14 мин.

Бенни Маккарти: «Матерацци мог выломать мне колени»

Сайт SoFoot.com застал Бенни Маккарти в Бельгии, где и пообщался с ним о его яркой футбольной карьере. Возвращение в 2000-е годы:

1

Сент-Трюйден, город в самом сердце Фландрии. Яркое солнце наполняло светом тот осенний день. У «Стайена», домашнего стадиона «канареек», всё выглядит как-то тихо. Супермаркет эконом-сегмента, магазин хозяйственных товаров, фонари, магазин местной сети игрушек, отель, фитнес-центр, синтетическое поле с бросяющимися в глаза сине-жёлтыми сиденьями. Переступив порог бара у стадиона, найти в помещении Бенни Маккарти, который уже что-то обсуждает с журналистом, не составило труда. Бывший игрок «Бофана-Бофана» и новый помощник тренера местного клуба много говорит и улыбается. Его фиолетовое поло от Ralph Lauren и бриллианты в ушах делают его похожим на поп-звезду. Как говорится, сходство на лицо. Спустя сорок минут после того, как мы побродили по тренировочной базе, Бенни наконец приготовился к беседе, сев в комнате отдыха игроков за стол, словно примерный школьник. Настало время вернуться в прошлое: команда Исса, Чемпионат мира-1998, детство в Кейптауне, тренерская карьера, гениальный Микаэль Лаудруп, «Порту» Жозе Моуринью, «Лион» 2000-х годов, а также тот самый Марко Матерацци.

– Ты недавно приехал в Сент-Трюйден. Как у тебя здесь дела?

– Всё хорошо. Потихоньку адаптируюсь. Пока что это отличный опыт для меня.

– Как ты попал в Бельгию? Главный тренер клуба Крис О'Лафлин хотел тебя видеть?

 Я знаю Криса достаточно давно. Он играл в одной команде с моим братом в ЮАР. Они были близкими друзьями. Мы держали связь, оба получили тренерское образование, а у потом у него появилась возможность приехать сюда с Янником Феррерой. Когда последний взялся тренировать льежский «Стандард», его попросили остаться в команде, а Крис в свою очередь позвал меня в свой штаб, ведь он знал о том, что я прожил яркую карьеру игрока.

– Какая у тебя задача? Передавать свой опыт молодым игрокам?

 Да. Мне кажется, я могу им помочь, ведь я могу понимать игроков лучше Криса. Мне это проще. Он, конечно, главный, но я всё-таки играл на более высоком уровне. Когда ты пытаешься что-то советовать игроку, он запросто может спросить тебя: «Вот ты просишь меня сделать так и так, но кто ты такой? Чего ты добился?». Когда они мне зададут такой вопрос, я могу сказать, что играл за «Порту», ездил на Чемпионат мира, выиграл Лигу чемпионов. Крис получил тренерский опыт в ЮАР и в ДР Конго, где он тренировал «Виту». Он был помощником Янника Ферреры. Он очень умный, он хорошо знает команду. У нас всё сбалансировано. Каждый день я чему-то учусь. Если я пробуду здесь хотя бы два года, я думаю, что смогу добиться большого прогресса.

– Ты долго играл в Англии за «Блэкберн» и «Вест Хэм». В чем состоит отличие от Бельгии?

 В менталитете. Игроки в Англии не так техничны, как здешние игроки, исходя из того, что я видел, но они пашут и делают свою работу профессионально. На футолистах лежит большая ответственность: когда они приезжают на тренировку, они должны учиться чему-то, работать и расти. В своё время я тренировался не ради забавы, не ради того, чтобы получить свои деньги и уйти. Я хотел каждый день быть лучше, чем вчера. Я считаю, Бельгии нужно время, чтобы выйти на такой уровень. Здесь пытаются это постепенно изменить, заставить игроков мыслить иначе. Они все хотят через 3-4 года оказаться в одном из четырёх лучших европейских чемпионатов. Если они хотят добиться своей цели, они должны научиться мыслить по-другому до, во время и после матча. Большинство игроков здесь  молодёжь. Они научатся.

– Если бы ты мог выбрать команду, какой клуб ты бы хотел тренировать?

 Ох... Моя цель тренировать в Англии. Я обожаю английский футбол - страсть, менталитет людей, эту атмосферу. Во Франции игра более техничная. В Испании тики-така. В Англии нет всего этого, но страсть там сильнее, чем в любом другом чемпионате. А так, если бы мне нужно было выбрать команду, я бы сказал, что неплохо было бы вернуться в мой бывший клуб «Блэкберн». Я пережил фантастические моменты там. К тому же «Блэкберн» сейчас в Чемпионшипе, у них есть проблемы. Я бы хотел помочь им вернуться в Премьер-Лигу. Я по-прежнему слежу за ними, и когда дела у них идут плохо, я расстраиваюсь. Это мой клуб.

– Даже больше, чем «Порту»?

 «Порту» всегда будет №1 в моём сердце. Но у клуба нет никаких проблем, а вот «Блэкберн» переживает тяжелый период. Было бы проще выбрать «Порту», потому что это стабильная команда, но в жизни нужен вызов. В «Блэкберне» больше шансов оставить свой след в истории. В «Порту» я никогда не превзойду Жозе Моуринью. Это лучший тренер в моей карьере, он идеален.

– Ты говорил, что благодаря ему ты захотел стать тренером. Почему он особенный?

 Он умеет побеждать. Ты видел когда-нибудь, чтобы «Арсенал» выигрывал Лигу чемпионов? Ты скажешь: «Нет, потому что есть «Барса», «Реал», «Сити», «Бавария», «Юве»... Когда мы выиграли этот трофей в 2004 году, была уйма команд сильнее нас. «Челси», «Милан», «Валенсия», «Барселона», «Лион». Мы могли только мечтать о таком достижении. Казалось, что миссия невыполнима. Мы победили, потому что у нас был фантастический тренер. Он был тактически силён, он наизусть знал всё о соперниках. Жозе давал каждому из нас DVD по нужному игроку. Например, мы играли против «Милана», он сосредоточил моё внимание на изучении Мальдини и Несты. Я изучал их сильные и слабые стороны, а дальше думал, как мне применить свои качества против них. Тоже самое было с нашими защитниками, которые изучали нападающих соперника. Плюс ко всему мы были сильны психологически.

– А своих игроков он хорошо знал?

 Утром приезжаю на тренировку, он смотрит на меня и говорит: «Бенни, сегодня ты какой-то грустный. У тебя явно что-то случилось». Жозе вызывал меня к себе в кабинет и говорил: «Не говори мне, что у тебя всё хорошо. Я тебя отлично знаю. Это не тот Бенни, которого я знаю». Если мой ребёнок плакал всю ночь, он отправлял меня поспать, а на тренировку я приходил после сна. Если кто-то дома поругался с подружкой, Жозе это видел. Моуринью видел всё. Он разгадывал всех по языку тела. Это очень сильный психолог.

– Та победа в Лиге чемпионов  пик твоей карьеры?

 Да, это было невероятно. Когда я первый раз стал чемпионом с «Аяксом», это уже было круто. Молодой южноафриканец только приехал в Нидерланды и в первый же сезон стал чемпионом. Это было невероятно. До того финала...

– В чем заключался план против «Монако», который вообще-то разгромил «Депортиво», прибил «Реал» и выбил «Челси» по пути в финал?

 Выиграть. Мы победили ещё до матча. Наш путь до финала был нереален. В нашей группе был «Марсель» и «Реал». Потом мы играл с «Манчестер Юнайтед», затем с «Лионом». Суперкоманда, кстати. Думаю, это была та команда, которую мы боялись больше всего. Мы не хотели их себе в соперники, потому что у них были более сильные игроки. Жунинью, Эссьен, Диарра, Люйиндула, Малуда, Эдмилсон... Ух! Мы боялись их, потому что знали, что если им удастся показать свой футбол, то нам будет очень тяжело. Однако в итоге всё оказалось проще. Мы знали о них всё наизусть, а они о нас не знали ничего. Моуринью нас очень хорошо подготовил. Я знал Эдмилсона по его DVD. Они хотели переждать 15-20 минут, чтобы посмотреть, что мы из себя представляем. Жунинью и Эссьен не играли. А когда мы поняли, что обыграли «Лион», лучший клуб Франции, дважды обыграли «Марсель», мы сказали друг другу, что если в финале мы встретимся с «Монако», то станем чемпионами.

– В 17 лет ты играл в ЮАР, затем всё круто поменялось. Ты перешёл в «Аякс», стал лучшим бомбардиром Кубка африканских наций, съездил на Чемпионат мира. Всё развивалось слишком быстро в твоей жизни...

 Невероятно быстро. Я словно закрыл глаза, потом открыл их (показывает), и за это всё изменилось. Я приехал в Нидерланды, сыграл на Чемпионате мира. И всё так внезапно. Это был словно лучший сон в моей жизни, который я даже не мог себе до этого вообразить...

– Опять-таки в тот же год ты спел песню «Shibobo». Песня в стиле кваито с сэмплом из «The Final Countdown». В результате получился самый продаваемый сингл в ЮАР за всю истории местной музыкальной индустрии. Неплохо!

 (смеётся) Была группа южноафриканских музыкантов, они попросили меня принять участие в записи и спеть с ними прямо перед Чемпионатом мира-1998. Они были моего возраста. Я написал текст о своей стране, о месте, где я вырос. Даже сегодня люди до сих пор поют «Shibobo». Весело было.

– Жизнь была несладкой в Ганновер-Парк районе Кейптауна, где ты рос...

 Очень несладкой. Очень-очень несладкой. Это опасный район, где много насилия и жестокости. Знаешь же Бронкс? Наркотики, гангстеры, мафия. Ну вот в моём родном районе тоже самое. Каждый день стрельба.

– Я читал в одной южноафриканской газете, что ты грабил в поездах вместе со своими друзьями. Это так?

 Нет. Разве я похож на человека, который этим занимается? Меня вот грабили. Грабители пробирались ко мне и воровали мои кроссовки. Я ни разу не воровал. Мой отец убил бы меня за это. Вот почему в моей жизни был только футбол.

– Он держал тебя в ежовых рукавицах? В интервью FourFourTwo ты рассказывал о школьном приятеле, который стал одним из крупнейших наркодилеров в стране.

 Мы с ним познакомились, когда нам было по 8-9 лет. До 14 лет он был маленьким и скромным мальчиком, все его гнобили. У него отбирали деньги, еду, другие его били. Мы сдружились, потому что он часто приходил посмотреть, как мы играем в футбол. Став подростком, он резко вырос и окреп. Его братья были в банде, а потом и он к ним присоединился. Он попал под их влияние, убил нескольких человек и отсидел срок в тюрьме. Выйдя оттуда, он стал большим начальником. Я видел его около 8 лет назад, он пригласил меня к себе в гости. Перед его домом стояли парни с оружием и ротвейлерами. Казалось бы, у меня хорошая жизнь, но его дом просто потряс меня. Сад у него был в два раза больше, чем наш тренировочный центр. Это как в фильме «Лицо со шрамом».

– Ты как-то стал жертвой вооружённого нападения в Йоханнесбурге. Тебя тогда не ранили?

 Нет, всё в порядке, я живой. У меня были друзья, которым повезло меньше: они погибли. У меня тогда забрали часы, украшения, деньги. Я всё отдал злоумышленникам. Жизнь важнее всего.

– Сензо Мейива, вратарь «Бофана-Бофана» и «Орландо Пайретс», был убит после вооруженного ограбления в дома своей девушки в Йоханнесбурге в прошлом году. Ты говорил о нём?

 У него была такая же ситуация, да. Однако я не пострадал. Я жив, а ему не повезло так, как мне. Кстати, тех парней, что его убили, так и не нашли.

– Ты с детства варился в столь непростой жизни. Это тебе помогло построить хорошую карьеру?

 Да, потому что когда ты борешься, когда растёшь и у тебя ничего нет, когда ты смотришь на богатеньких детей, ты тоже хочешь красивый дом, красивую машину, красивую женщину. Это была мечта. Я не родился с золотой ложкой во рту, я очень хотел работать, чтобы однажды у меня всё это появилось. И сейчас у меня всё это есть. У моей семьи красивый дом, они живут в хорошем районе, а их жизнь лучше той, что была у меня, когда я рос.

– Вернёмся к футболу: ЮАР сейчас испытывает проблемы. 73-е место в таблице FIFA, а надеяться не на что. С 2002 года были только ¼ финала Кубка Африки в 2013 году и победа над Францией на ЧМ-2010. Как объяснить эту затянувшуюся черную полосу для сборной?

 В своё время мы все были хорошими игроками, но, что важно, у нас была воля к победе. Сегодня наши футболисты играют ради славы и денег. Сейчас в футболе крутится больше денег, поэтому они могут спокойно зарабатывать себе на жизнь, играя в южноафриканских клубах. Раньше мы стремились к хорошей карьере, к тому, чтобы о нас вспоминали, как о лучших игроках страны. Сейчас они играют без сердца, просто ради денег. Всё поменялось. Если они играют, то хорошо, если они сидят на лавке, то ничего страшного. Наше поколение выступало в больших командах и больших чемпионатах. Форчун играл в «Манчестер Юнайтед», Бартлетт в «Чарльтоне», Фиш в «Болтоне», Радебе в «Лидсе», Исса в «Марселе», я в «Аяксе» и «Порту», Мошуу в «Фенербахче», Бакли в Дортмунде, Пиенар в «Аяксе», Мокоена в «Блэкберне». Сейчас такого нет.

– Ты играл против Франции в 1998 году. Помнишь тот матч?

Французы были под большим давлением, потому что это был матч открытия на домашнем для них Чемпионате мира. От них требовали результат, от них многого ждали. Страна ждала как минимум полуфинала, но они смогли пройти намного дальше.

– Ты быстро понял, что французы могут стать чемпионами мира?

 Да. У них был Зидан, мой друг Анри, который уже был одним из лучших нападающих в мире. Дешам, Бартез, Лизаразю, Пирес, Патрик Виейра. Вот он, кстати, почти не играл. Это говорит об их уровне. Ух, ну и команда была! Они заслужили свой чемпионский титул.

– Ты пропустил домашний Чемпионат мира-2010, хоть и попал в расширенный список. Тебя обвиняли в том, что тебя застукали с девушкой в комнате во время сборов национальной команды. Что там была за история?

 Ко мне поднялась девушка, я ей подписал майку и вручил, мы улыбнулись друг другу. Всё. Всегда были какие-то истории. Тренер не хотел меня видеть, вот и всё. Нужно было придумать историю, чтобы оправдать его выбор. Если бы он так просто сказал, что Маккарти не получил вызов в сборную, южноафриканцы бы страшно разозлились и осудили его решение. Почему тренер не взял Бенни? Это же лучший бомбардир в истории сборной и всё такое... Нет же, он набрал лишний вес, он таскает к себе девушек в комнату. Раз так, то тогда понятно: у него проблема с дисциплиной. Но всё просто потому, что они не хотели меня вызывать в сборную.

– Ты разговарил на эту тему с Карлосом Альберто Парейрой?

 Нет, мне это и не надо было, я знал, что он не хочет меня вызывать. Я знал это с самого начала. В «Вест Хэме» я получил травму и не успел восстановиться. Я не тренировался три месяца перед Чемпионатом мира. Получить вызов было невозможно.

– Представляю, как тяжело для тебя было смотреть Чемпионат мира по телевизору.

Да нет, я уже был на Чемпионате мира, выиграл Лигу чемпионов. Было бы круто сыграть у себя дома, но было бы так же круто, как и на любом другом Чемпионате мира. К тому же сборная не вышла из группы, так что...

– Каррен Брэйди, вице-президент «Вест Хэма», однажды сказала, что ты был «большой толстой ошибкой». Наверное, это больно слышать?

 (хохочет) Я столько вещей в жизни и футболе повидал, что даже не придал этому значения. Женщины и футбол плохо сочетаются друг с другом...

– А проблемы с весом из-за чего были? Еда? Вечеринки? Травма?

 Я просто был травмирован, а когда вернулся в строй, то был не в порядке. Ведь для начала нужно было вернуть свою форму. Люди забывают, что если ты не тренируешься три месяца и тебе дают всего один матч, то сразу на свой уровень вернуться тяжело.

– Ты также попал в хит-парад лучших фолов Марко Матерацци. Он мог тебя убить тем ударом (см. с отметки 01:40)!

 Это самый безумный игрок, которого я видел. Может за пределами поля он и нормальный, но в игре Марко становился каким-то злодеем. Да его и хорошим игроком даже не назовёшь. Он мог бы сломать тебе ногу, для него это не проблема.

– Ты наверняка понял реакцию Зидана в финале ЧМ-2006?

Единственное, я бы хотел, чтобы он ударил его не сюда (показывает на грудь), а сюда (показывает на голову).

– Но ты не отреагировал после его фола.

 А как я мог? Он чуть не выломал мне колени. Он подбежал сзади, показал какой-то удар из карате сзади. Если бы я не упал, если бы остался на ногах, мои оба колена были бы покалечены. Я думаю, что моя карьера на этом была бы закончена.

– Ты играл со многими большими игроками. Кто для тебя лучший?

 Микаэль Лаудруп времён «Аякса». У него была очень крутая техника. Такая же крутая, как у Месси сейчас.

– Твой самый важный гол – это тот, что ты забил в ворота Дании в Тулузе в 1998 году?

 За сборную  да. Это был дебют нашей страны на Чемпионате мира и первый её гол в истории Чемпионатов мира. К тому же в ворота Петера Шмейхеля.

– Твой самый красивый гол – тот, что ты забил за «Блэкберн» в ворота «Арсенала» в Кубке Лиги, или твой сумасшедший удар за «Порту» в ворота «Бенфики»?

 В ворота «Бенфики». Ты видел его? Ух! А ещё гол головой под перекладину в ¼ финала Лиги чемпионов в ворота «Манчестер Юнайтед».

– Именно в том первом матче против красных дьяволов ты достиг своего игрового максимума?

 Да. Если бы надо было постоянно играть против «Манчестера», я мог бы играть в любой команде мира. «Реал», «Барселона», «Сити», «Милан»... да где угодно.

Оригинал: SoFoot

Оформление: Камран Велиев