6 мин.

«Бекешчаба», «Нант», победный гол Веретенникова, Филимонов. 29 лет назад два клуба из Волгоградской области дебютировали в еврокубках!

Чемпионат России по футболу 1993 года до сих пор с ностальгией вспоминает любители футбола Волгоградской области. Все дело в том, что главный клуб региона «Ротор» завоевал серебряные медали, а «Текстильщик», представлявший расположенный в 200 км от Волгограда город Камышин, сенсационно занял 4-е место в итоговой турнирной таблице. Обе команды получили право выступить в Кубке УЕФА-1994/95.

Жеребьевка первого раунда Кубка УЕФА повернулась к «Ротору» не самой приглядной стороной. Соперником волгоградцев стал «Нант» – команда Клода Макелеле, Кристиана Карамбе и Николя Уэдека совсем скоро станет чемпионом Франции и выйдет в полуфинал Лиги чемпионов.

А 13 сентября 1994 года этот мощный французский клуб натурально возили по полю Центрального стадиона Волгограда, и огромным счастьем для гостей стало поражение с весьма приемлемым для двухраундового противостояния счетом 2:3.

Исторический первый гол «Ротора» в еврокубках забил Владимир Геращенко. А кто оформил победный? Конечно же, Олег Веретенников!

«Ротор» забил и четвертый мяч, но венгерский судья Варга его отменил. «Какие нарушения правил он усмотрел, для нас загадка», – так прокомментировал эпизод главный тренер волгоградцев Виктор Прокопенко.

«Я не хочу говорить о действиях арбитра – это вне моей компетенции. Конечно, 2:3 – это получше, чем 2:4. Признаться, не ожидал такой игры от «Ротора». На втором этаже они нас начисто переиграли. Да и вообще физически весьма крепкая команда», – сказал на пресс-конференции тренер гостей Жан-Клод Сюодо.

К «Текстильщику» же жребий оказался более благосклонен: соперником команды Сергея Павлова стала венгерская «Бекешчаба». Напасть пришла откуда не ждали – УЕФА запретил проведение матча к городе, в котором нет аэропорта. Жители Камышина остались без того, чего ждали девять с лишним месяцев, поэтому 13 сентября 1994 года весь город прильнул к экранам телевизоров для просмотра трансляции с московского стадиона «Динамо».

Первые полчаса не предвещали ничего хорошего. Венгры открыли счет и прижались к штрафной. Но Юрий Гусаков (отец рэпера Goody) успел сравнять, а во втором тайме команду Сергея Павлова просто прорвало – пять голов и 6:1!

Вспоминает голкипер «Текстильщика» Александр Филимонов. Да, тот самый:

«Москва, стадион «Динамо», соперник – клуб «Бекешчаба» из Венгрии. Осень, ливень, мы выиграли 6:1. народу было очень мало – ну кто в Москве придет на какой-то «Текстильщик» из Камышина. Много лет спустя, когда я попал в пляжную сборную России, ее тренер Михаил Лихачев рассказывал, что был одним из тех сумасшедших, кто был на той игре. Теперь если он кого-то хочет проверить на знание футбола – своих игроков, например, – он задает вопрос: «Что такое «Бекешчаба»?» Практически никто правильно не отвечает».

В ответном матче «Ротор» ожидаемо проиграл со счетом 0:3. По иронии судьбы следующим соперником «Нанта» во втором раунде турнира стал именно «Текстильщик», который в достойной борьбе дважды уступил французам. 

Кстати, самый известный футболист камышинского клуба в разгроме «Бекешчабы» участия не принял. Слово самому Сергею Наталушко:

«Больно вспоминать. Играли 13 сентября, в мой день рождения. А у нас было семь или восемь нападающих – и Павлов меня даже в заявку не вписал. Я до перерыва на стадионе посидел – и к другу поехал. Второй тайм смотрел уже у него дома по телевизору. Расстроен был жутко. А с «Нантом» в 1/16 финала я играл. Гостевой матч никогда не забуду. Тогда «Нант» – это была большая сила, они в 1995-м чемпионат Франции выиграли. На стадионе 40 тысяч зрителей, все галдят, кричат. Ты рядом с человеком стоишь, говоришь ему что-то – и сам себя не слышишь. У нас был даже не мандраж, а как бы это лучше объяснить... Ну вот быка выпускают на арену: он бегает, носится, не знает, что делает. И мы так же примерно играли. Получили 0:2. В Москве – 1:2. Примечательный момент: до нас они «Ротор» обыграли. То есть в теории в 1/8 Кубка УЕФА мог быть матч «Ротор» – «Текстильщик».

Больше «Текстильщик» к еврокубкам даже близко не подбирался. Кто в этом виноват? Наталушко считает, что... президент «Ротора»:

«У «Текстильщика» с «Ротором» война была. Товарищ Горюнов очень хотел, чтобы нашей команды не было. Своего он добился. Тогда спортивным структурам давали льготы на ввоз алкоголя, сигарет. «Ротор» на этом и поднялся, а нам такую лазейку перекрыли – стараниями Горюнова. Тогда-то деньги и закончились. Наш хлопчатобумажный комбинат разваливался, денег не было. Потом «РАО ЕЭС» взяло команду под крыло. Но вскоре в тамошнее руководство пришел некий нарядный человек по фамилии Бревнов и сказал, что мы – непрофильный актив, от которого надо избавляться. Через какое-то время я в газетах прочитал про Бревнова, что он себе первым делом зарплату поставил – 200 тысяч долларов. Плюс квартиры. Дачи. Самолеты. Себя он, видимо, считал профильным активом. Года не прошло – он в Америку убежал.

А у нас все уже было ку-ку. В тот момент и начал загибаться футбол в области. Горюнов все хотел под себя подмять, все для «Ротора». Мы развалились когда – он даже автобусы наши каким-то образом себе забрал. Ему Павлов говорил: «Ты соображай, что делаешь. Ты думаешь, нас гробишь? Нет, ты футбол гробишь. Через десять лет здесь вообще никакой команды не будет». И прав оказался. Раньше Волгоградская область была двумя командами в высшей лиге, одной – в первой, двумя – во второй. Сейчас пойдите поищите, где там Волгоград представлен»

Да, «Ротор» сейчас обитает во второй лиге, а «Текстильщик» уже больше 20 лет играет в областном первенстве.

Еще больше настоящего футбола в нашем олдскульном телеграм-канале и Ютубе!