Блог Спортивная жизнь

Стать профи в 28 лет и с ходу выиграть два Тур де Франс, а через пару лет загадочно скончаться

Французы называют его Ботеша́. Этот бледный итальянский парень по прозвищу "Фриулийский Лесоруб" покорил их сердца за три года.

История Оттавио Боттеккья началась 1 августа 1894 года в итальянской деревне, когда в семье рабочих родился младший, восьмой по счету, ребенок – еще один голодный рот. Рубеж веков для северной области Венето – время нищеты и эмиграции.

«Мое детство? Такое же, как и у других деревенских детей Италии, - рассказывал Оттавио. - Я учился зимой, в то время как летом помогал родителям. Всего я проходил в школу только две зимы, поскольку мой отец хотел сделать из меня работника, способного трудиться круглый год, даже в мертвый сезон. Так в 12 лет я стал помощником сапожника».

Тогда-то он и увлекся велоспортом: его старший брат Джованни купил велосипед, чтобы участвовать в праздничных гонках. Часто он одалживал его Оттавио, который мог кататься только ранним утром или вечером после работы, но извлекал из этого максимум, преодолевая гору за горой.

Повзрослев, Боттеккья отправился в соседнюю Германию – работа на стройках там была намного денежнее, чем в Италии. Вернувшись, Боттеккья даже приобрел несколько лошадей для ведения хозяйства, а в перерывах между пахотой гонял на велосипеде Джованни. Деревня располагалась у подножия Альпийских гор, там он впервые и начал выжимать первые ватты. 

Спокойную жизнь нарушила грянувшая Первая Мировая война. Оттавио и Джованни попали в подразделение стрелков-велосипедистов, прошли обучение в Болонье и отправились на фронт в качестве «атакующих разведчиков». Оттавио на велосипеде патрулировал непроходимые горные тропы сначала в целях предотвращения контрабанды, а в дальнейшем – в сражениях с наступающими врагами.

Тогда же среди военных проводились гонки на длинные дистанции, и Оттавио выиграл многие из них. Его способности проявлялись и на передовой.

  «Один раз я совершал длинную вылазку на велосипеде через гору, с пулеметом на спине, оружием, которое надо было доставить на один из сторожевых постов (нужно было преодолеть открытый участок под огнем противника). В тот день я продвигался через переходы и горные тропы. Тяжелый пулемет, конечно, не облегчал мою машину. Я прибыл на пост поздним вечером. На следующий день я был рад узнать от своего лейтенанта Галлии о пользе моего рейда: австрийцы напали ночью, но их атаки были отражены благодаря моему пулемету», — вспоминал Боттеккья .

   Несмотря на малярию, которой он заболел во время войны, эта страшная мясорубка пощадила его. Его три раза брали в плен, и три раза он бежал, а сам был награжден медалью «За отвагу» за взятие в плен австрийского офицера. Уцелел и его брат Джованни. Помимо медали, война наградила Оттавио собственным велосипедом, купить который он не смог бы себе позволить.

После войны Боттеккья заявился на любительские гонки, где выигрывал с трехчасовым запасом. Так, в 1923-м в заезде, проходившем на отрезке между Миланом и Сан-Ремо, Оттавио приехал на финиш восьмым. Не впечатляет? Тогда вам стоит знать, что в то время большинство велогонщиков соревновалось командами, одиночки были редки и в первую десятку практически не входили. Оттавио заработал свое восьмое место именно катаясь вне какой бы то ни было команды. Это был более чем серьезный результат, поэтому старшие товарищи подкинули парню безумную идею о сольном участии в "Тур де Франс".

Итальянцы редко приезжали во Францию – по сравнению с простым «Джиро», «Тур де Франс» была издевательством над гонщиками. Боттеккью это не смущало – он выиграл этап, неделю ехал в желтой майке и стал вторым в общем зачете. Но разговоров о нем было намного больше, чем о победителе. Это была бомба: никто из его соотечественников на тот момент не смог примерить желтую майку "Тур де Франс". Итальянская пресса была в экстазе, когда Оттавио опроверг мнение, что итальянцы не могут побеждать во Франции. La Gazzetta dello Sport призвала читателей скинуться по лире, чтобы наградить нового героя. Первым, кто внес деньги, был Бенито Муссолини, который поразился выступлениями соотечественника во Франции, а также поблагодарил за популяризации велоспорта в Италии. Всего для Боттеккьи собрали 60 тысяч лир, этого хватило, чтобы шикануть: он купил дом и лимузин на семь мест с личным водителем. 

На следующий год он занял первое место, а еще через год повторил результат. Оттавио выигрывал, привозя ближайшим соперникам больше часа.

Со временем победитель двух «Туров» научился грамоте (учил буквы по антифашистским листовкам), а в 1926 году он в паре с механиком Теодоро Карниелли открыл заводик по производству велосипедов марки "Bottecchia". 

Но его успехи и везение постепенно заканчивались. На Туре 1926 года он сошел на 10-м этапе во время страшной грозы, «плача как ребенок», и этот эпизод стал переломным моментом не только в его карьере, но и в жизни в целом.

Журналист Бернар Шамас писал: «Тяжелая рука судьбы легла на его плечи. Темные мысли и предчувствие будущего преследовали его. Он сошел с Тур де Франс 1926 на этапе, который те, кто там был, назвали апокалиптическим из-за холода и жестокости победы. Он вернулся домой несчастным. У него больше не было стремления тренироваться. Он боялся, что «сражен плохой болезнью». Он кашлял, у него болели спина, беспокоили бронхи».

  Весной 1927 года он нашел в себе силы вернуться в гонки, но плохое самочувствие влияло на его результаты. «На гонке Париж-Бордо через 20 км после старта Боттеккья остановился на обочине дороги без всякой видимой причины. Стоял, положив голову на руки, не говоря ни слова, не отвечая на вопросы менеджеров. Он как будто отсутствовал, глаза его оставались стеклянными в течение нескольких минут, а потом словно очнулся от обморока, не помня о том, что произошло», - рассказывали очевидцы. Однако к врачу Оттавио так и не пошел.

Весной 1927 года на тренировке погиб его брат Джованни, пробивший голову после столкновения с автомобилем. Месяц спустя не стало и самого Оттавио. 3 июня крестьяне нашли его на обочине дороге, где он любил тренироваться. Его череп был пробит, ключица и другие кости сломаны. Боттеккью доставили в больницу, где он скончался через полторы недели, не приходя в сознание. Экспертиза показала, что Боттеккья упал с велосипеда, схватив солнечный удар. Однако падение произошло рано утром, когда жары еще не было, велосипед не пострадал, да и на Тур де Франс организм Боттеккьи переносил более тяжелые испытания.

Что с ним случилось на самом деле до сих пор не выяснили. Версий много – от избиения за попытку кражи чужого винограда до любовной трагедии. По одной из них, спортсмена убрали за его антифашистские настроения: была эпоха Муссолини, а Оттавио своих взглядов на политику не скрывал. Фашисту Дуче не нравился его социалистический настрой.  

Также спустя много лет один фермер из Порденоне признался, что это он убил велогонщика. Он рассказал, что в то утро увидел, как кто-то ест его виноград у дороги, ломая лозы. Он бросил палку (по другой версии камень), чтобы напугать непрошеного гостя, но орудие попало человеку в голову и убило его. Когда фермер подбежал ближе, то узнал Боттеккья, испугался и оттащил его на обочину, инсценируя падение с велосипеда.

Еще предполагали, что его убил любовник жены, Катерины, которая слишком быстро смирилась со своим вдовством. По другой версии, он был убит мстительными французскими болельщиками. В любом случае, версия убийства – преднамеренного или нет – остается основной.

Его дело продолжает жить – велосипеды "Bottecchia" пережили своего создателя на восемь десятилетий. Среди любителей и профессионалов они и по сей день пользуются популярностью.

В 2006 году в Европе было продано 50 тысяч велосипедов "Bottecchia". Благодаря им, об этом заслуженном спортсмене и мужественном гражданине будут помнить всегда.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья