10 мин.

Хронология Формулы-1. Обзор сезона 1955 года

Дорогие друзья, уж больно давно мы с вами не вспоминали о днях давно ушедших. О днях, когда трава была зеленее, воздух чище и когда голландцы ещё не захватили королевские гонки. Сегодня у нас на очереди обзор сезона 1955 года. Действующий чемпион мира Хуана-Мануэль Фанхио остался в Мерседесе, его партнёром в немецком коллективе стал Стирлинг Мосс, давний соперник Фанхио Аскари остался в Лянче, в Феррари по прежнему были Гонсалес и Фарина.

Регламент

Очки зарабатывали первые пять лучших пилотов гонки, которые получали 8, 6, 4, 3, 2 очков соответственно. Дополнительно пилот зарабатывал 1 очко за самый быстрый круг гонки. В личном зачёте пилотов учитываются результаты 5 лучших гонок чемпионата. очки, набранные несколькими гонщиками, сменявшими друг друга по ходу гонки, делятся между ними поровну. Кубок Конструкторов не проводился.

Гран-При Аргентины

Сезон  держал в предвкушении всех поклонников автоспорта ведь он предвещал борьбу двух двукратных чемпионов мира: Фанхио и Аскари. Первый этап сезона на трассе Буэнос-Айрес выдался жарким, причём в прямом смысле. Этому Гран-При принадлежит звание самой горячей гонки Формулы-1, 40 °C. Этот рекорд был повторен лишь на Гран-При США-Запад 1984 и на Гран-При Бахрейна 2005. Поул выиграл местный пилот, но не Фанхио, а выступавший за Феррари Гонсалес. Из-за жаркой погоды гонщики постоянно меняли друг друга в болидах. Только Роберто Мьерес и Хуана-Мануэль Фанхио проехали гонку от старта до финиша, собственно сам Фанхио и победил в домашней гонке. Нино Фарина и Морис Трентиньян из Феррари стали и вторыми и третьими подменяя в болидах ставшего вторым Гонсалеса и третьим Умберто Маньоли.

Гран-При Монако

Фанхио оказался на поуле и вёл фактически всю первую половину гонки, но потом у него сломалась трансмиссия и он был вынужден сойти. Мосс взял лидерство в свои руки и держал его до 80-го круга, пока у самого не возникли проблемы. После его схода лидерство захватил пилот Феррари Морис Трентиньян, который до конца его так и не упустил и выиграл Гран-При Монако. Вторым стал пилот Лянчи Эудженио Кастеллотти, третьими стали пилоты Мазерати Жан Мера и Чезаре Пердиза. Фанхио жаждил борьбы со своим старым соперником Аскари на Гран-При Бельгии, однако этому не суждено было сбыться...

Двухкратный чемпион мира считался главным соперником Фанхио в борьбе за титул, однако в Аргентине сход, а в Монако страшная авария. На 81-м круге собравшийся сходить с трассы Мосс пролил много масла на трассу в том числе и после тоннеля. Идущий за ним Аскари не ожидал такой подставы, автомобиль повело и он пробил тюки ограждения, утонув в гавани. Сам гонщик получил лишь сотрясение. Альберто очень повезло и казалось бы что ему надо отдохнуть, но он был не таков. Уже через четыре дня в Монце Аскари со своим другом и партнёром по Лянче Кастеллотти тестировал спорткар Феррари 750, предназначенный для 1000 километров Суперкортемаджоре, где они собирались выступить экипажем. В этот день тренировки для Аскари не планировалось, но он всё же решил проехать несколько кругов, чтобы проверить свои физические кондиции после аварии в Монако. Поведение Аскари было в тот день странным, он как человек суеверный нарушил множество своих обычаев. Например он никогда не гонялся 26-го числа, потому что в это число погиб его отец, он пришёл на трассу без своего фирменного голубого шлема и перчаток. Первые два круга он проехал медленно, а в третьем повороте он попал в аварию. Автомобиль занесло, он несколько раз перевернулся, а сам Аскари выпал из машины и остался делать прямо на трассе. Скончался он в машине скорой помощи от полученных Гибель Аскари оплакивал весь гоночный мир. Фанхио говорил, что до глубины души поражён и шокирован гибелью Аскари. Руководитель гоночного коллектива Аскари, Джанни Лянча, сразу после гибели своего топ-пилота прекратил какие бы то ни было выступления, продав автомобили и всё имущество Энцо Феррари. Гибель отца и сына Аскари характерна несколькими странными совпадениями. Оба они погибли 26-го числа, в возрасте 36 лет. Более того, Альберто на момент гибели был лишь на четыре дня старше отца. Оба они погибли через четыре дня после серьёзной аварии, оба погибли, ошибившись в скоростных левых поворотах, и каждый из них оставил жену и двоих детей. Также странные совпадения объединяют Альберто с Полом Хокинсом, который разделяет с Альберто сомнительное достижение в виде аварии в Монако с падением в залив. Пол попал в эту аварию через десять лет после Альберто, а погиб через несколько лет именно 26 мая, как и Аскари.

500 миль Индианаполиса

В начале сезона традиционно проходит обособленная гонка в Индианаполисе, в которой по-прежнему участвуют только американские пилоты. В тренировках и квалификации 4 гонщика разбили свои автомобили, для одного из них, Манни Айюло, авария 16-го мая стала смертельной. Поул забрал себе Джери Хойт, время которого превысило 4 минуты, такая медлительность вызвана холодной погодой, в день гонки было погода была намного благоприятнее для гонок. Основное событие в гонке произошло на 57-м круге. На выходе из 2-го поворота автомобиль Роджера Уорда задел ограждение и начал пересекать трассу. Эл Келлер пытался избежать столкновения, выехав в инфилд, но его машину вынесло обратно на трассу прямо на автомобиль Джонни Бойда, который, в свою очередь, задел машину Билла Вуковича. Машина Билла пробил внешнее ограждение трассы и влетел в припаркованные за ним автомобили; после нескольких кульбитов машина загорелась. Увидев аварию, Эд Элизиан кинулся на помощь попавшим в беду гонщикам, бросив свой автомобиль в инфилде. Но Вукович уже был мёртв из-за перелома черепа... После половины дистанции за победу сражались три гонщика - Боб Свейкерт, Дон Фриланд и Арт Кросс. Свейкерт, откатившись после пит-стопа на третью позицию, казалось бы, отказался от борьбы за лидерство, но Кросс и Фриланд последовательно сошли из-за технических неисправностей, после чего уже ничего не мешало Бобу Свейкерту одержать победу. Незадолго до конца гонки Кэл Нидэй попал в аварию, машина загорелась и гонщик получил серьёзные травмы.

Гран-При Бельгии

Чемпионат возвращается в Европу на трассу Спа-Франкоршам, длина которой тогда была 14 км. Лянча отказалась от участия в гонке после гибели Аскари, но Эудженио Кастеллотти всё же принял участие в Гран-При по частной заявке, поул позиция ему же и досталась и стала первой и последней для него в Формуле-1. Однако в гонке повторить успех не получилось уже на 16 круге пришлось сойти из-за поломки коробки передач. Победу в гонке одержал Фанхио, также оформив лучший круг, вторым стал Стирлинг Мосс, третьим Нино Фарина. Через неделю после Гран-При состоялся знаменитый марафон 24 часа Ле-Мана на котором произошла знаменитая трагедия унесшая жизни 83 человек и ранившая ещё 120 (про неё ка-нибудь подробно расскажем). Из-за всего ужаса этой катастрофы власти Германии, Испании и Швейцарии запретили проведение гонок на своей территории, кстати в Швейцарии этот запрет до сих пор действует. Естественно ранее запланированные Гран-При этих стран были отменены.

Гран-При Нидерландов

Как и в этом году, после Бельгии Формула-1 отправляется в Нидерланды, в Зандворт. Поул достался Фанхио, который позже про лидировал 100 из 100 кругов в этой гонке. Но если вы подумали что победа досталась аргентинцу просто, то это не так. Всю гонку его прессинговал Стирлинг Мосс и почти смог пройти Хуана в самом конце гонки, разница между ними на финише составила 0,3 секунды. Третьим финишировал Луиджи Муссо на Мазерати. Впереди оставалось два этапа в Великобритании и Италии, преимущество Фанхио в личном зачёте над шедшем на втором месте Моссом составляло 14 очков, таким образом Фанхио мог оформить свой третий чемпионский титул.

Гран-При Великобритании

Гонка в Великобритании проходила не на привычном многим из нас Сильверстоуне, а на трассе Эйнтри. На домашнем Гран-При Мосс выиграл поул, а позже, лидировав 80 из 90 кругов выиграл домашний этап, это победа стала первой для Стилинга в Формуле-1 и стала первой победой британского пилота в Гран-При. Пилоты Мерседеса доминировали в этой гонке, четверо пилотов серебряных стрел финишировали на первых четырёх местах. Клинг отстал на минуту от Мосса и Фанхио, а Пьеро Таруффи проиграл лидеру круг. Что касается Фанхио, то ситуация прошлой гонки повторилась, только гонщики поменялись местами. Многие утверждают что джентельмен Фанхио подарил эту победу Моссу не обогнав в концу, ведь на финише время составило 0,2 секунды, Фанхио всегда отрицал это, Мосс в свою очередь говорил, что ничего об этом не знает. Такая доброта аргентинца легко объяснима, ведь за один этап до конца разница между ним и Моссом в личном зачёте составляла 11 очков, это означало, что Фанхио становится трёхкратным чемпионом мира Формулы-1.

Гран-При Италии

Монца, принимавшая последний этап чемпионата мира, несколько отличалась от той трассы, которую мы видим сейчас. Она была еще быстрее, тогда не было первой и второй шиканы, первым поворотом была Curva Grande, следущими поворотами после нёё были два di Lesmo, шиканы Аскари тогда ещё не было, на её месте был скоростной левый поворот. Параболика осталась такой же, но главное отличие было впереди, это был ещё далеко не конец круга, после параболики пилоты направлялись чуть правее на знаменитый бэнкинг, проехав круг по нему они возвращались на стартовую прямую, средняя скорость на такой десятикилометровой конфигурации Монцы была 216 км/ч. Поул позицию завоевал Фанхио, за ним стартовал Мосс, но на 27 круге у британца отказал двигатель. Фанхио довёл дело до победы, вторым финишировал его партнёр по Мерседесу Таруффи, третьей стала Феррари Кастелотти. Эта гонка стала последней в Формуле-1 для первого чемпиона мира Нино Фарины, а также она стала последней для команды Мерседес, которая вернётся в Формулу-1 спустя 55 лет, впрочем, как говорит классик, это уже совсем другая история.

Итоги

Главный итог этого сезона это второй подряд и третий в карьере титул Хуана-Мануэля Фанхио, вице-чемпионом стал Стирлинг Мосс. По итогам сезона, Формула-1 потеряла двух итальянских чемпионов мира, Фарину и Аскари. Также Формула-1 потеряла Гран-При Швейцарии, которое не вернулось и по сей день. А ещё Формула-1 потеряла одну из сильнейших команд того времени.

Подписывайтесь на наш блог, телеграм, а также ютуб.