4 мин.

В Африке жесты вот такой ширины

Когда на «Аноэте» прозвучал финальный свисток, оператор несколько секунд уделил радующимся футболистам «Сосьедада», а затем сосредоточился на Унаи Эмери. К тренеру «Валенсии» от печального счета на табло пробиралась приставка «экс». Осенью он уже будет вдали от Испании. Если не случится никакого форс-мажора, то экспрессивного тактика мы увидим в чемпионате России. О, сколько чудных открытий ждет заморского гостя!

Фото: /Вячеслав Евдокимов

Эмери обязательно будет смотреть игру «Спартака» с «Локомотивом». От этого, в конце концов, зависит, будет ли его команда выступать на следующий год в Лиге чемпионов. Не знаю, насколько он уже в курсе спартаковских дел, но рано или поздно вопрос с отсутствием Эменике в заявке на важнейший матч всплывет. Очень любопытно, сможет ли человек, отвечающий на вопрос Эмери о судьбе нигерийского нападающего, объяснить суть дела, не прибегая к нецензурным выражениям. Это ведь нетривиальная задача.

Отмотаем события на неделю назад, чтобы ничего не упустить. Эменике забивает гол и празднует его оригинальным для нашего чемпионата образом – бьет ладонью одной руки по предплечью другой. Арбитру Казьменко кажется, будто бы футболист демонстрирует «жест Эффенберга». Проще говоря, посылает окружающих к такой-то матери. За что футболист Эменике получает красную карточку и отправляется отдыхать.

Надо признать, что арбитр Казьменко – не единственный, кто разглядел в безобидном жесте спартаковца нечто хулиганское. Комментатор Геннадий Орлов некоторое время пытался разъяснить своему коллеге в прямом эфире, что это у молодежи такой новый способ кого-то оскорбить. Продолжил тему член судейско-инспекторского комитета РФС Андрей Бутенко, который подтвердил, что жест был «хулиганским».

Естественно, тут же вспомнили аналогичный случай из финала Лиги чемпионов, где выступающий ныне в «Анжи» Самуэль Это’о продемонстрировал аналогичный жест. Позже африканец объяснил свои действия данью уважениям предкам. «Во мне течет кровь отца», – пояснил он. На это объяснение Андрей Бутенко безапелляционно заявил, что любой нормальный человек воспринял бы такой жест как хамство, иронично назвал оппонентов в дискуссии «знатоками африканской культуры», а также подвел итог: «Не думаю, что судья должен изучать толкование жестов разных народов. Если арбитр оценивает действия игрока как хамские, он должен его удалить».

Я бы на месте прекрасных женщин эту фразу использовал, как возможность подкалывать мужчин на тему их хваленой логики. Потому что тут все вывернуто наизнанку. Арбитр действительно не должен изучать толкование жестов разных народов (хотя знания лишними не бывают). Ему достаточно знать, какие жесты являются хамскими. Жест Эменике таковым не являлся, он никого не оскорблял и не провоцировал. А арбитр в следующий раз может совершенно любое празднование гола оценить как неподобающее. Бутенко предлагает выдать арбитрам лицензию на футбольное «убийство», оруэлловское мыслепреступление. Честно говоря, когда трибуна болельщиков «Спартака» исполняет нехитрую песню про Романа Широкова, а зенитовские фанаты в количестве пары тысяч высыпают на поле, удаление игрока за оскорбительный жест, выглядит особенно сюрреалистично.

»... Это, кстати, европейская практика». Зачем в такой ситуации бессовестно врать? В Англии и Испании можно отменить не только красную, но и желтую карточку»

Но самая мякотка истории заключается в том, что позже заседал Комитет по этике. Надежды на справедливую отмену дисквалификации разбились о слова Вагиза Хидиятуллина, председателя совета Общероссийского профессионального союза футболистов. Оказывается, Комитет по этике заседал для того, чтобы решить – применять или не применять дополнительные санкции к футболисту. Дополнительных санкций решили не применять, рассудив, что футболист ни в чем не виноват, а игрок был удален несправедливо.

Казалось бы, вот она – лучезарная правда! Нужно найти инстанцию, которая Эменике оправдает. Благо, чиновничьего аппарата в российском футболе вагон и маленькая тележка. И здесь Хидиятуллин совершает fatality: «По регламенту решения судьи не пересматриваются, за исключением случаев, когда карточка была показана не тому игроку. Это, кстати, европейская практика». Вот меня интересует, зачем в такой ситуации бессовестно врать? За всю Европу не скажу, но в Англии и Испании можно опротестовать и отменить не то, что красную, а даже желтую карточку. Такие случаи рассматриваются на заседаниях дисциплинарного комитета. Клубы предоставляют свои аргументы в видеоформате, комитет их изучает и выносит решение, периодически оправдательное. Серхио Рамос не даст соврать.

Вот вам весь глупый маразм положения дел в РФС. Арбитр совершает ошибку. В этом, по большому счету, ничего страшного нет. Удаление Эменике не повлияло на результат матча. По уму КДК должен рассмотреть эпизод, выставить неудовлетворительную оценку Казьменко, а игроку дисквалификацию отменить. Именно так и происходит в Европе, а не как нам пытается рассказать Хидиятуллин. Вместо этого получается, что футболиста признают невиновным, но наказание с него не снимают. Юридическая логика на уровне испанской инквизиции. Вдобавок болельщики выслушивают сарказм про «знатоков африканских традиций».

Судя по уровню чиновничьих решений, африканские традиции нам всем неплохо было бы выучить. Потому что в футбольном отношении Россия и является Африкой. И дисквалификация Эменике отправляется под тегом «паранормальное» составлять компанию расизму, электрошоку из Нижнего, избиению Никезича и прочим договорнякам, которых у нас нет.

Бьенвенида, Унаи Эмери. Добродошли, Славен Билич. Мы приглашаем вас в удивительный мир сказок и приключений. Ах да, и футбола, конечно же.