9 мин.

Адьям Кузяев: В детстве Далер носил футболку «Арсенала»

Отец одного из главных открытий премьер-лиги 2017/18 Далера Кузяева пообщался со мной после матчей сборной России. Мы обсудили игру национальной команды с Аргентиной (0:1) и Испанией (3:3), в целом, и его сына, в частности. Адьям Кабирович поведал полную историю перехода Далера из «Ахмата» в «Зенит», а также поделился секретами воспитания сыновей-футболистов, один из которых имеет два высших образования, а второй учится в аспирантуре СПбГЭУ.

- Матч с Аргентиной закончился поражением сборной России со счетом 0:1. Оцените игру своего сына, отыгравшего больше часа.

- Далер пропустил две игры за «Зенит», мимо него проел определенный тренировочный процесс. Плюс ко всему, ему пришлось ездить на медобследования – летать возвращаться, тратить на все это много времени. Считаю, с учетом вышеперечисленного, что сыграл сын на очень хорошем уровне. Добавлю, что он понял все требования тренера от него и замечательно вписался в игру сборной. Так что в первом матче против таких звезд, все выглядело очень достойно.

- А по игре всей сборной какое заключение?

- Результат вполне закономерный. Отдадим должное, что Аргентина – финалист последнего чемпионата мира, надо понимать ее уровень и позицию. По подбору игроков приехал сильнейший состав – игроки «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Барселоны»…

- «Зенита»…

- В том числе. Но у нас молодая команда, которая не так давно начала строиться. И то, что нас возили по полю 75% времени это очень даже нормально. Надо готовиться к чемпионату, но время есть, конечно.

- С испанцами мы увидели лучший матч за последние годы?

- Вся страна, наверное, простулось в приподнятом настроении. Это был шикарный, боевой матч, в котором наша сборная продемонстрировала азартный и качественный футбол. Считаю, что такой команде с футболистами-звездами дали достойный бой.

- Сломал ли судья игру, поставив два спорных пенальти, в том числе на вашем сыне? 

Особенно на Далере - это вообще ни в какие ворота. Просмотрел момент несколько раз, звонили знакомые, эксперты - никто не встал на сторону судьи. А с другой стороны, если порассуждать, то эти действия судьи только подстегнули наших ребят. Появилась настоящая спортивная злость, команда достала внутренние резервы. Радует оборона центральная, зенитовские крайние защитники. Лунева жаль, но это вратарская работа. Здоровья ему пожелаю. 

- Матч с Аргентиной показал, что в футболе нужно что-то менять?

- Обязательно. Далер сам после матча с Аргентиной сказал, что слишком мало в сезоне матчей на таком высоком уровне, какой был в «Лужниках». Если сегодня игроки будут ехать играть за рубеж, как ранее Шалимов, Мостовой, Карпин, то в их жизни таких матче будет точно больше. И лучше конечно, чтобы уезжали именно в топовые чемпионаты и клубы.

- Что заметно по Раушу, который, хоть никуда и не уезжал, а воспитывался в Германии.

- Да, в играх за сборную он очень понравился. Всегда готов перейти в контратаку или принять контратаку противника.

- В какой момент началась вестись работа над переходом Далера в «Зенит»?

- Могу сказать, что пока играл в «Тереке»/»Ахмате» полноценной работы не велось. Шли разговоры, были предложения, но без конкретики. А как закончился сезон, пошли открытые действия, выбор продолжения карьеры.

- Питерский клуб был не единственным серьезным вариантом?

- Было два российских клуба, один зарубежный.

- Кого из иностранцев заинтересовал Далер?

- Испанский «Лас-Пальмас». Но «Ахмат» не устроило их предложение, которое, вероятно они не смогли усилить. В итоге переход и не состоялся.

- Получается, «Ахмат» рассматривал разные предложения по переходу игрока основного состава…

- Скажу, что у меня очень хорошие отношения с руководством грозненского клуба, мы много обсуждали эту тему. Клуб давал мне понять, как видят дальше развитие игрока. И если бы поступило интересное предложение для нас обоих, то они бы на него пошли. И оно поступило, как вы уже знаете, из «Зенита».

- Именно петербургский клуб вышел на Далера, или первый шаг был за вами?

- Надо сказать, что сине-бело-голубые вели сына еще при прежнем руководстве. Мне не раз звонили ребята из клуба. И когда руководство поменялось интерес сохранился, дали понять, что «Зенит» начинает переговоры с «Ахматом».

- Но раньше этих действий не было. Луческу не хотел видеть игрока?

- Не из-за этого. «Зенит» очень грамотно, как и любой топовый клуб, относится к селекции. Они не берут игрока сразу, а просматривают его год-полтора, следят за тем ка футболист выступает на длинной дистанции, за его стабильностью. И вот когда игрок достигает определенного уровня, необходимого клубу, начинают работать. Как получилось и с Далером.

- Выходит, все решалось еще до прихода в клуб Манчини?

- Вот этих подробностей я, к сожалению, не могу знать. Но в переговорах очень уважаемый мною человек, ушедший от нас, Костя Сарсанья, говорил, что интерес итальянца к Далеру есть.

- И судя по доверию специалиста, эти слова правдивы.

- Да, соглашусь. И дай Бог дальше будет все также.

- Далер закончил академию «Зенита». Думали ли о реальном возвращении сына в клуб Халка и Витселя, когда уходили из академии?

- Конечно, такие мысли были. Питер - все-таки родной город. И не так важно даже, сколько лет сын обучался в академии. Моя мама всю молодость прожила в Ленинграде и Санкт-Петербурге, тетя блокадница. И, конечно, хотелось, чтобы Далер продолжить выступать за «Зенит». Желание было очень сильное, и Бог нас услышал.

- Даже не смотря на то, что не так уж много воспитанников пробивается в главную команду?

- Если честно, не хотелось задумываться как тот или иной руководитель клуба строит команду. Просто очень хотелось, чтобы у Далера получилось вернуться в Питер.

- Почему же пришлось уйти из академии, а не остаться в «Зените-2»?

- Просто не последовало продолжения. Разговор последовал, но дальше не продвинулось. Договорились на том, что я как тренер помогу своему сыну найти возможность прогрессировать.

- Ну а теперь, как тренер, оцените его дебют в «Зените».

- Это очень хороший дебют. Что важно, он справляется и с таким графиком, с каким раньше не приходилось работать – по две игры в неделю. Нужно время, чтобы он смог выйти на еще более высокий уровень. Но на данном этапе я очень доволен работой своего сына.

- Не давит ли на Далера пресса? Все-таки «Зенит» клуб очень медийный.

- Что мне нравится в моем парне, что он звезд с неба не хватает. Болезнью этой не заболел. Уже выходили определенные компании, снимающие фильм про молодых талантов, но Далер им отказал. И сделал это не из-за какого-то пренебрежения к журналистам, к вашей профессии, а только из-за того, что не считает себя кем-то подходящим для такого сюжета.  Он понимает, что надо еще стремиться и работать, дабы заслужить съемки в подобных фильмах.

- На сегодня ваш сын - самый молодой из россиян в основе «Зенита», а ему уже 24. Сколько самому старшему из аргентинцев. Почему у нас в стране такая ситуация?

- Не сказал бы, что в стране. В «Зенита» - возможно. А разве в «Локомотиве» и ЦСКА также? Молодые Головин, Лысов, Миранчуки… У каждого клуба свой путь. А смотреть на то, кто игроки по национальности тренеру вообще не приходится.

- Вы сейчас работаете в «Нарва-Трансе». Как вам чемпионат Эстонии?

- Уровень соревнования довольно серьезный, турнир интересный. За титул борются десять довольно сильных команд. Игроки есть очень даже достойные, поля хорошие. Четыре таллиннские команды вполне конкурентоспособные, играют в квалификации Лиги Европы и Лиги Чемпионов. Мне нравится здесь работать.

- Ваша команда полупрофессиональная?

- Да, у нас почти все ребята играют за зарплату, но несколько игроков пока еще не на профессиональных условиях. Они работают в других местах. Но клуб находится на завершающей стадии перехода в профессиональный статус. Хотелось бы также похвастаться, что в следующем году мы скорее всего примем участие в квалификации Лиги Европы, так что и здесь можно добиваться успехов.

- Мы познакомились, когда я предлагал вам просмотреть находящегося в данный момент без клуба, а тогда игрока «Юниора» Султана Аксанова. Он приезжал в Нарву, но переход не состоялся. Какие требования вы выдвигали игроку?

- Я скажу конкретно по Султану. Он очень интересный парень, мы с ним хорошо пообщались. Но в чемпионате Эстонии за одну команду могут играть только четыре легионера, а значит требования к ним самые запредельные. Они должны быть в разы сильнее местных игроков. Видеть поле, читать игру, быть лидером, быть развит физически, следовать тактике.  У Султана часть этих качеств имеется, но возникли определенные моменты, которые меня не удовлетворили.

- Было бы неплохо, если бы такое же отношение к легионерам ввели в РФПЛ…

- Но ведь ситуация в последнее время исправляется. Тот же Фарфан, которого мало кто воспринимал всерьез оказался очень серьезным игроком, одним из лидеров в «Локомотиве». И таких легионеров сейчас достаточно. Считаю, что сейчас наш футбол на подъеме.

- На ваших глазах в прошлом году играл Антон Миранчук. Аренда в «Левадию» поспособствовала становлению?

- Тут все зависит от тренра, конечно. Он играл в ведущей команде в Эстонии, был одним из лидеров. А сейчас вернулся к Семину, что только во благо - парень прогрессирует сумасшедшими темпами. 

- Ваш второй сын Руслан уже закончил карьеру?

- Да, сейчас пробует себя в бизнесе в различный вариантах.

- Когда дети еще не были профессиональными футболистами, футболки каких клубов они просили купить?

- Если Руслана привлекал «Ливерпуль», то Далер любил «Арсенал». Без фамилий, чисто клубные. Их футболки о сих пор у меня где-то хранятся.

- Далер хотел бы пойти по пути Аршавина?

- Дай Бог, очень даже хотелось бы.

- Оба ваших сына имеют высшее образование – большая редкость для футбола.

- Я ведь и сам учился в Политехе в Душанбе, но на третьем курсе понял, что это не мое, решил учиться на спортивного тренера. Это позже стала моя профессия. Она очень тяжелая, и это не то, чего я хотел бы пожелать сыновьям. Пусть они осваивают гражданскую профессию, далекую от спорта. Так, старший закончил два института – Восточный институт и ИНЖЭКОН по нефтегазовому направлению. А Далер учится в ФинЭке, сейчас поступил в аспирантуру.

- Даже в аспирантуру? Когда он успевает?

- Ко мне многие молодые футболисты подходят с разговорами, мол я выбрал дальше только учебу, а я только спорт. Всегда привожу в пример моего сына, который старается успевать все. Каждый преподаватель сможет понять любое положение, если с ним сможешь объясниться. И Далер тратит время не на игры и гулянки, а на учебу. Главное, не для галочки, а именно изучать предметы.

- Вы работали в двух клубах, которые сегодня находятся на подъеме. В чем секрет успеха петербургского «Динамо» и «Тосно»?

- В «Динамо» уже совсем другая организация, нежели та, с которой работал я. И хорошо, что она сохранила название и бренд. Все-таки блокадный матч «Динамо» - очень важное для города событие. Также приятно, что я был одним из тех, кто стоял у истоков «Тосно». Нынешние финансовые сложности связаны с повышением в классе, но уверен, что в клубе с этим справятся, руководство там очень грамотное.