5 мин.

Забытые бойцы: Ибраима Бакайоко (выпуск 1)

В качестве предисловия хотелось бы вспомнить Евро-2012. Да, дорогой читатель, именно Евро-2012, который на первый взгляд не имеет ничего общего с героем дебютного выпуска "Забытых бойцов". Чем же запомнился этот турнир: очевидно триумфом Испании для большинства. Российский болельщик вспомнит провал нашей сборной при в общем-то яркой игре (привет Капелло). Выступление лучших российских футболистов не осталось незамеченным во всем мире и оставило след в английском языке в виде глагола "to kerzhakov". Думаю не стоит лишний раз мусолить эту тему и объяснять значение этого афоризма, все всё помнят. Так вот наш сегодняшний герой - это абсолютный коллега Александра Кержакова по несчастью, но обо всем по порядку.

Ибраима Бакайоко родился в далеком 1976 году в небольшом городке Сегела на северо-западе Кот-д'Ивуара. Жил он себе жил, играл себе за Стад д'Абиджан на родине, как вдруг в 1995 году его заприметил для Монпелье сам Роже Милла. Молодой нападающий тотчас перебрался в Европу и начал потихоньку адаптироваться: выиграл Кубок Гамбарделла (чемпионат Франции среди молодежных команд) и успел сыграть 7 матчей за первую команду. Уже на следующий сезон во Франции Бакайоко "положил" 13 голов, что для 21-летнего ивуарийского нападающего стало отличным подспорьем, пусть стать лучшим бомбардиром с таким результатом ему не удалось. Запомнился он уже тогда многим по хет-трику в ворота Лилля, который он сотворил за какие-то 15 минут.

Ибраима провел еще сезон за Монпелье уже не такой результативный, его команда пришла к финишу на 12-ом месте, а после сезона Эвертон предложил за него 45 миллионов франков (чуть меньше 7 млн. евро). Впрочем в АПЛ Бакайоко надолго не задержался: не убедил он своими 4 забитыми мячами ирисок, и проведя один сезон, в июне 1999 года вернулся во Францию, а именно в марсельский Олимпик, ставший тогда ни много ни мало вице-чемпионом. Сумма сделки достигла 40 млн. франков, что равняется примерно 6 млн. евро.

Что можно сказать о днях Ибраима в Марселе? Он оставил противоречивые воспоминания о себе. Его точно помнят болельщики ОМ и сегодня, но скорее с улыбкой: Бакайоко за 4 сезона забил на 2 гола больше, чем его земляк Дидье Дрогба за 1 сезон. Тут стоит оговориться, что вслед за переходом Ибраима последовали 2 катастрофических сезона, когда Марсель едва спасался от вылета в Лигу 2. Конечно нельзя не оценить вклад нападающего в борьбу за выживание, который забил по 7 голов за сезон, но лавры топ-форварда ему не сулили. Лишь на третий сезон при Бакайоко Олимпик выиграл бронзу, впрочем и этот успех на следующий сезон команда не превзошла и не повторила.

Но чем же он так эмблематичен? У Олимпика не получалось ровным счетом ничего, а Бакайоко был олицетворением всего декаданса, творившегося в Марселе на стыке веков. Ивуариец опередил эпоху и играл не в свое время: играй он сейчас, он бы конкурировал с многочисленными героями мемов вроде Кержакова, Лорда Бендтнера, Великого Ти и Романа Адамова. Ведь именно промахами прославился Ибраима: так в сентябре 1999 в нечужом ему Монпелье, заменив небезызвестного Фабриццио Раванелли после перерыва, Бакайоко получает право пробить опасный штрафной и сравнять счет, но он посылает мяч болельщикам на верхний ярус в качестве сувенира. Позже это станет его визитной карточкой.

Но самой знаковой встречей с участием Ибраима стала игра 1-го тура Лиги 1 2003/2004 на Стад дю Рудуру против Генгама. Войдя в игру на 73-ей минуте вместо Фернандао, Бакайоко забил единственный и победный гол на 92-ой минуте. Но все запомнили больше эпизод на 87-ой минуте (мотайте видео до отметки 00:34), когда ивуарийский форвард не забивает с метра в пустые ворота. Дорогой читатель, это похлеще любого Кержакова:

На послематчевой пресс-конференции главный тренер Олимпика Аллен Перрен конечно был рад результату, но о указанном выше эпизоде Перрен иронично подметил: "Таков Бака!". Болельщики Марселя придумали слово "la bakayocade", которое на русский можно передать как "бакайокада", что значит эпичный промах из вернейшей голевой ситуации. Проведя еще 3 игры, Бакайоко покинет клуб и перейдет в Осасуну, где при регулярной игре покажет результативность, идентичную своему ливерпульскому этапу карьеры.

Далее без особых успехов и подобных ярких моментов марсельский Ибра поскитался по таким клубам как ФК Истр, Ливорно и Мессина, пока в 2007 году не осел в Греции. Не сказать, что там он обрел себя, но успел поиграть за АЕЛ, ПАОК и ПАС из Яннины. С последними Бака в общей сложности отыграл 3 года, вылетел во вторую греческую лигу (на этой стадии Ибраима внес большой вклад в виде 19 голов в возвращение ПАСа в Суперлигу) и отыграл с ними еще год. После этого еще 2 сезона он провел во второй греческой лиге за Олимпиакос из Волоса. В 2013 году Бакайоко вернулся во Францию, но уже в CFA в Стад Бордёле, где сыграл всего 5 матчей и потом окончательно пропал с радаров.

Сказать, что ивуариец был игроком мирового масштаба нельзя, но он определенно остался в памяти и в каком-то смысле даже в сердца марсельских болельщиков. Публика на Велодроме подмечала, что от Марселя с Бакайоко можно ждать как хорошего, так и плохого. Но все, что он делал оседало в памяти: его голы помогали команде остаться на плаву, его промахи вдохновляли троллей еще до того, как это стало мейнстримом. А ведь Бакайоко в свое время был даже капитаном сборной Кот-д'Ивуара. Пусть успехов и здесь он добиться не смог, зато статистика в национальной команде у него была хорошая - 22 гола в 38 матчах.

И напоследок, дабы поднять читателю настроение и создать положительный образ Бака, посмотрите видео ниже. Пожалуй стоит ввести читателя в курс дела: после матча ПАС греческий журналист берет интервью у Ибраима и задает ему вопрос "Когда ваша команда сможет сыграть на 100% (возможностей)?". Переводчик допускает ошибку и спрашивает: "Когда ваша команда сможет сыграть матч до конца?". Вот такая реакция была у Бакайоко:

Продолжение следует...