17 мин.

Чемпионаты мира по футболу. Поговорим о дизайне

Вступление.

Я неоднократно уже в своём журнале заикался, мол, материал был готов полгода назад, но всё руки не доходили. Эту запись по сути можно смело начинать именно этими словами, потому что все иллюстрации лежат у меня на жёстком диске с середины июля. Как раз с того момента, когда я опубликовал пост про Чемпионаты Европы. Его успешность (+54 с отсутствием минусов) для моего блога стала рекордной и не побитой до сир пор, но установить новый рекорд вряд ли удастся: первая часть по сути выполнила своё предназначение в плане описания эволюции телевизионной графики, поэтому нового ничего внести никак не выйдет — всего-лишь инерция, новые слова подобрать будет довольно трудно, да и пишу я в первую очередь, чтоб папка «ЧМкартинки» на диске D: перестала мозолить мне глаза как лишнее напоминание, что я не умею доводить дела до конца.

Вообще в прошлый раз я начал рассматривать ЕВРО по чистой случайности — невзначай начал скачивать матч ЕВРО, а не Чемпионата мира, хотя хотел в первую очередь посмотреть что было до ЧМ-1998, благодаря которому я и заинтересовался спортом серьёзней, чем во время Олимпиады в Нагано. Именно в том году я с интересом разглядывал те самые плашечки с подписями играющих команд, футболистов, обозначения хода серий пенальти.

Начав с ЕВРО, я понял, что мне повезло — их было всё же меньше, чем Кубков мира и мне удалось более-менее подробно рассмотреть все из проводившихся турниров. ЧМ в свою очередь проводятся аж с 1930 года, но в ходе подготовки материала оказалось, что намного больше напрягаться не придётся. Я остановился на турнире 1954 года: во-первых, если мне не изменяет память, то это год начала регулярного вещания телевидения на территории СССР, а это один и признаков того, что до этого ТВ не представляет сильного интереса в плане вспомогательной графики, а во-вторых, полных матчей турниров 1930−1950 годов под рукой не оказалось, а обзоры я скачивать уже не стал, тем более, что интерес к теме уже на исходе — почти всё, что мне нужно я уже нашёл.

Суть дела.

Лучше, конечно было бы сделать в прошлый раз параллельное повествование ЕВРО с ЧМ ибо по сути всё идёт до безобразия одинаково, несмотря на все отличия во внешности. Но раз всё так сложилось, то начнём с того самого Чемпионата 1954 года, о котором можно сказать кратко: а никакой графики тогда ещё не было! Если вы помните, то титры появились на ЕВРО почти с самого начала, но тогда на дворе был уже 1964 год, но здесь в нашем случае всё обошлось обычным табло в кадре.

Как говорится, комментарии излишни. Хотя вспоминается, что в одном из фильмов Фосбиндера фоном шла радиотрансляция финального матча этого чемпионата между сборными ФРГ и Венгрии. Я где-то читал, что немцы не видели этой победы свой сборной в реальном времени, а только слышали её. В такой ситауции разговор про телевидение и телевизионную графику на ЧМ-1954 стоит завершить и перейти к чемпионату 1958 года.

Этот чемпионат прошёл в Швеции, победу на котором одержала сборная Бразилии с небезызвестным Пеле в составе. Телезрители в пятьдесят восьмом году могли увидеть примерно то же самое, что мы наблюдали с вами про ЕВРО-64 в Испании: простенькая графика, которая вполне вероятно представляет собой наложение картинки с табло на стадионе на картинку с трансляцией матча.

Всё более чем скромно, но для своего времени то, что нужно. Главное, что была выполнена основная задача: информировать зрителя о счёте и времени.

Реклама 18+

Через четыре года Чемпионат мира приехал в Чили. Казалось бы, что прибавление четырёх единиц к числу года должно свидетельствовать о прогрессе, но в найденном материале я увидел то, что мы уже видели на ЧМ-1954 года — обычная демострация в кадре табло на стадионе. 1962 год. Спасибо, что хотя бы табло не представляет собой сменяемые вручную таблички.

Упавшее знамя поступательного движения человечества к наступлению коммунизма на всей Земле подхватила в 1966 году Великобритания, а точне одна из её частей — Англия. Если вам вдруг сегодня захочется взглянуть на матчи Чемпионата мира-66, то вы можете не утруждать себя просмотром мутной чёрно-белой картинки как на изображениях выше, а скачать великолепную полноцветную чёткую кинохронику. Это ведь чертовски приятно взглянуть так на время, которое благодаря современникам: чёрно-белой хронике, чёрно-белым фотографиям, чёрно-белому телевидению, лично у меня в воображении исключительно чёрно-белое.

Но удовольствие от цветной хроники, к сожалению, не относится к нашей теме — телевидение всё равно привыкнет к цвету ещё не так скоро как этого хотелось бы. В то самое время англичане отошли от традиции использовать для трансляций табло на стадионе. Теперь накладывались на картинку специально созданные изображения.

Прогресс на лицо, однако невооружённым глазом были видны и издержки подобной технологии: графика была непостоянного размера, а то и не всегда влезала в кадр.

Но это уже мелкие придирки. Так что не стоит уделять им большого внимания.

Уделим его следующему розыгрышу Кубка мира 1970 года в Мексике, где на чемпионском троне на смену Англии придёт всё та же Бразилия. Мексика как и другое американское государство, упомянутое выше, прогрессом не отличилась, несмотря на цветную картинку со своих стадионов. Графика выглядела даже более громоздко и неуклюже, чем четыре года назад.

Ну да хватит негатива в адрес мексиканцев. Отмечу появление титров для отдельных футболистов и списки составов в начале трансляции.

Реклама 18+

Как оправдание для Мексики пойдёт ещё и тот факт, что ФРГ в 1974 году не смогла сделать больше, чем просто довести до ума уже существующую технологию. Лично я при просмотре материалов никаких новшеств не заметил, кроме стабильности графики на экране.

Действительным подтверждением движения вперёд стал Кубок 1978 года в Аргентине, где телевизионная графика стала компьютерной. На ЕВРО данная революция проходила постепенно и заняла сразу два розыгрыша ЕВРО в 1980 и 1976 годах. И по моему мнению, её реализация на ЧМ заслуживает похвалы в отличие от ЕВРО.

Реклама 18+

Порой хочется подобного минимализма и сегодня, но сейчас в погоне за понтами и потребителями на такое ни за какие коврижки не пойдут. Хотя для матчей с ретро-тематикой это было бы классным решением. Например для предстоящего матча КХЛ между «Сибирью» и ЦСКА, который пройдёт в рамках празднования юбилея новосибирского клуба (а если учесть, что картинка с ЛДС «Сибирь» никак не HD, то полный олд-скул обеспечен).

Чемпионат в Испании 1982 года стал в некотором смысле продолжением.

Отмечу, что испанцы, находясь в тогдашних технологических рамках, всё-таки смогли немного приукрасить минимализм, а не просто изменили начертание шрифта. Опять же появилось отображение счёта пенальти.

Здесь в повествовании наступает поворотный момент: телевизионная графика становится объектом работы дизайнеров, она обретает цвет, чёткий стиль, появляются в конце-концов любимые мной флажки, которые на ЕВРО объявятся только через два года. Но на ЧМ это произошло уже в 1986 году в Мексике, которая выше удостоилась не всегда лестных слов.

Реклама 18+

Пенальти, кстати всчитывались в полном объёме в результат матча.

В посте про ЕВРО я назвал девяностые «золотым веком для графики». Действительно, именно тогда она становится естественным и непременным атрибутом спортивных трансляций и теряет игрушечную и неповорливую внешность.

В 1990 году Чемпионат вернулся в Европу и обосновался в Италии. При просмотре матчей этого чемпионата у меня сложилось ощущение хаоса, хотя внешне всё выглядело легко, воздушно и симпатично. Возможно, дизайнеры всё-таки переусердствовали с мелочами, а иногда я не наблюдал логики в использовании того или иного титра. Например, ниже представлены два разных титра для показа фамилии футболиста и это без карточек:

Реклама 18+

Кстати о карточках: на ЕВРО их стали обозначать в титрах ещё на ЕВРО-88. На ЧМ же они появляются впервые.

Впервые на ЧМ было и другое: подписи о количестве голов у данного игрока, показ информации об офсайдах, показ авторов голов при показе счёта (опять же нестабильно), перечисление футболистов, участвующих в пенальти.

Реклама 18+

Ниже один примерчик перебора с дизайном.

Может кто-то захочет со мной поспорить, но у меня нет желания этого делать.

По настоящему расцветать графика стала на ЧМ всё-таки в США в 1994 году, где впервые выступила сборная России не как честь СССР. Про её выступление лучше ничего не говорить, чтоб не портить себе лишний раз настроение.

А авторов голов при показе счёта не отображали. Зато о пенальти информировали так, как я считаю нагляднее всего, но с 2004 года от этой «вертикальной» модели откажутся в пользу полностью горизонтальной.

Теперь наступает очередь Франции-98 — самого памятного для меня чемпионата мира. О причинах я уже обмолвился выше. Забавно, что в то время, когда на ЕВРО с началом девяностых графика быстро перешла на английский язык как безоговорочный стандарт, французы, видать, решили, что французский язык не менее международный и писали по-французски.

Реклама 18+

Помимо этого графика стала анимированной: она своеобразно разворачивалась на экране, а флажки развивались как бы на ветру.

В детстве, помню, мне жутко нравилось, когда рядом с одной жёлтой карточкой появлялась вторая и они обе сливались, превращаясь в красную.

Картинка пенальти с непременным для девяностых аляпистым перебором оформительства.

Ну и не могу добавить прото так ещё одну картинку для полного образа о чемпионате, который подарил нам одну песню, ставшую народной и подарившей пару фразеологизмов.

Как известно, на чемпионате в 2002 году в Корее и Японии были талисманы довольно футуристического вида. Азиаты эту футуристичность пытались хоть как-то изобразить и на экране и это в некотором смысле им удалось.

Реклама 18+

«Нимбы» вокруг флажкой совершали один оборот.

А это последнее на ЕВРО и ЧМ изображение серии пенальти «вертикальным» способом.

Мы постепенно приближаемся к современности. 2006 год. Германия.

Немцы решили изобразить флажки в несколько нестандартном виде, что довольно похвально — от избитых штампов иногда стоит отходить.

Отошли от штампа в 2006 году и российские телевизионщики: с того года на крупных футбольных турнирах они стали самостоятельно добавлять плашечку со счётом и временем, которая не исчезала на протяжении всего матча на хоккейный манер.

Реклама 18+

Видно, что горизонтальный вид плашки для пенальти даёт больше оформительской свободы и возможности подогнать её под общий стиль всей прочей графики, но, по-моему, в наглядности он проигрышен изначально.

Большим событием стал чемпионат в ЮАР в 2010 году. Первый Чемпионат мира на африканском континенте, проклятущие вувузелы, которые хотелось засовывать южноафриканцам в задницы целыми букетами и новый чемпион, который скоро уже начнёт набивать оскомину своим присутствием на первой строчке.

В плане телевизионной графики африканцы непрягались не сильно: взяли стандартные плашки ФИФА, которые она использует на турнирах, где обычно не принято тратиться на подобные глупости, перекрасили их и добавили немного орнамента. То есть вроде и что-то сделали, а на самом деле ничего нового.

Всё — рассказывать больше не о чем — Чемпионаты мира закончились и следующий будет только в 2014 году.

Спасибо за внимание!