хотел просто торговать – он постоянно смотрел, что нового на рынке, и первым внедрял новинки (именно там в Испании дебютировали считыватели штрихкодов, он подсмотрел в американском Walmart каждодневные скидочные акции, в 1993-м ввел модель всеобщего довольства, в которой клиент назван боссом).
Та ситуация сильно прокачала дисциплину «Вильярреала» – Роиг больше не хотел продавать доли в бизнесе ради поддержания жизни команды.
«Сейчас мы тратим только то, что зарабатываем сами, и при этом абсолютно довольны результатами, – говорит владелец. – У нас здоровый клуб. Нет невыносимых долгов, распоряжаемся мы примерно седьмым бюджетом Ла Лиги – выше 100 миллионов евро».
За последние пять лет трансферный баланс «Вильярреала», по официальным данным, составляет 16 миллионов евро. Никаких переплат.
И все-таки со временем система разделения теледоходов в Испании изменилась (теперь «Реал» и «Барселона» не продают права отдельно) – и «Вильярреал» чувствует себя увереннее. Если в 2013 году его доходы были в 40 ниже, чем у «Реала», то уже в 2018-м – всего в 8 раз.
«В Испании неравенство будет всегда, потому что потенциал двух главных клубов существенно выше, чем у остальных, но разница все-таки сокращена. Централизованная продажа медиаправ повышает уровень лиги», – говорит сын Роига и гендиректор «Вильярреала».
***
Повышение финансовой дисциплины в 2012-м сильно укрепило «Вильярреал», Роиг даже говорил: «Вылет в Сегунду был для нас хорош».
Вот статистика прибыльности клуба после возвращения в Примеру:
В этом сезоне «Вильярреал» планировал доходы на уровне 117 млн евро и прибыль в размере 65 000 евро. Но победа в Лиге Европы, которая принесет порядка 30 млн евро, явно позволит превзойти ожидания и снова оказаться в большом плюсе.
До триумфа в четверг Роига часто спрашивали, как ему живется без крупных побед – не хочется ли радикальных перемен.
«Уверяю вас, для «Вильярреала» главное – играть в Примере. Для нас нет более важного титула, чем место в топ-17 Ла Лиги и периодические выступления в еврокубках. Мы существуем в группе с операционными бюджетами от 75 до 110 миллионов евро, а для постоянной борьбы за титулы нужно 300, у некоторых команд доходы превышают 500 миллионов. Зато «Вильярреал» финансово стабилен, и через несколько лет эта ситуация может приблизить наш состав к более плотной борьбе», – говорил Роиг в прошлом году.
Его спрашивали: а если придут шейхи, не захочет ли он заработать и спокойно заниматься бизнесом?
«Я не продал бы «Вильярреал» шейху, как не продал бы даже своему сыну, – отвечал Роиг. – Мне нравится видеть удовольствие болельщиков, жителей города. Я не продам клуб и за 500 миллионов евро, потому что это не бизнес. Чувствами не играют».
А теперь «Вильярреал» взял еврокубок. И город никогда не был счастливее.
Фото: globallookpress.com/Maria Jose Segovia/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Alex Caparros; REUTERS/Hannah Mckay; East News/JOSE JORDAN / AFP
Для этих же ребят эта победа запомнится на всю жизнь. Спасибо за материал, ещё один повод порадоваться отсутствию Суперлиги, в которой такие истории невозможны.
Да, был вылет в сегунду, но это один неудачный сезон.
А так, за 7 лет до вылета в сегунду и за 8 лет после вылета в сегунду, команда только 1 раз финишировала ниже 7 места в Ла Лиге и вне борьбы за Европу
То есть из последних 16 сезонов в Ла Лиге, 14 завершились попаданием в Европу - это уровень явно выше среднего. Плюс было 5 попаданий в Лигу Чемпионов, - практически каждый третий сезон в Ла Лиге.
Вот раскладка их мест в Ла Лиге с 2004 года
- 18 место (1 раз)
- 14 место (1 раз)
- 7 место (3 раза)
- 6 место (2 раза)
- 5 место (5 раз)
- 4 место (2 раза)
- 3 место (1 раз)
- 2 место (1 раз)
В самих Еврокубках они выходили из группы в 13/14 случаев, - только в сезоне 2011-12 не получилось выйти из группы ЛЧ с Баварией, Наполи и Манчестер Сити. При этом, до этого сезона были полуфиналы в ЛЧ (2006) и ЛЕ (2004, 2011, 2016), - то есть победа в этом году это не случайность из ниоткуда, они за последние 20 лет 4 раза останавливались в шаге от финала Еврокубка
Единственное, что в Кубке Испании они играют как середняки - только один выход в 1/2 финала за всю историю существования клуба
Немного жаль, что мало кому известная до вчерашнего вечера.
Но зато теперь фанов и просто следящих за результатами клуба точно добавится.
Этот факт показывает, насколько владелец идейный и человек, что собрал конкурентов, убедил в своей философии и добился желаемого. Уверен, маркетологи и топ-менеджеры компаний долго упирались.
Страны 1го мира, вот где жить нужно!
1. Реал 468.5 млн евро
2. Барселона 382.7
3. Атлетико 252.7
4. Севилья 185.8
5. Вильяреал 145.2
Скромный, не хватающий звезд с неба середнячок.
Представьте, что писали бы у нас, если бы Краснодар вылетел в ФНЛ. Даже сейчас регулярно видел заплюсованные комментарии типа "хаха расскажите еще раз про академию", "хаха руководство ничего не понимает в футболе", "хаха, давайте ненавидеть клуб еще сильнее".
А тут вот после вылета поддерживали. В Голландии, помню, один клуб после проигрыша 13:0 поддерживали болельщики. Но не у нас, нет.
Пусть научат Переса!!!!