18 мин.

Почему в НБА стало так много трипл-даблов?

Дисклеймер. В данном тексте понятие «трипл-дабл» повторяется очень, ОЧЕНЬ много раз. У этого термина совсем не оказалось синонимов и эвфемизмов, поэтому не обращайте внимание на тавтологию.

***

В прошлом сезоне Расселл Уэстбрук совершил НЕЧТО. Он, как вы помните, набирал трипл-дабл в среднем за сезон. То есть забивал больше 10 очков, собирал больше 10 подборов и отдавал партнерам больше 10 передач за игру. Можно долго обсуждать, насколько полезно это было для его команды или сколько в этом достижении было собственно баскетбола, а сколько – самолюбования, но факт остается фактом – мы увидели, как игрок НБА сделал нечто такое, на что оказались неспособны целые поколения его предшественников. Последним и единственным, кому удавалось набирать трипл-дабл в среднем за игру был Оскар Робертсон в 1962 году.

29 марта 2017 года в игре против «Орландо» тот же самый Расселл Уэстбрук стал рекордсменов по очкам внутри трипл-дабла, когда собрал космические 57 очков + 13 подборов +11 передач. Вот вы помните, чем занимались 29 марта 2017 года? А Расселл Уэстбрук решил посвятить этот день тому, чтобы сжать в точку 70 лет заокеанской истории баскетбола и поставить под ними свой автограф.

Расселл Уэстбрук не мытьем, так катанием все-таки побил рекорд Робертсона по трипл-даблам за сезон и сделал в сезоне-2016/17 их аж 42 штуки.

Расселл Уэстбрук установил рекорд по числу трипл-даблов в выездных играх за один сезон, сделав 17 из 42 триплов вдали от дома.

Расселл Уэстбрук сделал аж три трипл-дабла за один сезон, одновременно набирая при этом более 50 очков.

И ведь не одним Расселлом Уэстбруком единым. Тот же Джеймс Харден, например, хоть и не участвовал напрямую в гонке с Уэстбруком за трипл-даблами, но и сам штамповал их на удивление регулярно, собрав «три по десять» 22 раза. Тот же самый бородатый персонаж, к примеру, стал наряду с Уэстбруком первый игроком, который набрал больше одного трипл-дабла за сезон с 50 очками на счету.

Ах да, еще Дрэймонд Грин стал первым в истории игроком, кому удалось сделать трипл-дабл, не набрав 10 очков. В игре против «Мемфиса» 10 февраля Грин записал себе в актив всего 4 очка, но зато собрал 12 подборов, раздал 10 результативных передач и сделал аж 10 перехватов.

Ну, и еще Леброн Джеймс умудрился закончить финальную серию НБА, имея на счету трипл-дабл в среднем (33,6 очка + 12,0 подбора + 10,0 передачи в пяти играх).

Уже в этом сезоне Расселл Уэстбрук стал первым игроком в истории НБА, который набирал в карьере трипл-дабл в играх против каждой из остальных 29 команд лиги.

И напоследок: пару дней назад новичок «Лейкерс» Лонзо Болл стал самым молодым автором трипл-дабла в истории, собрав 10+ в трех категориях в возрасте 20 лет и 15 дней и обогнав предыдущий рекорд Леброна Джеймса на пять дней.

Как-то слишком много трипл-даблов, вам не кажется?

Получается, мы живем в золотой век трипл-даблов?

Для сравнения, за 20 лет от начала сезона-1990/91 и до сезона-2010/11 игроки НБА набирали в среднем 34,5 трипл-даблов за сезон, то есть примерно один на каждые 36 игр. В сезоне-2009/10 к тому же случилась засуха и лига имела возможность поводить хоровод вокруг очередного трипл-дабла лишь раз за 53,5 игры. В сезоне-2016/17 лига совместными усилиями перекрыла результат семилетней давности на 94 единицы и остановилась на отметке в 117 трипл-даблов, то есть один на каждые 10,5 игры. Один на 10 игр! Как-то слишком богато для показателя, который вроде как является редкой роскошью и уникальным достижением, нет?

С одной стороны, легко списать все эти исторические достижения на уровень игроков. Мол, игроки стали атлетичнее и универсальнее, чем когда-либо, а сам Уэстбрук – вообще не жалкая букашка, а невиданная доселе супер-ниндзя-черепашка, в лице которой сошлись множество факторов, вроде правильной мотивации, отсутствия внятных партнеров и всего остального, что помогло повторить достижение допотопной давности.

Но блин, в прошлом году, Элфрид Пэйтон из «Мэджик» собрал пять трипл-даблов! Столько же в лучшие свои годы собирали за сезон Скотти Пиппен и Крис Уэббер, и ровно столько же или больше собрали за всю карьеру Винс Картер (тоже 5), Карл Мэлоун, Трэйси Макгрэйди или Дуэйн Уэйд (по 4).

Ведь раньше как было – никто даже не знал, что это за зверь такой, трипл-дабл.

Несмотря на то, что историк НБА Харви Поллак утверждает, что автором первого трипл-дабла стал еще Дольф Шэйс в бородатом 1951 году, само название «трипл-дабл» всплыло гораздо позже. Считается, что ловкое слетающее с языка наименование придумал пиарщик «Лейкерс» Брюс Джолеш в начале 80-х, чтобы описать универсализм Мэджика Джонсона. Получается, что ни автор целого множества статистических достижений Оскар Робертсон, ни другой олдскульный энтузиаст статистического универсализма Джон Хавличек понятия не имели, что трипл-даблы, которые они регулярно набирают, называются трипл-даблами.

Раньше в этом отношении жизнь была проще. Оскар Робертсон, к вашему сведению, набирал трипл-дабл в среднем по итогам первых ШЕСТИ лет своей карьеры (30,4 очка, 10,0 подбора и 10,7 передачи в период), но никто особенно об этом тогда не переживал, поскольку и понятия-то не существовало. Те же Уилт Чемберлен и Билл Расселл могли бы быть чемпионами по трипл-даблам с блок-шотами, но проблема в том, что в их славные времена подсчет блок-шотов и перехватов был непозволительной роскошью, поэтому два замечательных центровых оказались обделены в этом вопросе. Ведь наверняка Уилт по ходу сезона, в котором он набирал 50 очков в среднем за игру, сделал больше трех трипл-даблов с 50 очками. Об этом мы никогда уже не знаем.

Сегодня доступны полные статистические отчеты только начиная с сезона-1983/84, а в отношении ранней истории лиги имеются лишь частичные и фрагментарные данные. Те же блок-шоты начали считать только с 1973 года. Учитывая то, как Чемберлен обожал циферки и, например, поставил перед собой цель в сезоне-1967/68 стать лидером лиги по результативным передачам, то можно уверенно сказать, что Уилт бы побегал и за триплами, и квадруплами, если бы в его время это кто-то считал.

Первый свой пик в эпоху полноценной статистики искусство трипл-дабла достигло в сезоне-1988/89. В том году Мэджик Джонсон записал в свой актив 17 трипл-даблов, Майкл Джордан – 10, а Фэт Левер – 9. Мэджик был королем этой категории вплоть до завершения карьеры в 1996 году.

Кому он передал свой престол? Второму номеру драфта 1994 года, пареньку по имени Джейсон Кидд.

Кидд – маэстро трипл-дабла и собрал их за карьеру почти в четыре раза больше, чем Майкл Джордан. У Кидда для своего роста и позиции был удивительных нюх на подборы – он аж в шести сезонах за карьеру собирал больше 7,2 отскока за игру (больше чем на данный момент у Брука Лопеза). Кидд, к слову, также является также главным мастером «недотрипл-дабла» в истории – ему в сумме 56 раз не хватало одного очка, подбора или передачи по итогам матча до трипл-дабла.

Наследником почетной профессии трипл-даблщика стал, очевидно, Расселл Уэстбрук. Но, повторюсь, не им единым. В нынешнем сезоне мы увидели уже 12 трипл-даблов, а еще даже второй месяц регулярного сезона не начался. За 25 лет до сезона-2014/15 лига ни разу не перешагивала планку в 50 трипл-дабов за сезон. В этом году она может перешагнуть этот барьер в третий год подряд.

Почему трипл-даблов стало так много?

Игровые аспекты

Самая распространенная комбинация трипл-дабла – «очки-подборы-передачи». С перехватами трипл-дабл собирали 8 раз (Клайд Дрекслер единственный, кто делал это дважды). С блок-шотами – 64 раза (в том числе и Кириленко). Дрэймонд Грин единственный, кто собрал три по десять без очков. Поэтому очевидно, что для трипл-дабла надо быть в состоянии набрать хотя бы десять баллов результативности.

Очки (хотя на самом деле владения)

Трипл-дабл и сама возможность его собрать вытекает из особенностей современной игры.

В баскетболе есть один статистический показатель, который диктует правила для всех остальных. Это количество владений за игру.

Все остальные статистические выкладки, начиная от самых базовых и заканчивая самыми продвинутыми, отталкиваются от числа владений. Большинство категорий, вроде, скажем, подборов или потерь описывают только конкретный аспект игры. Количество владений – это и есть самое полное описание самой игры.

Чем больше команды поочередно владеют мячом – тем больше они бросают по кольцу. Чем больше они бросают – тем больше игроки зарабатывают очков, берут подборов, раздают передач, совершают потерь, ставят блок-шотов и так далее. Что такое «плей-оффный баскетбол»? Сокращение числа владений. Этим пользовался «грит-энд-грайндный» «Мемфис». У какой команды будет лучше защитный рейтинг? Априори у той, которая играет в более низком темпе и минимизирует число владений («Юта»). Как команде можно набрать побольше очков? Увеличить число владений («Голден Стэйт», «Хьюстон»).

Количество владений одновременно объясняет весь баскетбол, но вместе с тем вводит нас в замешательство.

Вот взгляните на график:

график

Это график среднего количества владений в матчах НБА за всю историю до 2015 года. Видите вот те три точки на самом верху? Это НБА в начале 60-х. 1960-й, 61-й, 62-й годы. Больше 125 владений на команду три года подряд. Это не просто много. Это, кхм, п****ц как много. Это не просто быстрый баскетбол. Это крышесносный темп межгалактических путешествий на варп-двигателе даже по сравнению со современной игрой.  

Приведу сравнение, чтобы было понятно. В 2005/06 годах Майк Д’Энтони сказал: «Да пошло оно все» – и стал активно задействовать в «Финиксе» так называемую стратегию «семи секунд и меньше». Чокнутый усач тогда решил, что количество владений может стать преимуществом его команды, поэтому «Санз» середины нулевых выглядели феноменально быстрой командой для своего времени. Так вот тогдашние «Санз» (а) в среднем играли в темпе всего 95.8 владений за игру что по сегодняшним меркам бы котировалось как топ-5 самых медленных атак и (б) обгоняли остальную лигу всего на 5 владений за игру.

В прошлом сезоне «Хьюстон» и «Уорриорз» играли в темпе 103,5 владений за игру.

В 1960 году «Бостон «Селтикс» играли в темпе 136,3 владений за игру.

Команды с 1960 по 1962 бежали сломя голову и играли в таком ритме, от которого сегодня бы у зрителей голова закружилась и кровь пошла из глаз. Что случилось за период с 1960 по 1962 годы? Уилт выдал сезон с 50 очками за игру, набрал 100 очков в одной игре, установил рекорд в 55 подборов за игру, а Оскар…

… собрал трипл-дабл за сезон.

За последние пять лет темп игры в НБА увеличился с 92,0 владения в сезоне-2012/13 до 96,4 в сезоне-2016/17. Почти пять владений – значительная разница. Современный баскетбол стал значительно быстрее, нежели чем во времена три-питов Майкла и движется в сторону сотни владений за игру эпохи Мэджика. Поэтому если тенденция продолжится и дальше, а количество владений продолжит расти, то и разнообразные рекорды будут падать с гораздо больше периодичностью. К примеру, Харден и Уэстбрук за последние два года собрали на двоих 18 трипл-даблов с 40 очками, в то время как вся остальная лига сумела сделать нечто подобное всего ещё 17 раз с сезона 1984 года. Нечто подобное будет происходить чаще.

(Вся эта тема с владениями, кстати, делает очень большую честь Кидду, который собирал свои трипл-даблы, играя в исторически самой медленной лиге. В начале нулевых лига еле-еле переползала 90 владений, поэтому очевидно, что Кидд собирал свои три по десять умом, а не атлетизмом или еще чем-то).

Подборы (хотя на самом деле трехочковые броски)

Без подборов трипл-дабл делали всего четырежды.

В последние три года в лиге наблюдается рост не только среднего количества владений за игру, но и числа трехочковых бросков. Если говорить по-простому, то сегодняшняя НБА – быстрая (для XXI века) и трехочковая. Игрок с реализацией дальних бросков ниже 35% не может стать звездой, игрок даже за семь футов ростом без стабильного броска издали видится несовременным (см. Мозгов, Тимофей).

Взлет трипл-даблов напрямую связан с повышением количества и важности трехочковых бросков. В каком-то смысле Расселл Уэстбрук должен быть благодарен парням вроде Марка Газоля и Брука Лопеза, которые в одночасье стали бросать из-за дуги. Причем что первый, что второй в прошлом сезоне выбросили больше 200 трехочковых за сезон, хотя оба до этого никогда не швыряли из-за дуги больше 20 раз в год.

Как связаны трехочковые и трипл-даблы Расселла Уэстбрука? Кирк Голдсберри в своей фундаментальной статье «Как работают подборы» проанализировал зоны, куда падают мячи после неточных бросков и вывел три правила, которым подчиняются подборы:

  1. Дистанция важна

  2. Направление важно

  3. Без случайностей тоже не обойтись

Современная лига бросает много трехочковых, так? Баскетбольный мяч после неточного трехочкового броска отскакивает далеко, это законы физики. Чтобы он отскочил не так далеко, мяч должен удариться о дужку кольца очень определенным образом. Таким образом, судьба большинства подборов после дальних бросков решается не под кольцом, а в нескольких метрах от него. Тут в дело вступают не здоровяки, отсекающие спиной от коллег от мяча, а атлетичные ребята с периметра. Чем больше дальних бросков – тем больше шансов у не самых габаритных игроков добраться до мяча.

Отсюда растет и так называемым «универсализм». В прошлом сезоне пять игроков набирали больше 20 очков, 5 подборов и 5 передач и впервые 20+5+5 покорились сразу пятерым игрокам в двух сезонах подряд. В нынешнем сезоне снова пятеро игроков претендуют на подобное достижение, поэтому можно сказать, что сегодня игроки лиги универсальнее, чем когда-либо.

Раньше баскетбол был «игрой великанов». Сегодня (а точнее – уже в начале века) это не так. Подборы забирают «малыши», «здоровяки» забивают издали. Успеха добивается тот, кто умеет делает все лучше всех, без скидки на антропометрию. Именно поэтому растет и количество трипл-даблов.

Медийный аспект

Если уж сегодня мы знаем, кто погубил свою карьеру из-за пристрастия к боулингу, а у кого – пять детей от пяти женщин, то что уж говорить о статистике. Во время любого матча игроку ничего не стоит, чтобы поднять голову и увидеть на огромном табло свою статистику. В крайнем случае, о твоих успехах тебе обязательно сообщат при первом удобном случае.

Трипл-дабл сегодня – это престижно. Об этом будут писать СМИ, твое имя будет мелькать в эфире спортивного ТВ. Да и вообще это приятное достижение. Трипл-дабл в среднем за игру стал непрошибаемым аргументом в досье действующего MVP лиги. Неудивительно, что трипл-дабл стал предметом мечтаний многих игроков лиги.

Поэтому мы никогда не забудем, как за трипл-даблом гонялись Андрэй Блатч…

… Рики Дэвис…

… Джавейл Макги…

… и даже Дуэйн Уэйд.

Издание «The Economist» за счет сопоставления статистических моделей доказало, что трипл-дабл зачастую становится результатом корыстных действий игрока. В статье «Трипл-дабл как признак не только универсализма, но и эгоизма» они высчитали, что итоговые статистические показатели за игру баскетболиста НБА, уже имеющего в какой-то момент матча на счету 10 очков и подборов/передач, сильно опережают ожидания математической модели. Другими словами, их цифры показывали, что при погоне за трипл-даблом поведение игроков сильно меняется и становится практически аномальным.

Но оно того стоит. Трипл-даблы замечают, они привлекают внимание (существование этой статьи тому доказательство), их обсуждают.

Конспирологический аспект

В разделе про игровые аспекты я так и не затронул результативные передачи. Их я, пожалуй, выделю в отдельный пункт. Сейчас поясню почему.

В 2005 году в НБА наконец-то устаканились правила так называемого «хэнд-чекинга», то есть ситуации, когда защитник никоим образом не может преграждать движение игрока с мячом. Эти изменения очень сильно развязали руки резким и быстрым защитникам, на пути к кольцу перед которыми теперь особо ничто не стояло. Есть первый шаг – будешь в шоколаде.

После изменения правил игрокам пришлось адаптироваться. Разделение на позиции становилось все большей условностью, разыгрывающие больше не занимались лишь снабжением передачами партнеров – они получили прекрасную возможность набирать очки и сами. Лига довольно быстро поняла, что игра через «больших» уже не столь эффективна. Звездами всегда чаще становились те, кто мог угрожать кольцу как можно большим количеством способов, но с 2005 года все большую угрозу представляли те, кто «таскал» мяч больше всех.

С 2005 года только один игрок смог стать MVP сезона, набирая в среднем меньше пяти результативных передач за игру (Дирк Новицки в сезоне-2006/07). С учетом того, что в 2004 году Кевин Гарнетт набирал ровно 5,0 передач, то получается, что за последние 14 сезонов MVP не был умелым ассистентом только однажды. И Гарнетт стал своеобразным водоразделом – 10 лет до него Самыми ценными признавались те, кто не набирал и пяти передач. Потом (если идти в обратную сторону по истории) снова случилась «мода» на передачи – с Чарльза Баркли в 1993-м и до Берда в 84-м снова все MVP набирали больше пяти ассистов.

Хммм…

Вообще до Новицки лишь 18 из 49 статуэток Самому ценному получили игроки, которые набирали больше 5 передач.

То есть сейчас мы живем еще и в эпоху результативных передач? Нет. Сезон-2016/17 находится четко посередине всей истории НБА по числу результативных передач, которые каждая команда отдает в среднем за игру. Наверху – сезон-1984/85. В самом низу – 50-е годы. Сезон-2016/17 – на красивом 36-м месте из 72.

То есть все-таки сейчас отдают не слишком много передач? Но помните я рассказывал про сезон, в котором Чемберлен решил стать главным по передачам в лиге? Тогда он действительно стал главным ассистентом лиги и отдал 702 передачи за сезон. Э-э-э, в 2016-м такой результат стал бы лишь четвертым и Уилт проиграл бы почти две сотни (!) передач Хардену. И это при том, что команды лиги в 1968-м году отдавали в среднем на две десятых передачи больше, чем в 2016-м.

Противоречивые данные получаются, но я хочу сделать из них два вывода. Во-первых, сегодня мяч больше и дольше находится в руках у вожаков команд, вроде Хардена, Уэстбрука, Леброна или Джона Уолла, но при этом общее число передач остается примерно на прежнем уровне.

Во-вторых, результативная передача вчера очень сильно отличается от результативной передачи сегодня.

В 50-х и 60-х в зачет шли только те передачи, после которых игрок тут же атакует кольцо и набирает очки. На заре лиги результативной не считалась даже передача, после которой игрок делал удар в пол или держал мяч в руках дольше пары секунд. В зачет также не шли передачи, сделанные или пойманные в движении.

Сегодня же все обстоит совсем иначе.

Сегодня результативная передача превратилась в самым субъективный статистический показатель. Иногда в протокол записывается даже пас, после которого другой игрок успевает сделать пару ударов в пол, показ на бросок, поворот и только после уже бросает. Что сегодня считается результативной передачей, а что ею не является – не знает никто. В официальном своде правил НБА указано, что результативной считается передача, которая «напрямую привела к последующему точному броску» и «внесла вклад в набранные очки».

Какая передача «напрямую» привела к набору очков, а какая – не напрямую, понять невозможно, поэтому результативные передачи остаются предметом махинаций и результатом индивидуальной оценки.

В НБА раньше всю статистику считали сотрудники домашней команды, то есть обычные люди, которые могут ошибаться. И причем не только случайно ошибаться.

Deadspin.com в 2009 году взяли интервью у статистика «Ванкувер Гризлиз», который признался, что однажды ради забавы однажды насчитал Нику Ван Экселю 23 результативных передачи. «Результативные передачи ведь можно считать очень фривольно. Ван Эксель отдал передачу кому-то в край. Игрок делает пару финтов, идет под кольцо, разворачивается, бросает и забивает. Мой помощник спрашивает: «Передачу считаем?» Я пожимаю плечами: «Конечно, почему бы и нет?» Так и пишем: Ник Ван Эксель, +1 результативный пас», – рассказывал некто Алекс.

Думаете, Алекс получил нагоняй от начальства после той игры? Как бы не так. «Ко мне подошел один из моих начальников и сказал: «Красавчик, Алекс! Сегодня отрывки с игрой с нашей арены обязательно покажут в передаче SportsCenter, так держать!»

Он также признался, что однажды на игре «Хьюстона» Оладжувону не хватало одного блок-шота до трипл-дабла и к Алексу подошел какой-то высокопоставленный дядечка, похлопал его по плечу и сказал: «У Хакима к концу игры должно быть 10 блоков». Говорит, пришлось чуть ли не из воздуха последний блок-шот придумывать.

К чему я это все? Да к тому, что лига заинтересована в том, чтобы трипл-даблы гремели на всю планету. И если для этого надо приписать нужному игроку лишний перехват, блок или результативный пас, то это плевое дело. Больше трипл-даблов – больше внимания. Больше внимания – больше денег. 

Поэтому трипл-даблов так много еще и потому, что лиге выгодно, чтобы их было много.

Фото: REUTERS/Mark D. Smith/USA TODAY Sports, Derick E. Hingle/USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Manuela Davies, Tim Defrisco; REUTERS/Kyle Terada/USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Elsa, Bob Levey, Tom Pennington, Streeter Lecka