7 мин.

Почему Симеоне не стать Фергюсоном

Станислав Рынкевич – о том, что надо успеть получить удовольствие от «Атлетико».

Когда Унаи Эмери покинул «Севилью», к Симеоне перешел неофициальный титул самого лояльного тренера в чемпионате Испании. «Атлетико» он возглавил в декабре 2011 года, скоро исполнится ровно пять лет. Через полтора года этот титул достанется другому специалисту – Эрнесто Вальверде или, может быть, Луису Энрике.

Примеры работы сэра Алекса Фергюсона в «Манчестер Юнайтед» (27 лет) и Арсена Венгера в «Арсенале» (20 лет на данный момент) приучили нас считать, что это и есть венец тренерской карьеры: попасть в клуб, в котором можно успешно работать десятилетиями, провожая одно поколение игроков за другим.

Но все успешные тренеры последнего десятилетия – кочевники. Гвардиола, памятуя о работе Йохана Кройффа, верит в трехлетние-четырехлетние циклы, после которых надо менять либо тренера, либо большинство футболистов. Клопп и в «Майнце», и в «Боруссии» проработал по 7 лет, это долгий срок, но не идущий ни в какое сравнение с мастодонтами прошлого. Моуринью – Ибрагимович тренерского дела по части смены команд.

Глобализация затрагивает все аспекты футбольного мира. Игроки сегодня знают, что они могут получить приглашение из лиги на любом краю света. Виктор Вальдес отказался от теплого завершения карьеры в «Барселоне» ради того, чтобы успеть изучить изнутри футбольную культуру других стран. Тренеров миграционный поток манит ничуть не меньше.

Карло Анчелотти успел проработать во всех топовых лигах Европы, и после каждой новой страны говорил о том, что открыл для себя что-то новое. Вряд ли возможно быть успешным футбольным тренером, если ты не фанат своего дела. А если ты фанат своего дела, то ты будешь хвататься за любую возможность учиться, расширять свой кругозор. Когда Фергюсон и Венгер вставали на свой «вечный» путь в английских клубах, футбольная река глобализации текла куда размереннее. Где родился, там и пригодился.

Фергюсону на момент прихода в «МЮ» было 46 лет, столько же, сколько Симеоне сейчас. И он уже добивался беспрецедентного успеха с «Абердином» и работал в сборной Шотландии. Венгер был на год старше, у него за плечами были 7 лет в «Монако». У Симеоне до «Атлетико» были только краткосрочные, рассыпчатые проекты в родной Аргентине.

За почти минувшую пятилетку Диего совершил вещи, которые можно сравнить с подвигами Геракла.

До: перед началом сезона «Реалу» можно было записывать 4-6 гарантированных очков за мадридское дерби. После: «Атлетико» – фаворит мадридского дерби.

До: защита «Атлетико» – повод для постоянных шуток. После: одна из лучших защит в Европе на протяжении нескольких лет.

До: постоянно враждующие между собой совладельцы клуба. После: совладельцев не слышно, поскольку они обнялись и спрятались за спиной человека, влюбившего в себя «Висенте Кальдерон».

До: чемпионат двух команд. После: ликвидация гегемонии «Барсы» и «Мадрида» + пара финалов Лиги чемпионов.

Аргентинского тренера просили построить в «Атлетико» крепкий дом, но он перепутал бетонные плиты с литосферными и изменил ландшафт всего европейского футбола. Бывает.

Беда в том, что как пел Мик Джаггер, ты не всегда получаешь то, что хочешь. «Атлетико» держит уровень «Барселоны» и «Мадрида», потому что постоянно прыгает выше головы. Они платят своим игрокам в два раза меньше денег, чем это позволяют себе делать два главных гранда. «Атлетико» не может содержать и удерживать более одной суперзвезды, каковой стал Антуан Гризманн. Большие деньги и звездные игроки не обеспечивают чемпионство, но они обеспечивают серьезное преимущество, с которым приходится иметь дело из сезона в сезон.

Проиграв второй финал Лиги чемпионов за 3 года, Симеоне выглядел невероятно расстроенным и впервые публично выразил сомнение в том, что продолжит карьеру в столице Испании. Ну, вы знаете, как аргентинцы реагируют на проигранные финалы. В обоих случаях это напоминание о том, что в футболе лично ты можешь пахать как угодно, но нельзя выиграть в одиночку, за результат ответственны и другие люди тоже.

Диего каждый сезон начинает на повышенном уровне сложности, от него ждут борьбы на равных с теми, кто превосходит его возможности по всем параметрам – финансовым, административным. И пройдя через сумасшедшую гонку длиною в сезон, ты уступаешь звездам «Мадрида» сначала в дополнительное время после гола на последней минуте, а затем в серии пенальти. Не возникает желание начать в другом месте с самого начала?

В клубе, который предстоит еще только вывести на первый план, в котором полно еще неразгаданных кроссвордов, в отличие от этих, давно надоевших. В чемпионате, где все не живут в двуполярном мире, и где если что-то не относится к «Мадриду», то оно относится к «Барселоне», и наоборот. С футболистами, которые еще не представляют себе, насколько хорошо они могут играть и как далеко зайти.

Какие-то моменты проглядывались и раньше. Несколько лет назад мы говорили о том, насколько большой ресурс молодежи сосредоточен в «Атлетико», сколько игроков ждет своего шанса в арендах. Единицы из них Симеоне подтаскивал в главную команду, с большинством прощался без особых сожалений. Потому как не строил ничего на послезавтра, а смотрел, готов ли игрок помочь в нынешнем сезоне. Если нет, то пакуй вещи.

«Я постоянно живу с ощущением, что меня могут уволить», – говорил тренер. Но это же смешно, у совладельцев «Атлетико» слишком развит инстинкт самосохранения, чтобы они даже задумались об увольнении. Наоборот, с каждым годом они давали ему все больше власти в клубе. Речь идет о настройке самого себя, об аутотренинге. Завтра не существует, работай по максимуму сегодня. Если тебе ничего не грозит ближайшие года три, ты не будешь напрягаться.

Симеоне схож с Моуринью в том, что искусственно создает стрессовые ситуации для себя и своей команды. «Мы не выиграем чемпионат», «меня могут уволить», «мы сражаемся за третье место» даже в тех ситуациях, когда всем понятно, что дела обстоят иначе. Но к любому сильному средству со временем вырабатывается толерантность. Надо либо лекарство менять, либо пациента.

Дела важнее слов. Сокращение контракта с «Атлетико» до окончания сезона 2017/18 – это прямой сигнал, к чему нужно готовиться. Зачем на два года сокращать срок соглашения, если ты не готовишься покинуть клуб?

И дата – лето 2018-го – выбрана неслучайно. Следующим летом «Атлетико» открывает новый стадион. Для любого спортивного клуба это важнейшее событие со многих точек зрения, особенно с коммерческой. Нельзя переезжать в разобранном состоянии, как встретишь новый стадион, так его и проведешь.

Моя любимая команда по американскому футболу – «Миннесота Вайкингс» – как раз осенью переехала на новый современный красавец-стадион. Перед началом сезона из-за травм выбыли стартовый квотербек и ведущий раннинбек, две главных звезды команды. «Викинги» не побоялись потратить полцарства по меркам чемпионата – право выбора в первом раунде драфта – на квотербека из другой команды с сомнительной репутацией. Если бы они этого не сделали, то сезон можно было бы считать оконченным преждевременно. Это был тот случай, когда сегодняшний день был важнее завтрашнего.

Симеоне заключил с «Атлетико» аналогичную сделку. Год на новом стадионе они проведут в парадной форме и самом звездном составе, после чего произойдут фундаментальные изменения. Диего Симеоне отправится в миланский «Интер», а лучшие игроки команды будут рассматривать предложения от самых богатых и знаменитых. Они ведь все сейчас открыто говорят: «Пока Симеоне в клубе, я никуда не уйду».

Так что, получайте удовольствие от нынешнего «Атлетико», пока это возможно. Через полтора года имя его создателя будут скандировать другие люди и на другой манер.

alt

У «Испанской кухни» есть свое отделение во всех популярных соцсетях. Мы не пропускаем ничего из того, что написано об испанском футболе на русском языке. Расписание матчей, видеообзоры, новости, материалы со всех уголков рунета и дайджесты главных событий – в вашем КонтактеФэйсбукеТвиттере или Телеграме

Фото: REUTERS/Kai Pfaffenbach; Gettyimages.ru/David Ramos, Gonzalo Arroyo Moreno; atleticodemadrid.com