Блог Странные дни

Мировой тур: 12 лет войны с ASO

Перевод текста Cycling News - WorldTour: 12 years under fire from ASO

Велоспорт всегда страдал из-за своей уникальной экономической модели - команды не зарабатывают на продаже билетов или телевизионных прав. Велоспорту приходится рассчитывать на благотворительность корпораций, которых называют спонсорами. Международный союз велосипедистов (UCI) в течение всей своей истории боролся за то, чтобы улучшить ситуацию, но ему противостоял титан велоспорта - многодневка "Тур де Франс". Владельцы гонки, Amaury Sport Organisation (ASO), остаются самой мощной силой в велоспорте, и это правильно, так как современный велоспорт берет начало в "Тур де Франс".

ASO (и ее предшественник Société du Tour de France) сражалась с UCI десятилетиями, а совсем недавно отвергла утвержденные реформы Мирового тура и убрала свои гонки из его календаря на 2017 год.

Истоки современной войны исходят из 80-х годов, когда UCI учредил мировые рейтинги, затем Кубок мира и использовал очковую систему для определения того, какие команды могут быть приглашены на какие-либо гонки. Помимо влияния на внутреннюю жизнь команд, так как гонщики оказались вынуждены добывать очки, правила начали диктовать организаторам гонок, какие команды они могут приглашать. ASO никогда полностью не соглашалась с этим решением.

UCI хочет придать стабильность командам, предложив им многолетние лицензии, а следовательно и гарантированное участие в главных гонках - командам проще продавать место для спонсоров и рекламу в медиа, которую дает выступление в Гран-турах. ASO не желает отдавать контроль, и фраза "мы не принимаем закрытую систему" была ее девизом с самого начала.

2003-й год - рождение реформ

В 2003-м UCI начал прорабатывать схему Мирового тура. В июне прежний президент UCI Хайн Вербрюгген представил план общественности и объявил о новой серии европейских гонок, направленной на привлечение большего количества спонсоров в велоспорт. Вербрюгген представлял календарь из 30-50 гонок, в которых участвуют 20-22 команды, а целью должна была стать поддержка среднего класса велоспорта.

"В данный момент спорт зависит от 60 профессиональных команд, многие из них имеют всего одного спонсора. Все меньше и меньше спонсоров, которые могут позволить себе вкладываться в велоспорт, они с неохотой тратят миллионы, не зная, смогут ли команды выступить на "Тур де Франс".

Предложение Вербрюггена включало "право и обязанность" всех команд ПроТура выступать в гонках нового календаря, эта философия до сих пор краеугольный камень нынешнего Мирового тура. В октябре 2003-го Совет профессионального велоспорта (Pro Cycling Council) одобрил концепцию и UCI приступил к работе над воплощением в жизнь того, что нарекли ПроТуром. Новое предложение было рассчитано на участие 20 команд  в 30 гонках в течение 180 дней. В него также входили четырехлетние лицензии, этические, финансовые и "правовые" требования.

Ален Румпф, архитектор ПроТура, поддерживал выгоды от его создания: "Команды и организаторы гонок смогут подписывать долгосрочные контракты со спонсорами. Только в последние месяцы мы видели, что многие контракты были продлены на три года и больше. Это всегда было угрозой для команд и спорта. Спонсоры часто соглашаются только на двухлетние контракты.

У нас есть сомнения, но не из-за ПроТура как такового, больше из-за тенденций в велоспорте и спорте вообще, например, касательно эфирного времени на телевидении. ПроТур - реакция на это, попытка сделать верхушку велоспорта более устойчивой. Мы знаем, что могут быть непредвиденные последствия с командами, спонсорами и так далее. Но есть огромная поддержка нашего плана с разных сторон".

Возражения организаторов

Не все были убеждены концепцией ПроТура. Организаторы гонок сразу же начали жаловаться - соревнования, которые не попадут в календарь ПроТура, могут пострадать. Вошедшие в серию гонки должны приглашать 20 команд, а выбор организаторами "вайлд-кард" будет ограничен. Маленькие команды, которые не смогут соответствовать финансовым критериям ПроТура, начнут закрываться. Команды отказывались участвовать из-за опасения, что гонщики окажутся под давлением, так как им предстоит слишком много гоночных дней. В конце концов, организаторы Гран-туров выступили против включения гонок в ПроТур, угрожая всей схеме.

В сентябре 2004 года Кристиан Прюдомм выразил свои возражения против "закрытой системы", которые повторяют его сегодняшнюю озабоченность: "ПроТур - это закрытая четырехлетняя система без возможности повышения или понижения команд в классе. Если у команды выдался плохой год, она все равно остается в ПроТуре, но другая команда, которая показала отличные результаты, не может подняться выше".

В декабре ASO вернулась к столу переговоров и тихо присоединилась к ПроТуру. Решение стало возможным вследствие того, что команды согласовали этическую хартию - в то время как необузданное и системное использование допинга достигло своего пика. Споры о количестве команд в ПроТуре обострились во время сезона (эта битва продлится до 2008 года), а ASO продолжила демонстрировать свое презрение к лицензионным условиям. Патрис Клерк, президент ASO в тот период, говорил: "Мы думаем, что это необъяснимо и недопустимо - просить организаторские лицензии на наши соревнования, когда сама система только появилась. Потому что именно эти гонки и создали профессиональный велоспорт!"

Клерк также выступал против идеи UCI, по которой ASO должна была делиться выручкой от продажи телеправ, - концепция, живущая до сих пор. "Эта идея предполагает распределение телеправ с ПроТуром с 2008 года. В прошлом о ней говорили как о чем-то добровольном, но сейчас мы обнаружили, что это конечная цель ПроТура. Это абсолютно немыслимо для нас. Будет как в совместном предприятии. Но мы не хотим вступать в систему с распределением выручки от телеправ".

В то время как гонки продолжались, градус полемики повышался. Кульминацией стал дипломатический срыв Вербрюггена в интервью газете De Telegraaf: "ASO ни с кем не будет сотрудничать, но хочет, чтобы ПроТур был организован в соответствии с ее желаниями. Они хотят диктовать все условия в велоспорте и полностью переделать UCI. Если мы дадим им больше, у нас ничего не останется. UCI - демократический институт, законная власть в велоспорте. Так что нашей позицией мы положили конец шантажа со стороны ASO. Мне до смерти надоела надменность французов".

В сентябре 2005 года, когда Пэт Маккуэйд взял бразды правления в UCI, а Вербрюгген остался на посту вице-президента, битва не стихла.

В декабре 2005-го организаторы Гран-туров вышли из ПроТура, увеличили свое влияние и предложили 3 миллиона евро за "Трофей Гран-туров" (Trophy of the Grand Tours), но команды не приняли его. В январе 2006 года AIGCP (международная ассоциация профессиональных велогонщиков) заявила о поддержке ПроТура. Гонки продолжались, в Испании прошла "Операция Пуэрто". В конце сезона ASO в очередной раз поссорилась с UCI, настаивая на том, что количество команд ПроТура необходимо сократить до 18 в 2007 году, затем до 16 в 2008-м и оставить больше мест для приглашений.

В 2007 году борьба между ними приняла безобразный характер, когда ASO отказалась приглашать Unibet, 19-ю команду ПроТура, на гонку "Париж - Ницца". Это привело к стычке перед гонкой. ASO угрожала провести соревнования под эгидой Федерации велоспорта Франции, а UCI грозил командам санкциями, если они нарушат правила и выступят в гонке. Организаторы "Джиро" и "Вуэльты" - RCS Sport и Unipublic - последовали примеру и исключили Unibet из своих соревнований. Лишь за пять дней до начала "Париж - Ниццу" UCI сдался и позволил провести гонку без Unibet.

Организаторы Гран-туров выиграли битву в 2007-м, исключив команду Unibet из трех больших гонок, несмотря на возражения UCI. Уверенные в своих силах ASO, RCS Sport и Unipublic перенесли войну в 2008 год, отказавшись приглашать на гонки все команды ПроТура. ASO провела "Париж - Ниццу" и "Тур де Франс" под эгидой Федерации Франции, а в конце сезона UCI предложил новый "мировой календарь".

Новая перспектива

В последние шесть лет перспектива велоспорта серьезно изменилась. Неприятие к UCI выросло до такой степени, что некоторые команды собрались вместе, чтобы cоздать лигу из отколовшихся участников Мирового тура.

Предложенная Мировая Серия Велоспорта (World Series Cycling) обещала быть "по-настоящему глобальным" соревнованием - в нее должны были войти 14 команд и 10 новых четырехдневных гонок. Ее поддержали инвесторы - Rothschild и Gifted Group, однако она потерпела неудачу из-за давления со стороны UCI и других факторов.

В 2014 году 11 команд Мирового тура - Belkin (сейчас LottoNl-Jumbo), BMC, Garmin-Sharp, Lampre-Merida, Lotto-Belisol, Omega Pharma-QuickStep, Orica-GreenEdge, Giant-Shimano, Team Sky, Tinkoff-Saxo и Trek Factory Racing - объединились в группу Velon, задуманную в 2013-м на остатках той лиги. Вместо создания гоночной серии группа пытается сделать свой голос более значимым в переговорах и изобрести новые бизнес-модели для команд.

Команды продолжают попытки откусить больший кусок от пирога ASO - Velon хочет получить часть выручки от телеправ. Группа приделала камеры к велосипедам, в ответ ASO объединился с Dimension Data, чтобы повесить ретрансляторы и предложить зрителям GPS-трекинг в прямом эфире.

В то же время UCI продавил реформы в Мировом Туре, которые направлены на увеличение в нем количества соревнований и расширения срока действия лицензий для команд и гонок на три года, тем самым возвращая на первый план аргумент ASO о "закрытой системе".

ASO своим последним ходом, отказом от участия в Мировом Туре, использует против UCI его же правила. Заявляя гонки под категорией HC они полностью возвращают себе контроль над тем, какие команды приглашать и ослабляют концепцию Мирового Тура.

С другой стороны, этот ход дает ASO власть для того, чтобы наказывать команды из Velon, если это будет подходящим решением. Так что эта новость не только предупредительный выстрел для UCI, но и для команд и гонщиков.

Автор

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья