Реклама 18+
Реклама 18+
Реклама 18+
Блог По стопам братьев Веснушкиных

Пока на белом свете есть «Газпром»

Станислав Минин объясняет, почему «Зенит» одержал имиджевую победу и почему выскочки с деньгами нужны современному футболу.

Люди, говорящие и пишущие о каком-либо игроке, что он не стоит, например, 20, 30 или 50 миллионов, рассуждают так, как если бы цены на футбольном рынке в принципе были объективными. Ну, например, если Аксель Витцель отдает точно в ноги 8 из 10 передач, а Йоксель Моксель – 2 из 10, то и стоить Витцель должен ровно в 4 раза дороже Мокселя. Или, скажем, если какой-нибудь «Челси» отказывается брать Халка дороже, чем за тридцатник, то пятьдесят миллионов он попросту не стоит, и платить за него столько – безбожно переплачивать.

На самом деле, рыночная цена на футболистов – иллюзия, и «Трансфермаркт», конечно, хороший сайт, но занимается он, в общем, спекуляциями. «Трансфермаркт» был бы хорош при застойном рынке, а его постоянно взрывают ребята с амбициями и кошельками. Арабы и русские хотят, чтобы их клубы стали марками. Чтобы их в одном ряду с «МЮ», «Барсой» и «Миланом» называли. «Манчестер Сити», «ПСЖ», несостоявшаяся «Малага», «Зенит», «Анжи». Эти ребята с амбициями – покупатели, и продавцы всегда будут играть на их желаниях, а лучшие активы богатых фирм будут выбивать себе лучшие условия на местах, кивая на русских или арабов. Чем-то подобным, похоже, занимаются Криштиану Роналду и его агент Мендеш.

«Зенит» одержал победу, на самом деле. Имиджевую. Когда в газетах пишут о том, что «Зенит» или «Анжи» претендуют на, пусть будет, Неймара, то это еще полдела. Все читают и улыбаются. Порог удается переступить, а полдела превратить в дело, когда Неймар начинает рассматривать варрианты с «Анжи» и «Зенитом», а затем и переходит в один из этих клубов. Антирейтинг («русская зима», «арабский выскочка») перестает работать. Футбольные звезды начинают смотреть на новые амбициозные клубы и видеть в них серьезные проекты, с которыми можно связать свое будущее не только мужчинам за тридцать.

«Зенит» одержал победу, на самом деле. Имиджевую

Футбольный рынок пережил бы настоящую революцию, если бы наряду с русско-арабскими проектами биться за нынешних, а не вчерашних звезд стали клубы из Бразилии, Китая, Индии, США, Японии, а еврокубки стали бы мундокубками (mundo – мир по-испански, оговариваюсь для тех, кто прочитал здесь какое-то неприличное слово). Этого пока не происходит. Для футболистов, помимо денег, важны еще и престиж, слава, а никакой славы ты не завоюешь, не проверяя свои силы в поединках с «Юве» или «Реалом», не опережая их, не выигрывая у них трофеи.

Большие клубы – раздражитель для амбициозных. Сами же большие клубы в условиях рыночной стагнации рискуют превратиться в снобов – и превращаются! Они – носители бренда. Стало быть, они могут диктовать цены продавцам элитного товара. Если они отказываются брать Пупиньо за тридцать миллионов, это знак продавцу, что цену на Пупиньо нужно снижать. Если же амбициозный араб, русский, китаец, индиец приводит рынок в движение, продавец становится главным, потому что у него есть покупатель, который перебьет изначальную ставку.

Футбольный рынок пережил бы революцию, если бы биться за звезд стали клубы из Бразилии, Китая, Индии, США, Японии

Сила брендов – она вовсе не придуманная. Просто «МЮ», «Челси», «Ливерпуль», «Арсенал», «Реал», «Барса», «Юве», «Милан», «Интер» и «Бавария» будут раскошеливаться, пока на белом свете есть «Газпром». И пока у «Газпрома», Керимова и арабов есть футбольные клубы. «Челси», к слову, совсем недавно был в ряду выскочек. Сила бренда будет сказываться, если старая гвардия суперклубов станет включаться всерьез в гонку покупок и зарплат.

А там уже, глядишь, вчерашние выскочки станут новыми брендами. Как тот же «Челси». Клубу Абрамовича, впрочем, было легче, чем «Зениту». «Челси» играет в Премьер-лиге, которую транслируют по всему миру. «Челси», даже оступаясь в полуфиналах Лиги чемпионов, может на английских полях обыгрывать грандов и завоевывать значимые для глобальной аудитории титулы. То же самое касается и «Манчестер Сити». А у «Зенита» есть лишь одна арена, на которой бренд может быть выкован. Это Лига чемпионов.

А на этой арене нельзя конкурировать с лучшими, если к тебе не хотят идти играть лучшие. Ну а если ты кого-то из лучших уже купил, то дальше будет легче.

И, конечно, футбол будет дорожать. Он всегда дорожал. Если я не ошибаюсь. Ничего тут нового нет, а большие цифры всегда пугают.

Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+