10 мин.

Кими-тролль. 10 неприятностей и оправданий Райкконена в 2015 году

Гонщик «Феррари» находит разные способы взбесить босса команды, но тот все еще держится.

Кими Райкконен – неординарная личность, о которой слышали даже весьма далекие от «Формулы-1» люди. Он завоевал сердца миллионов своими выступлениями и победами, необычным прямолинейным поведением и неповторимым шармом пофигиста, звезды, так не похожей на типичную «селебрити». Но самый популярный гонщик «Формулы-1» последние пару лет никак не может выйти на былой уровень и слишком часто расстраивает многочисленных поклонников. Больше всего за Кими переживают в стане его команды – без сомнения, в «Феррари» желают финскому гонщику конца затянувшейся черной полосы. Но тот словно троллит Скудерию, раз за разом сталкиваясь с неприятностями и собирая все возможные несчастья – столь разнообразные, что даже Марк Уэббер с Жаном Алези могли бы позавидовать.

Кими Райкконен и Маурицио Арривабене – финн и итальянец, нордический характер и южная горячность. Кими едва ли не каждый второй Гран-при испытывает терпение босса на прочность, но Арривабене проявляет чудеса сдержанности, не вполне свойственные итальянцам – Флавио Бриаторе, например, уже стопроцентно бы «взорвался». Однако пока патрон Скудерии держится молодцом, хотя поводов у него уже накопилось более чем достаточно. А Райкконену остается лишь оправдываться.

1. Неудачные пит-стопы в Австралии

Кими уверенно двигался к четвертому месту, но плохо закрепленное колесо на пит-стопе не позволило набрать хорошие очки в стартовой гонке сезона. Руководитель команды посчитал, что в произошедшем есть часть вины Кими.

Маурицио Арривабене: «Кими признал, что на первом пит-стопе допустил небольшую прокрутку колеса и связи с этим возникла заминка в работе механика. На втором пит-стопе поплатились за повреждение детали колеса. Вина была 50 на 50 – парни опустили машину с домкрата слишком быстро, горел красный сигнал светофора, но Кими отпустил сцепление».

Оправдание Кими: «Сразу после старта кто-то ударил мой болид сзади, а затем произошел контакт с болидом, который находился справа от меня – не думаю, что столкновение произошло с машиной Себастьяна Феттеля. Удар активировал систему, не позволяющую двигателю заглохнуть, а также в результате было немного повреждено днище моего болида. Не знаю, что именно случилось на пит-стопе, но моя машина несколько потеряла в прижимной силе».

2. Провал в квалификации в Малайзии

«Феррари» была чудо как хороша на раскаленном асфальте «Сепанга» и неожиданно выиграла гонку усилиями Себастьяна Феттеля. Кто знает, возможно, на его месте мог оказаться и Кими – но финн, в отличие от напарника, завалил квалификацию, не попав в третий сегмент, и в итоге потратил весь заезд на тяжелый прорыв наверх.

Маурицио Арривабене: «Не верю в удачу и невезение. Первые впечатления о квалификации могут породить противоположные мнения, но сейчас мы должны оставить это позади и сосредоточиться на гонке. Я уверен, что и Кими, который является великолепным гонщиком, сделает все возможное».

Оправдание Кими: «Была ошибка. Нужно было выехать на трассу раньше. Результаты первого сегмента были достаточно плотными, рассчитывали на сильное выступление. Такое случается, хотя, конечно, это расстраивает».

3. Слабая квалификация в Монако

На трассе, где высокая стартовая позиция имеет большее значение, чем где бы то ни было, Кими вновь не смог выжать максимум из SF15-T и в итоге большую часть гонки промаялся позади двух «Ред Булл».

Маурицио Арривабене: «Кими выступает на том же уровне, что и Себастьян Феттель. Он действительно очень хороший гонщик. Но у него проблемы в квалификации. Я дал ему домашнее задание – написать 100 раз: «Я должен стать быстрее в квалификации».

Оправдание Кими: «Квалификационный результат плохой, ведь в Монако сложно обгонять. В первой попытке в третьем сегменте не хватало сцепления с трассой. Во второй попытке все было нормально, но я оказался в трафике. Это была катастрофа. Машина смотрелась хорошо, но было тяжело прогреть шины».

4. Упущенный подиум в Канаде

В кои-то веки проведя сильную квалификацию (3 место), в гонке Райкконен допустил разворот на ровном месте и в итоге уступил подиум Валттери Боттасу. Хотя впоследствии в «Феррари» признали, что причиной ошибки стала техническая неисправность.

Маурицио Арривабене: «Лучше не буду говорить, что думаю. Мы лишились подиума. Не может быть никаких оправданий. Может быть, сейчас финиш на подиуме может казаться скучным, но хуже, когда это не удается».

Оправдание Кими: «Я не знаю, как это объяснить, но ситуация была на грани. Ты легонько нажимаешь на педаль газа, а показатели крутящего момента значительно возрастают, так что я больше не мог контролировать машину. Это глупо, но теперь ничего не поделаешь. Мы должны извлечь урок из случившегося».

5. Полный облом в Австрии

Кими из рук вон плохо выступил в квалификации, но в гонке его ожидал форменный крах: на первом круге машину Райкконена занесло и болид финна отправился в отбойник, по пути прихватив с собой еще и «Макларен» несчастного Фернандо Алонсо.

Маурицио Арривабене: «Не думаю, что причиной аварии стали технические проблемы. Кадры с бортовой камеры на машине Алонсо ничего нам не дали, так что мы должны верить Кими, который говорит, что столкнулся с пробуксовкой колес. Вот и все».

Оправдание Кими: «Не знаю, что случилось. Возникла пробуксовка, а затем машину неожиданно повело влево».

6. Тактический просчет в Великобритании

Дождь на Сильверстоуне открыл окно возможностей для Скудерии все-таки добраться до призового шампанского в непросто складывающейся гонке. Райкконен решил свернуть в боксы за промежуточной резиной раньше остальных и в итоге «всех переиграл» – еще несколько кругов трасса оставалась сухой для данного типа шин и финский гонщик попросту потерял время. К концу гонки комплект резины износился и Кими пришлось ехать на лишний пит-стоп. Феттель же в той гонке, напротив, сделал все правильно и финишировал на подиуме. Кими же как будто вернулся в Малайзию-2009, где с ним приключилась похожая история – правда, в тот раз авторство чересчур смелой инициативы приписали сидящему на командном мостике Скудерии Михаэлю Шумахеру.

Маурицио Арривабене: «Очевидно, что когда начинается дождь, гонщик должен работать вместе с командой, чтобы решить, когда провести пит-стоп. В случае с Кими все очевидно – он должен был оценить, как выглядит машина на трассе. Он решил рано заехать в боксы, и это решение оказалось неправильным».

Оправдание Кими: «Начался дождь, и мы решили что-то сделать, но было слишком рано. Я думал, что дождь будет продолжаться, но в итоге мы провели пит-стоп на четыре круга раньше нужного срока. Это был неправильный выбор, но мы хотя бы попытались».

7. Подтвердил стереотипы о финнах

После блистательной квалификации в Монце Кими уравновесил карму в гонке стартом с двухсекундной задержкой – как итог, куча потерянных позиций и лишь пятое место вместо очень вероятного подиума. Тифози были готовы рвать на себе волосы от досады.

Маурицио Арривабене: «Для нас стакан наполовину полон. Вчера Кими блестяще выступил в квалификации, и мы все были очень рады. При этом, судя по телевизионной картинке, на старте у Кими возникли проблемы, он немного запутался и, возможно, случайно нажал пальцем не на ту кнопку».

Оправдание Кими: «После включения первого сцепления на машине почему-то так же включилась система, не позволяющая двигателю заглохнуть. Насколько я понимаю, я все делал правильно».

8. Выбил Боттаса в России

Посмотрев, как лихо Валттери Боттас расправился с Серхио Пересом в борьбе за третье место, Кими решил доказать соотечественнику, что может обгонять не менее ловко. Закончилось плохо: Боттас вместо подиума сошел, а Кими еле дотянул до финиша на поврежденной машине, да еще и получил штраф.

Маурицио Арривабене: «Если бы Кими удалось опередить Боттаса в конце заезда, это лишь укрепило бы впечатление того, что наша стратегия была оптимальной. Разумеется, решение всегда принимают стюарды, но, на мой взгляд это был гоночный инцидент».

Оправдание Кими: «Я пытался совершить обгон. До этого мне уже однажды удалось обогнать Боттаса в этом месте трассы. Я догонял Валттери в третьем повороте и подумал, что могу еще раз попробовать совершить этот маневр. Я старался как мог, чтобы нормально пройти поворот».

9. Ностальгия по ралли в США

Во время гонки в Остине, проходящей в переменчивых условиях, финн вновь допустил ошибку, утратив контроль над болидом и вылетев в гравий. Кими смог оттуда выбраться, вспомнив навыки, полученные за два года в WRC, но потерял кучу времени и вскоре оформил сход из-за полученных повреждений. Дон Арривабене нашел в себе силы усмотреть в случившемся позитив.

Маурицио Арривабене: «Я ценю тот факт, что он очень старался, чтобы освободиться от защитного барьера. Этот жест продемонстрировал на сто процентов наш боевой командный дух в этом году».

Оправдание Кими: «Было довольно скользко, хотя я не заметил воду, и я потерял управление над задней частью болида. Моя ошибка, мне не повезло, хотя темп у болида был хороший, несмотря на повреждения».

10. Талант притягивать несчастья

В Мексике Кими вновь попал в неприятности из-за вендетты со стороны Боттаса, «припомнившего» инцидент в Сочи. Райкконен здесь уж точно не виноват, но его способность притягивать неприятности впечатляет.

Маурицио Арривабене: «Это гоночный инцидент. Сначала это случилось в России, теперь здесь – это «Формула-1». Это была просто авария, часть шоу, я никого не обвиняю».

Оправдание Кими: «Я не против, если сейчас Боттасу стало легче после того, что произошло на Гран-при России. На самом деле, я не видел Валттери перед столкновением. Если спросить его об этом эпизоде, уверен, он обвинит во всем меня, но я видел, что он мог уйти на обочину и избежать столкновения».

Пазл Кими Райкконена пока складывается исключительно неудачно, но черная полоса гонщика «Феррари» однажды должна закончиться. Судьба уже должна Кими столько, что даже страшно, что начнется, если она начнет платить финну по счетам.

Фото: REUTERS/Olivia Harris