16 мин.

Илья Казаков: «На ВВ писал, не скрою»

В гостях у Sports.ru побывал Илья Казаков и ответил на вопросы пользователей. Рассказ о пьесе, дружбе с актерами и комментаторами, отсутствии депрессии, футбольном болении и комментаторских ляпах – в блоге «Так и живем».

–365 вопросов на данный момент задано. Это к 18 часам так было.

– Если исключить вопросы о том, почему я не закончил жизнь самоубийством..

– То останется сто. Вот призы, которые вы должны будете подписать за время онлайна.

– Надо было мне книгу свою привезти.

– А мы были на презентации вашей книги.

– Да? И как вам? Я сам смутно помню презентацию. У меня была задача устроить все так, чтобы не было ощущения будто я великий писатель.

– Сильно ли вам мешали вувузелы комментировать матчи во время Чемпионата мира 2010 в ЮАР? Как вы вообще относитесь к таким проявлениям культуры боления – это необходимая часть местного колорита или праздное баловство? (fastfood)

– Бог мой! Не сильно мешали, ведь когда комментируешь, сидишь в наушниках – в перерыеве снимаешь и неожиданно повышается уровень децибел вокруг тебя. Очень много сейчас говорится про то, как мы их не любили, и как люди пачками вывозили их из аэропорта. У Стогниенко таможенник выпрашивал просто вувузелы. Я Денису Мацуеву вручил на днях, это была последняя. Надеюсь, увижу его играющим не только на рояле или аккордеоне, а еще и на вувузеле.

– Вы вообще можете отчеканить, раз тридцать хотя бы? Каким спортом в детстве занимались? (хантымансийский Каниджа)

– В дестве немного играл в футбол, потом занимался каратэ, сейчас хожу в тренажерный зал. Раз тридцать, наверное, смогу.

– Для вас что было бы лучше – приход на ВГТРК Василия Уткина или Юрия Розанова? Что было бы выгоднее компании? P.S. Вариант «оба хороши» не предлагать. (Господин Хороший)

– Они действительно оба хороши, был бы рад и Васе, и Юре. Но это бы означало, что у нас должно было бы появиться гораздо больше трансляций. Юра Розанов мне кажется абсолютно любому каналу соответствует – он умен, образован, великолепен, политкорректен. Вася у нас тоже работал во время чемпионата Европы в 2004 году. И как мне кажется, очень удачно. Я сохранил об этом самые хорошие воспоминания.

– Вы как-то говорили, что не читаете мнений о себе в интернете. Интересно, почему? (Irelandman)

– Не совсем так, я читаю – но далеко не все. Это все зависит от события или того, рассказал ли мне кто-то из знакомых о той или иной публикации. На СДЗД есть опция, что комментарии приходят мне на почту, если они оставлены под моими статьями – но я их стираю. Я люблю порядок, как Дэвид Бекхэм.

– Куда делся и чем сейчас занимается ваш бывший коллега Виктор Будников? Где его можно увидеть, почитать? (kirixn)

– Вы имеете в виду Игоря? Я его иногда встречал в Доме Футбола, сейчас там трудится в РФПЛ другой человек, а где он сейчас работает, я пока не знаю. У него жж есть в интернете, я думаю, там про него можно будет все узнать.

– Расскажите, почему вы ушли с НТВ+. Из-за денег? (Gringo1)

– Отчасти – тогда зарплаты были нищенские, а я человек семейный. Это было во многом связано с тем, какие перемены были на НТВ и НТВ-Плюс в руководстве. Я помню, как вернулся из Самары и узнал о том, что очень сильные перемены на канале произошли. Вася Уткин собрал нас и сказал, что принял решение закрыть программу, и все должны искать свой путь. Спустя какое-то время меня пригласили в спортивную редакцию НТВ, где я 8 месяцев проработал и потом ушел на 7ТВ.

– Считаете ли вы себя счастливым человеком? И какой у вас персональный рецепт выхода из депрессии или подавленного состояния? (Denial)

– После того, как я 2,5 года назад встретил свою жену (это известная посетителям Sports.ru история), депрессий у меня не было никогда. А так лучший вариант – общение, с друзьями оптимистичными. Оказывается, кстати, сегодня у Миши Ефремова день рождения, он улетел в Венецию на могилу Бродского – передаю ему большой привет, надеюсь он его получит, как человек погруженный в спортивную жизнь с головой. Смска до него уже дошла, а ответа пока нет. Мне кажется, что это на данный момент это не просто великолепный актер, но и самый остроумный человек в медиапространстве.

– А он не пьяница?

– Я ни разу не видел Мишу сильно пьяным, я ни разу не видел, чтобы он вел себя непотребно. На моем дне рождения он выпивал как все. Это было очаровательно – он читал стихи, пел песни. Все были в восторге.

– Почему бы вам не попробовать свои силы в «Что? Где? Когда?», как ваш коллега Василий Уткин? (Zed_flame)

– Меня кстати звал Андрей Козлов – не поиграть, а посмотреть, это было в ноябре 2007. Тогда мне еще Миша Шац позвонил перед решающими матчами сборной, позвал в «Слава богу, ты пришел» – тогда еще там была Маша Голубкина, Илья из группы «Динамит» и Андрей Козлов. Он пригласил, но как-то у меня два раза не получилось, а потом общение потерялось. В детсве, когда был школьником, ЧГК было невероятно популярно, я смотрел все программы и мечтал книги выиграть. Я посылал два своих вопроса, они не дошли. В моем советстком детстве книги были самым большим дефицитом. За деньги можно было достать. Когда я учился на первом курсе по специальности «атомные электростанции», у нас была нереально огромная стипендия – 70 рублей. На эти деньги можно тогда было купить три роскошные книги. А недавно моя жена пыталась купить «Капитал», пришлось потратить на это полгода – нигде не найти.

– Как вам СБТП?

– Я ее выиграл. У меня дома до сих пор стоит пластмассовая дверь, я помню, как я ехал ночью домой, я тогда жил в Подмосковье. Я выглядел тогда как Смоктуновский в роли Деточкина – смотрел на эту дверь и улыбался.

– На электричке ехали?

– На такси.

– В то время, когда вы вели программу «Спартак чемпион», вы действительно болели за «Спартак» и вам было интересно все, что связано с клубом или вам пришлось пойти на уступки и вести данную программу, абстрагируясь от контекста? (AlexZya)

– Я думаю здесь, нарушенная цепь воспоминаний – на канале 7ТВ была программа «Русское поле «Спартака», но я ее не вел. Тогда все считали, что канал исключетельно спартаковский, потому что одним из совладельцев был Червиченко. А я делал документальную программу про Садырина, которого я очень любил, и все удивлялись, неужели на 7ТВ может выйти программа не про игроков «Спартака». А Андрей активно в политику канала не вмешивался. Так что такой программы клубной я не вел.

– Правда ли, что раньше вы писали на ВВ, но вас не приняли в «авторитеты книги», вы ушли и от обиды стали болеть за ЦСКА? (И. И. Самовар)

– На ВВ писал, не скрою, это было удобно в плане получения инфорамции. До прихода на ТВ действительно болел за ЦСКА, потом уже профессия не позволяла. С многими ребятами с ВВ до сих пор общаюсь – но «авторитетом книги» быть не пытался и не знаю, что это такое:)

– Есть ли у вас кот и как его зовут? (Oblomov)

– Кота нет, есть различные птицы на участке на даче: сойки и сороки, я не очень хороший орнитолог. Хочу, кстати собаку – корги. Смотрел щенка, но пока не решился.

– В 2006 году на чемпионате мира по футболу комментировали матч за третье место между сборными Германии и Португалии. И так оказалось, что это был прошальный матч Оливера Кана в сборной. Вы испытывали какие-то особые ощущения от того, что в этот самый момент уходит легенда или это был для вас рядовой матч? И вообще как вы относитесь к Оливеру Кану? (Просто Иван)

– Это гениальный вратарь, конечно, и очень хороший эксперт. В ЮАР я читал много газет и сайтов – то, что он пишет: резко и глубоко, было просто великолепно. Объяснял, почему в Англии нет вратарей, а в Германии они будут всегда. Тот матч я помню – это было большое событие. Тот чемпионат мира начался для меня с Кана – потому что когда ехал из аэропорта, там была колоссальная арка в виде Оливера, он сразу затаскивал в гущу событий.

– Какие иностранные языки вы знаете?

– Английский знаю свободно, немецкий знаю не очень хорошо. Но когда сижу с тренерами, то понимаю. Особенно, если говорит Бородюк, то все понятно. Везде есть источники информации на английском.

– Как долго еще вы собираетесь работать?

– Долго, конечно:) Для меня всегда кумиром был Майоров, человек, которого я очень уважал. Я застал его на «Плюсе». Когда он входил в комнату, у меня было желание встать.

– Как вы относитесь к переходу на осень-весна?

– Мне пока сложно поверить в его абсолютную осуществимость по состоянию дел на сегодняшний момент – для клубов первого и второго дививзиона это абсолютно нереально. Откуда брать деньги на это, мне непонятно. Это очень выгодно для топ-клубов и очень неудобно для остальных.

– Почему такая низкая посещаемость матчей РПЛ? (Fierce17)

– Некомфортно на стадионе, это знают все – очень многие люди не хотят ходить с семьями, даже не из-за страха, а просто дискомфортная атмосфера: кричалки, мат. Не хочется платить космические цены за стаканчик с чаем, чтобы милиционер, сплевывая семечки, мне хамил. Идти к метро в коридоре из омоновецв и конных полицейских.

– У нас в Щелково есть стадион имени Озерова. Как вы относитесь к этому комментатору, кто был вашим любимым комментатором в детстве? (Fierce17)

– Любимый был Евгений Майоров, я на его голосе вырос. В Щелково я стадион знаю, сам из Королева, там очень уютно. А Озеров был гениальным продуктом своей эпохи – наверное, другому времени он не был бы так созвучен. Нашли какие-то фрагменты его комментариев – это было очень странно и архаично. Инотнации были пропагандистские – как призыв на плакате.

– В своих эфирах вы часто поднимаете очень странные темы. До сих пор не могу забыть, как в прошлом году вы пытались обсудить внутреннюю политику М. Саакашвили с обомлевшим президентом ФК «Москва». (Volonter)

– Я просто сказал обомлевшему президенту ФК «Москва», который не знал, как ему решить проблему с судьями, не поступить ли так же, как Саакашвили с гаишниками – ввести запрет на профессию.

– Вы общаетесь с Хиддинком? А с Адвокатом у вас какие отношения? (Lutira)

– Последний раз, позавчера отправил ему смс на день рождения, регулярно переписываемся. Люди часто меня просят передать Гусу привет. Когда только стартовал отборочный цикл, Гус интересовался, как идут дела, как стартовала команда. Он вообще поддерживает связь с Россией.

С Адвокатом отношения уважительно-профессиональные, без глобального общения, как с Гусом. Дик – человек абсолютно сконцетрированный на футболе.

– Правда ли то, что вы собираетесь написать книгу, не связанную со спортом? (Lexxxus)

– Потихонечку продвигаются дела. Пока пьесу написал, но она связана со спортом. История провинциального футбольного клуба. Это история людей из провинциального футбольного клуба. Если ставить задачу написать именно про вид спорта, то ничего хорошего не получится. Когда «Динамо» открывало памятник Льву Яшину, я делал про это сюжет. Я поехал тогда к скульптору Рукавишникову и он мне сказал, что самое сложное – это делать памятник спортсмена. Уже столько всего было сделано в этой области во времена СССР – все эти женщины с веслом, метатели копий и подобное. Это уже вызывает отвращение. Это как с Маяковским – он был гениальным поэтом, но он был абсолютно отодвинут от аудитории, потому что его сделали «поэтом в бронзе». Народ не хотел его читать. И вот у Рукавишникова возникла идея сделать памятник Яшину без земли – Яшин просто в воздухе, в прыжке.

– А для чего вы написали пьесу?

– Пьеса писалась не просто так, для театра. У меня есть друг Владимир Оренов, мы с ним дружим уже лет десять или одиннадцать. На последней «Золотой маске» он взял два приза. Он как-то все мне говорил: попробуй, напиши. Я начал писать и оказалось, что это невероятно сложно. В драматургии не талант важен, важно знать законы ремесла, потому что все пишется под театр. Первая часть оказалась никуда негодной, мне объяснили как нужно сделать и я все переписал. Моему другу губернатор обещал, что сделает его главным режиссером ярославского театра, но у нас в стране обычно так бывает, что губернатор обещает, а на уровнях пониже его обещания тихонько игнорируют. Но при первой же возможности пьеса будет поставлена.

– А вам это для чего? Это же не работа, театром денег не заработаешь, а времени уходит куча.

– Это интересно. Мне кажется, что это неправильный подход – делать только то, что принесет прибыль. Мне нравится писать. Свою первую «книгу» я написал в четыре года. Это была не совсем книга, скорее аппликация.

– С кем из российских комментаторов у вас сложились дружеские отношения?

– У меня так получилось, что дружу я с ребятами с Плюса. А на «России» у меня просто хорошие со всеми отношения, приятельские. На Плюсе дружу с Федоровым, Журавелем, Розановым, другими.

– Как любите проводить свободное от работы время?

– Общение – это самое интересное. Гости, разговоры. Я люблю принимать гостей дома и сам хожу в гости.

– Замечали ли вы, что во время ваших репортажей вы часто делаете скоропалительные выводы на основе одного-двух игровых эпизодов? Когда команда проведет одну атаку, вы спешите всех напугать, что она «игра кардинально поменялась» и «команда перехватила инициативу». Плюс неплохо было бы знать, в каких командах играли игроки. Так, например, комментируя матч «Ромы» с «Арсеналом», когда заменили Жулио Баптисту и ему похлопал Эмирейтс (или Хайбери, год не помню), вы сказали, что им, по всей видимости, понравилась игра Баптисты. Хотя игра его была никакая, а надо бы знать, что он играл небольшое время в «Арсенале». А в Англии так принято. Вопрос: считаете ли вы, что необходимо все-таки готовиться к матчам? (Frog_KB)

– Мне кажется, у комментатора всегда есть право на исторически-статистическую ошибку. Что касается скоропалительных выводов, то я так не считаю. Мне кажется, что не сосвсем верно говорить о том, что у меня есть такая манера. Надо разбирать каждый конкретный матч – бывают удачи и неудачи. Не сказал бы, что приходится говорить о системе.

– Помните 2004 год? Вы комментировали один матч чемпионата России, но каким-то нелепым образом отвлеклись, потому что следили онлайн за другой игрой, в которой встречались московский «Спартак» и пермский «Амкар». Игра ознаменовалась хет-триком подававшего тогда большие надежды Александра Самедова. Вы же, повторюсь, отвлекшись от вашего матча, сказали в эфир, что параллельно произошло одно очень важное событие, и не для клуба, а для страны в целом. Как выяснилось потом, вы, имели в виду именно хет-трик Александра Самедова. Знаю точно, в Перми, за те ваши слова, на вас никто не держит зла. Вопрос в другом: как вы оцениваете тот свой пассаж об «очень важном событии для страны» сейчас, спустя 6 лет? (AlexZya)

– Благодарю своего тайного биографа за воспоминания) Я, конечно, такого не помню. Иногда можно дать прогноз на каком-то интуитивном моменте, и он может сработать. Я помню в начале 2002 года я комментировал матч «Спартака» на Кубке Содружества. Я тогда на эмоциях сказал, что у Дмитрия Сычева будет шанс поехать на чемпионат мира. И потом он туда поехал! Это скоропалительный вывод? Нет, это просто ситуация, когда что-то показалось. Этого могло и не быть, но все вышло именно так. А ведь такое бывает достаточно часто.

– Почему федеральные каналы обходят стороной тему договорных матчей и раз за разом пытаются делают вид, что ее не существует? Чем на ваш взгляд может быть обусловлено такое поведение?

– Безусловно, отсутствием людей, которые готовы предъявить свидетельства и факты. Вот у нас был показ матча «Крылья» – «Терек» без звука. Например, я уверен, что если бы эту игру комментировал не Андронов, а другой комментатор, возможно, такого бы резонанса не было. Что я бы сделал? Не знаю, думал об этом, но понять не могу. Все равно что сказать, что бы я сделал, окажись рядом с Кашиным? Не знаю, что бы сделал.

– С кем вам в паре комфортнее и интереснее комментировать?

– С Розановым было очень здорово, он классно комментирует и в паре, и соло. Мне было классно комментировать с Сарасанией – до того момента, как он пошел в «Зенит». С Юраном было интересно, когда мы ретро-матчи комментировали. С Васей Березуцким было роскошно – 12 июля мы с ним комментировали игру актеров против тренеров. Он был в восторге – он все врем говорил, что у многих участников матча есть лишний вес. Вообще, почему бы ему не подумать о комметаторской карьере? Голос у него роскошный и язык самый острый в сборной.

– Откуда кот у вас на аватаре?

– Кот из Латвии – мы с женой поехали в Юрмалу и в одном из кафе нам дали знаменитый балтийский бутерброд, сумасшедший глинтвейн и этот самый кот. Было очень холодно и весело.

– Как вы относитесь к тому, что произошло с Олегом Кашиным и как спортивные комментаторы могут выразить свою солидарность? (Mezhevaya)

– Невозможно относиться к произошедшему иначе, чем относятся к этому все нормальные люди. Это ужасно. Я не знаю, как выразить солидарность. Мог бы помолиться, если был бы верующим, если бы собирали деньги, перевел бы. Я говорю про это, вот может быть в этом будет моя солидарность.