Реклама 18+
Реклама 18+
Реклама 18+
Блог О духе времени

Кто сделал новый канал «Зенита»? И почему провалился его запуск?

Главное о скандальном эфире вокруг матча со «Спартаком».

Что случилось?

«Зенит» запустил онлайн-канал Z+, где будут показывать все матчи команды – с комментаторами не как на «Матч Премьере» (в воскресенье мы услышали дуэт Шнякин-Лукомский) и всяческими развлечениями. Эта веселящая и расслабляющая часть возбудила и возмутила соцсети.

Если суммировать то, что происходило на экране за полтора часа до матча и в перерыве, мы получим такую структуру. Разговор о фигурном катании с Елизаветой Туктамышевой, фигуристка делает каскад из неловких каламбуров: пьет алкогольный коктейль «Флип», крутит тройной тулуп в трех шубах, ну и напоследок прыгает аксель с четырьмя портретами Витцеля. Дальше Шнур и Артемий Лебедев матерно спорят, что круче: Москва или Питер, кто и зачем ссыт в подъездах и почему столица похожа на вагину. В какой-то момент Лебедев устало утыкается в телефон. Тренер Григорян хихикает над словом «анализтика» и шутит, что тяжело говорить о тактике при виде женских коленей. Комик ест сырое мясо. Подробнее обо всем (вместе с цитатами) вы можете прочитать тут.

Почему «Зенит» запустил такой странный канал?

Мы привыкли к тому, что «Зенит» тонко стебется над теми, кто на него нападает (помните ответ Daily Mail про логотип?), и несколько раз за сезон стреляет симпатичными проектами. Из последнего – зажигательное шоу с участием ютубера Гены Миллера и звезды «Зенит ТВ» Дениса Денисова (первый выпуск с Дзюбой и Михаилом Кержаковым – очень смешной и собрал почти 2 млн просмотров, второй, с Аршавиным и Тимощуком, – тоже живой и более 700 тысяч), ну или тотально спродюсированное файер-шоу перед возвращением еврокубков. Как же клуб, тянувшийся к хорошему вкусу, выдал такой сырой продукт?

По информации Sports.ru, креативная команда медиа-департамента «Зенита», которая отвечает за соцсети и «Зенит ТВ», не прикасалась к Z+. Проектом целиком занимался сторонний креативный продюсер Игорь Порошин – пишущий журналист (и автор зажигательных колонок на Sports.ru), сценарист, продюсер шоу «Удар головой» на «России 2» и «Детский вопрос» на «Матч ТВ».

В феврале «Зенит» провел тендер на разработку концепции нового канала – в нем участвовали три проекта. Один – от действующей креативной группы внутри клуба и два внешних. Концепция, предложенная сотрудником клуба и продолжающая развлекательную линию «Зенит ТВ», была отвергнута. Первая внешняя продвигала локальную питерскую идентичность и была ориентирована на зенитовскую аудиторию (все ведущие и гости должны быть связаны с Питером и «Зенитом», контент – около клуба), а победила вторая внешняя, от Игоря Порошина, – размашистая и максимально свободная. В нее логично ложится жесткое столкновение Москвы и Питера и выход на надфутбольные темы.

Собеседники Sports.ru в окружении «Зенита» утверждают, что о создании канала изначально задумались сотрудники, которые занимаются коммерческими проектами и в том числе общаются с владельцем прав на РПЛ – «Газпром-медиа». Канал не обсуждался широко с медийной командой, которая удачно продвигала бренд «Зенита» в интернете, и вышел на этап тендера. Некоторые собеседники Sports.ru утверждают, что клуб изначально склонялся в сторону внешних подрядчиков, что сигнализирует о несогласованности и недопониманиях в менеджменте «Зенита».   

То, что далеко не всем в клубе нравится итоговая концепция, очевидно по реакции ведущего «Зенит ТВ» Дениса Денисова. 

Из проекта уже ушла и Мария Командная.

Игорь Порошин отказался от оперативных комментариев об эфире. 

Так что не так?

Анонсируя создание Z+, «Зенит» не стеснялся пышных формулировок. В первом же абзаце клуб взвалил на себя историческую миссию: «Клубный формат match-day TV запускается в России впервые. И для футбольной индустрии Европы это тоже уникальный опыт».  

Это и правда, и неправда. Элементарная проверка по интернету опровергает уникальность задумки даже на российском рынке: именно что матчдэй-телевидение делало «Динамо» (включения до и после матча), ЦСКА (программа «По коням!» выходит до и после каждого матча на YouTube), простейшую студию на стадионе сооружал и «Локомотив». Эти проекты отличаются двумя пунктами: 1. Масштаб, 2. Отсутствие прямого эфира.

В Европе у нескольких клубов есть собственные телеканалы – и они неизменно сталкиваются с проблемой заполнения эфира во время матча, потому что отчуждение трансляции у владельца прав на лигу – дорогое и безумно сложное дело. Например, «Барселона» обходит запрет на трансляцию матча, показывая техническую зону и тренеров. Вот так выглядел клубный эфир в воскресенье в момент, когда Лионель Месси закрутил изумительный штрафной «Бетису». 

Итак, предложение «Зенита» уникально только тем, что Z+ получил права на бесплатный показ всех матчей команды до конца сезона – и это на фоне активных усилий «Матч Премьер» продвигать платную подписку и радостных сводок о том, что количество подписчиков приближается к полумиллиону. Сложно представить, что любой другой клуб РПЛ, не имея корпоративного родства с «Газпром-медиа», настолько просто получит права на бесплатные трансляции в интернете.

Похоже ли это на бизнес? Учитывая, что трансляция бесплатная и через 10 часов после матча вы не видите даже повтор программы (а не матча) – конечно, нет. Современный подход к медиа требует, чтобы видео можно было посмотреть, когда тебе удобно, а не только в прямом эфире. 

Что еще не так с идеей «Зенита»?

Z+ старательно избегал слова «телевидение». На старте анонса канал назван match-day TV, а далее упор сделан на диджитал: он назван инновационной платформой, онлайн-платформой и интерактивной площадкой с уникальным контентом. В 30-секундном динамичном анонсе мигнул слайд с зачеркнутым телевизором. 

«Мы уверены, уникальный формат проекта Z+ позволит привлечь внимание современной молодежи, юного прогрессивного поколения, которое сумело преодолеть все мыслимые и немыслимые границы интерактивного общения и творчества в информационном пространстве», – сказал президент-генеральный директор «Зенита» Александр Медведев. 

Из двух этих абзацев следует, что «Зенит» стремился делать не телеканал, а живое интернет-видео, которое зацепит молодую аудиторию, которая часто не смотрит телевизор, вряд ли покупает подписку на «Матч Премьер», а хочет экшена. Но то ли из-за спешки (по словам собеседников Sports.ru, на подготовку первого эфира было около двух недель, а ведущих продолжали набирать за несколько дней до эфира), то ли из-за рассеянности Z+ запустился в формате отдельного сайта и внутри непривычного видеоплеера: попасть на трансляцию можно было только в том случае, если вы о ней уже узнали и ввели номер телефона. Наткнуться на удобной молодежи площадке – YouTube или Twitch – просто не получилось бы, там Z+ не представлен. Странный выбор для тех, кому нужно юное прогрессивное поколение.

Но еще более странно, что «Зенит» в итоге сделал все то же телевидение и не предложил ничего нового, кроме мата. Провокационные аттракционы и каламбуры в избытке дарили «Удар головой» и «КультТура» (по данным Sports.ru, около двух лет назад Игорь Порошин хотел возродить «Удар головой» в интернете – кажется, теперь получилось). И если «Зенит ТВ» искал новые лица и нашел для индустрии искрометного Дениса Денисова, то Z+ забрал все, что было доступно на рынке медиа. Есть обладатель тонны футбольных знаний Вадим Лукомский? Берем. Есть красивый бархатистый голос Дмитрий Шнякин? Берем. Гудков собирает миллионы на ютубе? Просим записать видеопослание. Красава? Пусть ворвется в студию. Мария Командная не занята на ТВ? Берем, пусть сидит между матерящимися Шнуровым и Лебедевым (если вы когда-нибудь видели эфиры Марии, то понимаете, что ей подходит в 100 раз более нежная атмосфера). Трансферная кампания была устроена по принципу массовости и звездности – собрать приятных людей вместе всегда неплохо (тем более так делают в футбольной команде), но это должен быть цельный продукт, а не стремительные скачки от темы от теме.

Слоган «Дерзкий как Дзюба» в итоге стал для канала нерушимым идеалом и единственной цельной установкой. Канал, ориентированный на поколение Z (родившиеся после 1995 года), не изучил настрой и потребности целевой аудитории, а просто транслировал представления маленькой креативной группы об этом поколении. Кажется, представления упрощенные, потому что в интернете царит не только трэш и сырое мясо – иногда сотни тысяч просмотров собирают и околофутбольные ролики (забавно, что это делал сам «Зенит»).

Сделать живую и веселую программу о спорте – классный план. Избавить РПЛ от серых лиц – классный план. Продвигать РПЛ через нефутбольные сюжеты – классный план.

Но пока «Зенит» просто сделал более масштабную, дорогую и, к сожалению, пошлую версию программы ЦСКА. И добавил к ней прямую трансляцию матча – потому что может себе позволить.

Ничья «Спартака» и «Зенита»: смотрите голы и падение Дзюбы в штрафной

«Я видел повтор, чистый пенальти на Дзюбе». Cемак и Кононов – о дерби

Фото: instagram.com/temalebedev; instagram.com/olelipa; instagram.com/komandnaya; fc-zenit.ru; instagram.com/kirill_goretsky; instagram.com/antonborisov_official ; instagram.com/vecchiardo; facebook.com/Игорь Порошин

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+
Реклама 18+