7 мин.

Случайная: вся правда о бешеной «популярности» Загитовой

Предыдущий материал получился довольно резонансным, поэтому решил написать вторую часть. Сегодня мы поговорим о мифах и легендах, которые так любят типичные загиботы. Мне как человеку, который профессионально занимается маркетингом, некоторые из них показались особенно смешными, а распространяющие их адепты - жалкими.

Итак, топ-3 "подвига" Геракла Загитовой и их разоблачение. Как всегда только факты, без оценочных суждений!

Как Загитова "обеспечивала трафик" Sports.ru

Многие футбольные и хоккейные фанаты искренне удивляются, видя на ветках фигурного катания стабильные 300+ комментариев даже к самой ординарной новости. Нередко наиболее резонансные новости и статьи об Алине Загитовой, Евгении Медведевой, крупных соревнованиях набирают более 1000 комментариев, что абсолютно немыслимо для футбольного, хоккейного или теннисного раздела. Казалось бы, вот она, золотая жила, которую можно монетизировать на раз-два, но не тут-то было!

Как оказалось, секрет лежит на поверхности, и он до смешного прост. Все дело не в мощном целевом трафике, который действительно интересен рекламодателям, а в активности отдельной группы пользователей. "Ядро" загиботов (около 20 персонажей) размещает на сайте в среднем 20-40 комментариев в сутки каждый, без перерывов и выходных! Если учесть, что про Загитову не так уж много новостей, то получаем гарантированные 150-200 комментариев к каждой, и это еще не считая записей от одноразовых ботов.

Принципиально отличается и механика публикации сообщений: если в футбольном разделе 95% пользователей ничего не комментирует, а просто смотрит новости, а остальные ограничиваются 1-2 комментариями по сути в первые часы, то любые ветки о Загитовой быстро сползают во ФЛУД и выяснение отношений на несколько дней. Например, в обсуждении одной из новостей 1482 (!) комментария написали всего 198 уникальных пользователей, а под аналогичной новостью 615 комментариев оставили ровно 80 человек.

Отдельно хочется остановиться на пользователях под никами Фатима и Юстас Алексу - эти люди написали более 20 тысяч (!) комментариев за неполные два года. Представьте себе жизнь человека, который каждый день годы напролет пишет в таком количестве комментарии на Sports, не забывая следить за всеми инстаграмами, фангруппами ВК и т.п. Впечатляет, не правда ли? Их "аргументы" про отсутствие денег, работы и личной жизни сразу заиграют новыми, фрейдистскими красками.

Известно, что футбол является самым популярным видом спорта. В России по любым соцопросам и данным Google Trends он превосходит фигурное катание на порядок и больше. Аналогичным образом обстоит дело и на Sports.ru. К слову, в медиаките прямо сказано, что средний пользователь портала - мужчина до 35 лет с высшим образованием и доходом выше среднего. Как типичный представитель скажу прямо - мы тут не ради Алины Загитовой и не благодаря ей.

Вывод: загиботов не так много как может показаться, основной хайп вокруг Загитовой обеспечивает небольшая (несколько десятков человек) группа пользователей. Этим же объясняются регулярные фиаско загиботов, когда в обсуждения заходят футбольные болельщики (даже самые хейтерские комментарии в адрес Загитовой собирают не так много минусов).

Как Загитова "догоняла и перегоняла" Шарапову

Многие улыбнутся уже после подзаголовка, но радикальные загиботы в комментариях умудряются всерьез сравнивать свою любимую фигуристку с Марией Шараповой, Анной Курниковой, Эммой Уотсон и другими звездами, которых знает весь мир. Вот лишь несколько фактов для сравнения:

1. Карьера Марии длилась долгих 18(!) лет: впервые на корт в рамках WTA тура она вышла в марте 2002 года, за два месяца до рождения Алины, а завершила выступления в феврале 2020-го, спустя два месяца после того как Загитова в эфире Первого канала объявила о «приостановке» (читай, завершении) карьеры. Вдумайтесь, ВСЯ карьера Загитовой уместилась в финальный этап долгого спортивного пути Шараповой, возвращение в теннис после дисквалификации.

Реклама 18+

2. Шарапова побеждала на всех турнирах Большого шлема - в 17 лет Мария выиграла Уимблдон и Итоговый турнир WTA, в 19 - US Open, в 20 - Открытый чемпионат Австралии. После тяжелой травмы дважды, в 2012 и 2014 году, выигрывала знаменитый Ролан Гаррос. Всего Шарапова стала победительницей 36 турниров WTA. Между первой и последней победами полтора десятка лет! К слову, на ОИ лучший результат Марии - серебро, но кого же это волнует. 

3. Шарапова - это грандиозный коммерческий успех. В 2020 году Forbes назвал ее самым высокооплачиваемым российским спортсменом (как среди женщин, так и среди мужчин) прошедшего десятилетия, входит в топ-25 самых богатых женщин России вместе с женами и дочками олигархов. На протяжении 11 лет она возглавляла мировой женский спортивный рейтинг Forbes по доходам. Да что там, много лет подряд Мария зарабатывала больше звезд НХЛ Овечкина и Малкина вместе взятых!

4. Поклонники Загитовой гордятся ее участием в шоу типа "Вечерний Ургант" и приглашениями на "Первый канал". Иван Ургант гордится тем, что Мария Шарапова принимала участие в его программе. Для нее самой давно стали рутиной посещения церемоний вручения Грэмми и Оскара, участие в качестве главной героини самых известных шоу на американском телевидении.

Как видим, это разные вселенные: Мария на протяжении многих лет зарабатывала более 30 млн долларов в год, Алина даже два самых удачных года своей жизни - менее 1 млн. Упомянутая Анна Курникова, несмотря на не самые выдающиеся спортивные результаты, зарабатывала на рекламе более 15 млн долларов от Adidas, Omega (не рыбий жир, а швейцарский производитель часов), Berlei и ряда других компаний. Поменяв майку прямо на корте и показав всему миру бюстгальтер от "Берлея", она обеспечила рекордный рост акций этой компании за всю ее историю!

Вывод: коммерческие успехи и доходы Загитовой сопоставимы разве что с теннисистками третьего эшелона, не привлекательными для серьезных спонсоров. Ее популярность не выходит за рамки своего вида спорта, она никому не известна в отрыве от коньков и катка, а основной пик пришелся на ОИ-2018, после чего интерес к ней значительно ослабел (проблема всех спортсменов в не самых популярных видах спорта).

Как Загитова "делала кассу" Пуме

Контракт с PUMA - несомненный успех Алины Загитовой, стать амбассадором одного из ведущих спортивных брендов - это большое достижение. Вот только за полтора года с момента подписания контракта так и не появилось НИ ОДНОЙ записи с изображением Алины на официальной странице PUMA в Instagram (более 11 млн подписчиков), лишь несколько фото и видео было опубликовано в инстаграме PUMA RUSSIA. Для понимания: в этом же профиле свою минуту славы получают известные в узких кругах блогеры вроде Жени Савина, а также футболисты его бывшего клуба «Крылья Советов», недавно покинувшего элиту российского футбола.

В официальном инстаграме PUMA другая сиутация, здесь продукцию компании рекламируют мировые звезды первой величины. В записях частенько появляются американская певица Селена Гомес (на минуточку, у нее почти 200 млн подписчиков), легендарный бегун Усейн Болт, многократный чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, чемпион мира по футболу Антуан Гризманн и звезды «Манчестер Сити», Адриана Лима и модели калибром поменьше. Думаю, что после перечисления этих имен даже самому упоротому загиботу станет понятно, почему Алины нет в этой компании, и кто же на самом деле делает кассу немецкому бренду в глобальном масштабе.

Куда интереснее обстоит дело с выбором партнеров для разовых рекламных акций в Инстаграме - здесь среди спонсоров выделяются структуры, связанные с Администрацией Президента РФ и другими госорганами (информационный пост о голосовании по поправкам в Конституцию и видео о Татарстане за несколько дней до выборов Президента республики). Впрочем, Загитова (названная в честь Алины Кабаевой) и раньше получала щедрые подарки от власть имущих - квартира, деньги, автомобиль. Кроме того, она как "спортсменка сборной" a la Сотникова и Плющенко по-прежнему находится на полном гособеспечении, а кто платит - тот и заказывает музыку.

Вывод: Контракт Загитовой с PUMA является исключительно внутрироссийской историей. Профессионалы верно оценивают невысокий коммерческий потенциал Загитовой в глобальном масштабе и ограничиваются материалами с ее участием для русскоязычной аудитории. ЦА Пумы - российским фитоняшкам и женщинам в целом, Загитова в целом известна, поэтому ее приглашение в качестве посла весьма разумный шаг, но после завершения карьеры сотрудничество, на мой взгляд, будет прекращено. Понимая это, Загитова старается держаться поближе к хорошо знакомым ей бюджетным источникам.