О духе времени
Блог

Монолог Рабинера о молодости в 48: разобрался в Оксимироне, просил коллег распять его тексты, телеграм научил писать короче

Новым героем видеоподкаста Глеба Чернявского стал один самых звездных и заслуженных спортивных журналистов России – Игорь Рабинер.

Фронтмен «Спорт-Экспресса» рассказал кучу историй про молодого Федуна, войну с Червиченко, угрозы фанатов «Динамо», заработки с книг и Александра Овечкина, а еще вспомнил, как два года назад почувствовал, что становится неинтересен молодежи, и начал меняться.

Рекомендуем посмотреть видео, но если удобнее текстом – держите монолог Игоря, как не стареть в 48 лет.

* * *

«Интерес к Оксимирону появился несколько лет назад. Тогда гремел его баттл с Гройным, и я выразил неприятие формата рэп-баттла, потому что люди просто оскорбляют друг друга, а всем это дико заходит. И мне написали: «Не делай себя старше, чем ты есть на самом деле». Я не помню дословно, но пристыдили. 

Я подумал: «А ведь и вправду, нужно все-таки знать, чем живет следующее поколение». Да, моя музыка – это «Машина времени», Queen, [Александр] Розенбаум, Цой. Чуть позже уже Земфира, «Чиж». Понятно, что я никогда фанатом рэпа не буду, но мне надо понимать, о чем это, зачем это слушать – хотя бы чуть-чуть знать и быть в теме.

Тогда баттл, конечно, посмотрел – была смесь отвращения и интереса. Не понравилось, что хреначат друг друга без разбора, совершенно любые формулировки. Понравилось, наверное, что откровенно какие-то вещи предъявляют друг другу – это необычно. 

Так с 2017 года стал чуть-чуть следить за Оксимироном. У меня где-то 300 телеграм-каналов в подписках, я далеко не все успеваю просматривать, но как только вижу что-то интересное: фигак, значит, join.

Какое-то время назад все говорили про «Кто убил Марка?» – и поколение 30-летних, и 20-летних. Подумал, надо хотя бы посмотреть, послушать. Посмотрел, и стало интересно. Конечно, если не знать контекст, ничего не понять. Я сразу же пошел искать рецензии, три или четыре штуки прочитал. Все эти истории с Шокком, с Жиганом... Я понимаю, как это смешно народу слышать с моей стороны. Но, по крайней мере, мне было занятно. Это своя жизнь, новому поколению такое заходит.

Я просто хочу знать, чем живут люди, учитывая, что я все-таки занимаюсь журналистикой и должен быть хотя бы минимально интересен не своему поколению. Понятно, мой основной читатель – это люди в возрасте 40+. Но тоже неправильный путь искусственно отсекать тех, кто моложе.

Года два назад во мне было такое звериное чутье внутри, что я совсем перестаю быть интересен тем, кто моложе. Тогда я с Юрой Дудем поговорил, мне его мнение было важно, потому что мы с ним уже миллион лет знакомы, его вкусу я доверяю. И я после этого отправил пару своих текстов, каких-то проходных, пяти или шести людям. И написал: «Ребят, я вашему вкусу доверяю, у меня есть ощущение, что я перестаю быть интересен молодым читателем. Жесточайшим образом поправьте эти тексты, отредактируйте их, как бы вы это видели. Укажите, где какие-то архаизмы, штампы и так далее». 

Я захотел как-то обновить свой язык и понять, что делаю не так. И эта идея мне, кстати, пришла в голову после разговора с Дудем.

Тут ведь еще такая проблема: когда в 2009 году умер Владимир Михайлович Кучмий (основатель и первый главный редактор «СЭ» – Sports.ru), не стало людей, чьему вкусу я бы на сто процентов доверял. Тогда я знал: он меня отчихвостил, сказал, что я херню написал – плохой текст, идешь не тем путем. Я ему верил, потому что для меня он был абсолютным авторитетом. А он умер, и вакуум возник.

Вот я написал тем людям, чьему вкусу я доверяю и чьи тексты мне нравятся. Я не знаю, насколько я прокачался за счет такого более критичного взгляда – на себя, на то, что я пишу и как пишу. По крайней мере, такое желание у меня возникло и, может быть, на что-то оно повлияло.

Тогда я еще только-только открыл телеграм-канал, который, мне кажется, помогает вгонять себя в какие-то рамки, хотя я и сам люблю над собой посмеяться в плане объемов текстов. Где-то это моя фишка, я люблю уйти в сторону, о чем-то порассуждать, пофилософствовать. Но в телеге в один пост ты максимум можешь вместить только 4 тысячи знаков (где-то полторы страницы А4 12-м шрифтом – Sports.ru). Сначала было сложно: один из первых постов у меня вообще на три растянулся.

Сейчас я себе такого не позволяю, бывает, что убиваю время и сокращаю. Например, написал, смотрю – там пять с половиной тысяч знаков получилось. И вгоняю эти полторы тысячи знаков каблуками – вытираю по каждому слову. Это меня дисциплинирует, наверное, где-то упрощает и осовременивает мой язык. Я очень благодарен телеграму за его существование, потому что он классно прокачивает.

Ну и вообще стараюсь побольше общаться с молодыми, потому что успокоиться они мне не дают. Например, тот же Паша Городницкий (ютуб-блогер – Sports.ru) пару раз меня уколол, но сделал это офигенно и по делу. Бывает, тебя критикуют и ты понимаешь, что совсем в молоко – поехал биатлонист на рубеж, встал и все пять раз промахнулся. А тут Паша пару раз воткнул мне информационное шило в задницу и на сто процентов прав.

Так было, например, с текстом на «Чемпионате» про похвалу Виталию Леонтьевичу Мутко после Олимпиады в Сочи. Я так действительно думал в тот момент, потому что мы не знали про все то безобразие с допинг-системой. Олимпиада была организована действительно классно, выступили здорово и реально был кайф от нахождения в Сочи. И тут Городницкий справедливо уколол меня этим материалом – мне за него теперь действительно стыдно. Я тогда ответил: «Да, согласен. В той ситуации я обосрался». И четко объяснил, почему это произошло. И Городницкий выразил респект за такую реакцию. 

Оксимирон правильно говорит, что свободный человек не должен бояться обосраться. У него это все было более художественно сформулировано, но мысль такая. Так и есть».

Полное интервью с Рабинером – о Федуне, Карпине, Червиченко и о том, как скрывался в Мексике от фанатов «Динамо»

Фото: instagram.com/isaeva_o_sporte; youtube.com/вДудь; РИА Новости/Александр Вильф

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные