4 мин.

In Pronskiy We Trust

Пару дней назад «Астана» скромно и буднично представила свою заявку на «Джиро д'Италия». В этом есть даже своего рода символизм - команда едет на гранд-тур без внятных амбиций в общем зачете и, скорее всего, так же тихо и незаметно будет выглядеть на большинстве этапов (ведь никто не верит, что Кавендиш проедет всю гонку?) В одном из предыдущих материалов мы обливали патокой и оптимизмом Харольда Техаду, но оказалось, что осязаемым шансом «Астаны» (ура, на сайте исправили тег) хотя бы на топ-15 выглядит Вадим Пронский. Кому-то покажется это утверждение чрезвычайно самонадеянным, но мы убеждены, что молодой казахстанец способен стать одним из главных открытий гонки.

На момент начала Джиро Пронскому будет 24 года. В последнее время принято считать, что топовые профессионалы должны раскрываться намного раньше. Но здесь можно возразить. В Казахстане большинство тренеров склоняются к тому, чтобы не форсировать подготовку велогонщиков. Тут принято считать, что организм спортсмена до 25-27 лет не готов к тяжелым нагрузкам самых трудных гонок. И если его рано вывести на такой уровень, то это сильно отразится на спортивном долголетии. Пожалуй, проверить эту теорию в контексте нынешних достижений спортивной медицины можно только прикладным путем на примере Погачара и Эвенепула. Другое дело, что в заводских настройках Пронского изначально не стояло задачи конкурировать с молодыми звездами велоспорта.

Вадим с подросткового возраста считается одним из главных талантов своего поколения в Казахстане. Пара лет выступлений в «Астана Сити», сезон в «Вино - Астана Моторс» (включая стажировку в «Астане»), а с 2020 года он уже участник команды ВорлдТура. Кстати, в конце 2019 года он вопреки своему желанию впервые попал в новостные ленты - на одной из тренировок его сбила машина. Тогда возникли проблемы с левым коленом. В контексте трагической гибели Микеле Скарпони и инцидентом с Алексеем Луценко накануне ОИ-2016 это стало очередным эпизодом непростых взаимотношений гонщиков "Астаны" с водителями. Через пару лет Пронский опять оказался в больнице, на этот раз из-за падения в гонке "Коппа Сабатини". Тогда с диагнозом "перелом левой лучевой кости локтя и второго ребра, поперечный перелом отростка L1 позвонка и пневмоторакс правого легкого".

Первые серьезные результаты Пронского датируются 2016 годом, когда он выиграл индивидуальную гонку на время среди юниоров на чемпионате Азии. В том же году он победил в своем возрасте в групповой гонке и ITT на домашнем чемпионате страны. 2018 год - победа на «Джиро делла Валле д'Аоста», 2019 год - третье место в общем зачете «Тура Лангкави». После этого, пожалуй, его переход в «Астану» был предрешен. Если пытаться описать гоночный стиль Пронского, то лучше всего будет сравнить его с Адамом Йейтсом, который из братьев вроде бы лучше выглядит в гонках с раздельным стартом. В этом отношении сухой и невысокий Пронский (173 см, 58 кг) напоминает его очень сильно. Честно говоря, для меня странно, почему Просайклингстатс не очень высокого мнения о его раздельщецких скиллах. Возможно, проблема в том, что на больших гонках Вадим до этого работал на кого-то из капитанов "Астаны" и соответственно проезжал разделки в щадящем режиме.

Пронский в третий раз примет участие в «Джиро д'Италия». Так получалось, что до этого он в обоих случаях оказывался едва ли не главным помощником в горах для лидеров команды, которые оба раза стали четвертыми. В 2021 году он помогал Александру Власову (хотя по идее это должны были делать Горка Исагирре и Харольд Техада), в 2022 году - Винченцо Нибали. Оба раза подиум был от «Астаны» честно говоря достаточно далек, но особенно на решающей неделей может произойти всякое, поэтому Вадим дисциплинированно находился рядом с капитаном и в отрывы не совался. В прошлом году он впервые съездил на «Вуэльту», побывал в одном отрыве, но в целом ничем выдающимся не запомнился - два гранд-тура за один сезон стали для него оказались непростым испытанием.

Теперь казахстанец впервые поедет трехнедельную гонку без задачи помогать другому лидеру. Не имею ни малейшего понятия, какую задачу перед ним поставит команда - попытаться проехать всю дистанцию на максимальный результат в генеральной классификации или найти что-то интересное на отдельных этапах. Второй вариант кажется более логичным, ведь весь состав «Астаны» словно собран для того, чтобы каждый день уезжать в отрывы (либо Кавендиш будет искать счастливый лотереный билет в групповом спринте). Но тут, вероятно, стоит дождаться ориентировочно седьмого этапа с финишем в гору первой категории. Там мы сможем увидеть, как долго Пронский версии нынешнего года способен держаться в темпе сильнейших. Пока в нынешнем сезоне у него это не слишком получалось - 100-е место в общем зачете Париж-Ницца и 127-е - на «Вуэльте Каталонии».