4 мин.

С.Алейников. Между...Малофеевым и Лобановским

С.Алейников в минском Динамо начала 80-ых, под руководством Э.Малофеева, пусть и не был, конечно, одним из самых ярких тогда в составе полузащитников (заметно уступая в плане игровой Импровизации и А.Прокопенко, и Ю.Пудышеву), но, вместе с тем, оставял своей игрой, весьма свежее, а главное разностороннее впечатление, с большими задатками для последующего творческого роста!..

Не являюсь поклонником Алейникова...наверно,потому что большей частью в сборной он был на вторых ролях в плане созидания,а в команде Лобановского и вовсе "чернорабочим", но вместе с тем, сам факт присутствия его в сборной и Малофеева, и Лобановского, красноречиво говорил о стабильном классе и внутренней устойчивости этого игрока, пусть и далеко не незаменимого, но ,безусловно, полезного,а в чём-то и  "непреходящего" для сборных СССР того периода. И в этом отношении, думаю, будет весьма важно, а в чём-то и поучительно проследить и понять его роль в сборной обоих тренеров, отнюдь не для понимания отличий тренерского мировоззрения Малофеева и Лобановского (оно и так всегда лежало на поверхности, и было заметно даже невооружённым глазом), а скорее, для понимания роли на поле того или иного игрока (в том числе, и Алейникова), не только под воздействием тренерских, но и личностно- человеческих качеств тренеров, определяющих в тот временной отрезок творческие векторы советского футбола, в том числе, и сборной СССР... В чём же заключались эти отличия?  Думаю, что в командах Малофеева, роль игрока была, прежде всего, в том, чтобы максимально, в творческом отношении, раскрывая себя, обогащать ,а в чём-то и возносить на новые творческие высоты общеигровую Концепцию как команды, так во многом и всего Духовного направления, по которому двигался тогда футбол(и не только Советский!), придавая ему как можно более самобытные и внутренне- яркие черты...

Так, Сергей Алейников, с лёгкой руки Эдуарда Малофеева, у себя, в родном минском Динамо, не раз выступал, и весьма успешно- не только на своей классической позиции- опорного полузащитника, но и в роли поднападающего, где он, к немалому удивлению, поражал порой как своей игровой разносторонностью, так и как оказывалось, очень приличной индивидуальной техникой, самым наглядным образом, показывая, что его творческий рост, как игрока, а с ним и игровой потенциал, очень значимы, а главное, в том числе, и для сборной СССР, имеют очень немалые ресурсы и предпосылки для общекомандного обогащения... А потому и в сборной Малофеева, роль Алейникова была заметно иной (чем впоследствие у Лобановского), так он выступал не просто в роли опорного, но и фактически первого центрального полузащитника с которого начиналась, а правильней сказать- раскрывалась атака. Отсюда и тот немалый созидательный и собственно технический, индивидуальный Диапозон, который ему тогда был позволен в сборной Э.Малофеева, в которой роль его вполне  могла дойти и вырасти до той, которую, скажем, в сборной Бразилии Теле Сантаны можно было наблюдать в отношении Тониньо Серезо, Фалькао, или даже самого Сократеса... 

Футбол же в сборной Лобановского, а вместе с этим и роль в ней С.Алейникова, были уже заметно другими. Да, в сборной Лобановского, образца 86-88гг, главным, на мой взгляд, был не творческий рост того или иного исполнителя, способный творчески и концептуально обогащать команду, а его способность в глазах Лобановского... тактически и функционально работать на общескоростную и обще двигательную динамику и общекомандную интенсивность на поле...Вполне возможно, что именно по этой причине, в своё время, Лобановский и убрал в своих командах с позиции опорного- такого техничного и разностороннего полузащитника как В.Бессонов, переведя его в оборону, из за подсознательной боязни, что в Середине поля тот не достаточно резок, вынослив и ...внутренне нацелен на роль чернорабочего. И вполне возможно, во многом из за тех же импульсов в тренерском мировоззрении Лобановского, и тот же Алейников неумолимо и безвозвратно превращался из весьма свежего в своём воздействии на игру полузащитника, в безвозвратного, если можно так выразиться, опорного, с не менее безвозвратной в своей игровой предсказуемости роли на поле...

Конечно, в киевском Динамо 85-86гг  в Середине поля играли не только "роботы" (наподобие, к примеру, тех же Раца или Яремчука), но и игроки куда более склонные к конструкторской и стратегической импровизации на поле. Прежде всего, конечно, это техничный и прекрасно видевший поле Павел Яковенко... Но и здесь, как и в случае с Алейниковым, думаю, можно было заметить определённую, если и не деградацию Яковенко как игрока, и прежде всего полузащитника- конструктора, то как минимум его неспособность на более не менее продолжительной временной перспективе, вписываться в тот физическо- скоростной регламент, для игры в полузащите, который ему тогда, в 85-87гг задал в своих командах Лобановский...И возможно, не в последнюю очередь из-за этого, что-то тогда внутренне и надломило Павла Яковенко, приведя его уже в каких-то всего 24 года к безысходному "болоту" в череде роковых хронических травм, поставивших по сути крест на его , такой обещающей игровой карьере, всего в каких-то 24 года...

Но а возвращаясь к С.Алейникову, в заключении, думаю, можно сказать, что его творческий рост в сборной Лобановского, начиная с 1986года, если и не пошёл полностью вниз, то как минимум, в своей импровизационной и личностно- творческой составляющей  получил заметно другой вектор, чем тот по которому он развивался в командах Э.Малофеева, как в сборной, так и, прежде всего, в его родном минском Динамо, где он порой, как уже отмечалось, не менее значимо чем в роли опорного, был способен проявлять себя и в роли подлинного полузащитника- импровизатора, с весьма богатым и широким Диапазоном самовыражения на поле.