3 мин.

1998. Спартак- Реал 2:1. Или ещё раз о Тренерских и Человеческих победах О.Романцева

1998. Спартак-Реал 2:1. В очередной раз Романцев не стал ловить удачу в мутном омуте контратак и антифутбольного прессинга(по-Лобановскому), а дал бой главному Гранду мирового футбола в Рыцарском Стиле- подчёркнуто Созидательном и комбинационном!..   Слева-направо: А.Тихонов- Е.Титов- Д.Парфёнов- Н.Писарев- И.Цымбаларь!

Победа над Реалом, конечно, победе рознь. Она могла быть одержана и кардинально другим способом, к примеру, как это сделало киевское Динамо Лобановского, играя, как говорят в таких случаях, исключительно на контратаках, а точнее, если присмотреться было более пристально, в откровенный антифутбол, построенный, практически исключительно на форе в физической и энергетической свежести... Спартак же Романцева, сумел победить тогда Реал, что называется, не изменяя себе, играя в классически свой футбол, комбинационый, утончённо созидательный, построенный на технической и творческой доминации над любым соперником (и прежде всего, в центре поля!..)  

И при этом нельзя не отметить, что в распоряжении Романцева не было тогда по-сути никаких ни то что запредельных, но и даже хотя бы относительно приемлемых и полновесных для Лиги чемпионов, кадровых и селекционных возможностей;  не говоря уже о том, чтобы побеждать(и тем более переигрывать!) Реал или не менее звёздный и эталонный тогда по составу миланский Интер(с Роналдо, Джоркаеффом, Саморано и Х.Дзаннети!),  который Спартак не менее показательно переиграл по всем статьям, всего несколькими неделями позже!  Так, из относительно недавних тогдашних новичков команды Романцева можно вспомнить Д.Парфёнова, приглашённого из...вылетевшего из полудворовой украинской высшей лиги одесского Черноморца- но как при этом этот, ещё вчера никому не известный и не нужный игрок, блистательно и по-настоящему колоритно заиграл в Спартаке Олега Романцева!..

Или ещё один пример- Василий Баранов, приглашённый незадолго до этого Романцевым из калининградской Балтики- команды сверхскромной, так и не сумевшей даже удержаться в далеко не грозной тогдашней российской высшей лиге. Но и В.Баранов(вполне зрело и стабильно закрыв зияющую брешь на позиции правого полузащитника) тогда не менее показательно подтвердил тонкую и почти безошибочную тренерско- творческую интуицию Романцева. Был и ещё один "новичок"- 30-летний форвард Николай Писарев, вернувшийся в том же межсезонье из заштатного аутсайдера испанского чемпионата- Мериды, и так же, фактически сходу, органичнейше и полнокровно влившийся в игровой Ансамбль красно-белых.  И с такими новичками и кадровыми возможностями  Романцев тогда сумел так знаково и показательно переиграть Реал, а следом, и фактически ещё более звёздный тогда по составу Интер!.. 

Конечно, в Средней линии Спартака были тогда и такие незаурядные Вольные Птицы, как И.Цымбаларь и Е.Титов,- но ведь и они сумели обрести своё настоящее творческое "Я" и подлинную творческо- игровую самобытность лишь в тренерском(и концептуальном!) мировоззрении Романцева, без которого, уверен, никогда и не был бы возможен тот, настоящий Спартак, что собственно и доказали самым наглядным образом последующие "времена" и последующие годы... Но, а через два года, в 2000-ом уже году, Спартак Романцева(уже без Цымбаларя и Тихонова!) не менее показательно и тонко, чем Реал, переиграет (2:0) и тогдашнюю базовую команду сб.Германии- леверкузенский Байер(во главе с Баллаком, Нойвиллом, Б.Шнайдером и Зе Роберто,- которые через год станут финалистами Лиги Чемпионов и Вице-Чемпионами Мира!..), а вслед за Байером, и сам лондонский Арсенал А.Венгера 4:1(!), представлявший тогда, без преувеличения, сборную Мира(с Анри, Роб.Пиресом, Кану и Вильтором!..), причём опять-таки, не по-киевски, на контратаках, а в подчёркнуто инициативном, комбинационном и в высшей степени Созидательном стиле.

А для этого, конечно, просто необходимы были не только безупречная тренерско- комбинационная интуиция Олега Романцева, но, пожалуй, и не менее важные для подобного, его возвышенного и утончённого футбольного Творчества- Любовь к футболу(а не к Результату,как у Лобановского) и Вера в Футбол, ни просто, как в игру или спортивное действо, но и как во что-то куда более важное и способное возвышать и окрылять человека: причём, как самих игроков, так и настоящих футбольных болельщиков.