8 мин.

В Исландии обожают футбол. А как насчет хоккея?

Нападающий исландской команды «Скаутафелаг Акюрейри» Йохан Лейфссон рассказал о том, как пришёл в хоккей, чем занимается в свободное время от хоккея и рассказал, что нужно для развития хоккея в Исландии.

— Как получилось так, что выбрал хоккей?

— Я родился в Акюрейри в 1993 году и с малых лет увлекся хоккеем. За это я должен быть благодарен своей маме. Я начал заниматься хоккеем примерно в 3 года. Мама привела меня на тренировку моего старшего брата, который также занимался хоккеем. Я влюбился в хоккей с первого взгляда.

— Какую роль сыграл твой переезд в Северную Америку?

— Я уехал в США в 18 лет. За это «спасибо» моему тренеру из Исландии. Он мне сказал, что может мне помочь попробовать с переездом в Северную Америку. Я был очень взволнован, ведь Канада — это новая страна для меня. И было непонятно, как я буду выглядеть на фоне других игроков. Я перешел в только что созданный на тот момент клуб «Ниагара Фьюри». И лига, в которой мы играли, просуществовала всего лишь один сезон. Да и какой-там сезон, нас было всего две команды: мы и «Эри Близзард». А перед стартом нового сезона «Эри» ушел в лигу MJHL, пришлось закрывать нашу «лигу» и команду «Ниагара» расформировали. Но я многому там научился и тот сезон мне пошёл только на пользу. И через сезон я вернулся в «Викингар»

— Что можешь сказать про сезон в Швеции? Есть ли сейчас предложения из других странах?

— Сезон в Швеции стал новым вызовом для меня. Я поехал туда в 2015 году играть в клубе «Мотала» на сезон. Швеция очень помогла мне, как игроку и как человеку стать лучше. Мне было очень весело играть там, у нас была хорошая команда и мы вышли в плей-офф, где могли получить повышение в классе, но тогда мы не смогли выйти в дивизион выше. Мы играли во втором дивизионе. Сейчас у меня нет предложений играть в других стран, но если есть они поступят, то я всегда их рассмотрю

— Каково быть ассистентом капитана и самим капитаном? Сколько раз в карьере ты исполнял эти обязанности?

— Я был капитаном всего один сезон — 14/15 в «Скаутафелаг Акюрейри». Этим стоит гордиться, так как команда доверяет тебе и даёт быть право быть лидером на льду и за его пределами. В течение многих лет я был ассистентом капитана в «Викингур» и «Йотнарнир», тогда я старался быть примером для подражания и помочь своим одноклубникам, если им требовалась моя помощь. В команде были игроки, которые старше меня и определённо, я у них многому научился.

— Расскажи про хоккей в Исландии.

— У нас одна лига, в ней выступает три команды: «Бьорнин», «Рейкьявик» и «Скаутафелаг Акюрейри», в котором я выступаю. Мы играем против каждой по четыре матча дома и по четыре матча в гостях. Получается, что всего у нас в чемпионате 16 игр, из которых половина проходит на домашнем льду. По завершению регулярного чемпионата наступает плей-офф. В плей-офф определяется победитель в серии до трёх побед (максимум пять матчей). В Исландии всего три катка: два в Рейкьявике, один в северной части страны. В стране пытаются построить большее количество катков, но, если этого не произойдёт, то тогда будет сложно ждать новые команды в лиге.

В Исландии есть программа развития игроков в клубах, в том числе и в «Акюрейри». Это программа действительно хорошая, однако из-за большого количества игроков мы вынуждены говорить «нет» хоккеистам, которые только начинают свою карьеру.

Андри Микаэльссон, Хафтор Сигрунарсон и Йохан Лейфссон празднуют победу в чемпионате Исландии

— Какой вид спорта самый популярный в стране? Насколько популярен хоккей? Много болельщиков ходит на хоккейные матчи?

— Футбол — самый популярный вид спорта в Исландии,естественно. Пожалуй, на втором месте — гандбол. К сожалению, хоккей не так популярен. Можно сказать, что хоккей более популярен в моём родном городе, чем в Рейкьявике. Если говорить про посещаемость, то наша команда — самая популярная в Исландии, но полностью заполнять трибуны нам удаётся только в плей-офф.

— В своё время был огромный ажиотаж после успеха сборной Исландии по футболу. Как считаешь, возможно ли такое же с хоккеем?

— Конечно, возможно, что хоккей может стать популярным, как было с футболом, а для этого у нас должно появиться ещё больше катков. Это приведёт к появлению новых команд, тогда у нас будет больше игр и мы сможем развивать хоккей в стране.

— Стал ли для тебя неожиданностью успех молодежной сборной Исландии по хоккею?

— Нет, это меня совсем не удивило. У нас есть молодые ребята с большим талантом. Они просто вернулись в тот дивизион, в котором они и должны были играть (Сборная Исландии U-20 выиграла третий дивизион в 2020 году, обыграв в финале Австралию)

— Платят ли клубы зарплату игрокам?

— Нет, не платят, но и у нас нет pay-to-play. Клубы получают деньги за победу в чемпионате, но хоккеистам из этих денег ничего не перепадает.

— Кем ты работаешь?

— Я работаю в центре для детей с особыми образовательными потребностями.

— Много ли в чемпионате легионеров?

— Нет. У нас было несколько легионеров в команде раньше, а прошлом сезоне у нас легионеров нет вообще. А вообще, в чемпионате играет один россиянин, есть латыш. Есть ещё пара хоккеистов из Европы.

Йохан Лейфссон празднует заброшенную шайбу в составе «Акюрейри»

— Как считаешь, кто лучший хоккеист в истории Исландии? Кто из молодых парней может стать звездой?

— Есть несколько парней, о которых стоит поговорить. Эмиль Аленгард (19.11.1987) - лучший игрок, который играл в нашей сборной, он исландец, никогда не выступавший в Исландии, он вырос в Швеции и отыграл там свою карьеру. Большинство своих матчей он провёл в первом дивизионе. Сейчас он тренирует юниорскую команду «АИК». Вообще, у нас таких игроков, как он, которые хорошо играют в Швеции довольно много. Например, Деннис и Робин Хедстрём, которые оба играют большую роль в сборной до сих пор, а им 32 и 31 год, соответственно.

Есть хоккеисты, игравшие практически всё время в родной для нас стране — Исландии. Йон Гисласон, я думаю, находится на вершине этого списка для меня. Главным образом потому, что он был лучшим, когда я следил за командой и был лучшим, когда я присоединился к команде и даже сейчас он крутой менеджер. На льду он по-прежнему один из лучших, когда присоединяется к нашим тренировкам. Йон также имеет опыт игры в Азиатской лиге и в Дании. Не стоит забывать о Сигурдоре Сигурдссоне (24.02.1976). Все в моем родном городе, кто слышал о хоккее, знает, кто такой «Сигги Сиг» и когда иностранные игроки переходят в нашу команду, то обычно «Сигги» помогает им во всем. Лучшее время Сигурдора было до того, как я присоединился к команде, и из рассказов о нем все говорят одно — он доминировал в лиге. Он также играл в Финляндии до моего рождения. После того как я присоединился к команде, «Сигги» оставался ключевым игроком, пока он не вышел на пенсию в прошлом сезоне в возрасте 43 лет.

Наконец, капитан нашей национальной команды и он же единственный игрок, который сыграл в ней больше ста игр — Ингвар Лор Йонссон (11.02.1981). Ингвар сыграл два сезона в Дании, остальное время он провёл в Исландии. С тех пор, как я присоединился к команде, он был там все время и это действительно большая часть успеха, которого мы достигли все эти годы. Эти 3 парня Йон, Сигги и Ингвар были ключевыми игроками нашего клуба и я считаю их лучшими исландскими игроками, которые играли здесь. У нас есть несколько действительно талантливых молодых парней, большинство из которых сейчас выступают за границей. Например, Аксель Оронган (31.01.2001), который до этого играл в Швеции и США. Мой племянник Хакон Магнуссон (11.02.2003) также играет в Швеции с другим талантливым игроком — Уннаром Рунарссоном (29.12.2002). Гуннар Арасон (15.03.2001) играет в Канаде. Эти ребята сейчас одни из лучших молодых хоккеистов в Исландии и в последние годы они сыграли большую роль в успехах сборных до 18 лет.

— В прошлом декабре была квалификация на Олимпийские Игры. Какие были ожидания, когда узнали соперников?

— Ожидания были только хорошими, когда мы узнали своих соперников. Раньше мы играли против них всех. Мы не ожидали, что против Румынии получится такой неудачный матч. Израиль и Киргизию обыграли довольно легко (5:0 и 9:4, соответственно)

— Вы уступили Румынии в последней игре с крупным счётом, хотя до этого играли с ними на равных. Как можно объяснить такой результат?

— У нас приехала молодая команда. Румыны оказались лучше нас во всех аспектах игры. Такой проигрыш (10:1) — действительно не самый лучший способ завершения Олимпийских Игр, но в хоккее такое порой случается.

Йохан Лейфссон в составе сборной Исландии в матче против сборной Киргизии в первом раунде олимпийской квалификации

— «Акюрейри» каждый год участвует в Континентальном Кубке. Что нового открыл этот турнир для команды? Какой матч запомнился тебе больше всего и почему?

— Я очень рад, что команды из Исландии могут принимать участие в Континентальном Кубке. Это помогает становиться нам лучше, а также открывает для молодых ребят возможность играть за рубежом. Больше всего мне запомнились игры против «Курбадса» и «Донбасса» в 2018 году. Мы были очень близки к тому, что обыграть «Донбасс», но на последних минутах они забросили нам две шайбы в течение 25 секунд и мы потеряли шансы на победу (в октябре 2018 года «Донбасс» выиграл у «Акурейри» 6:3, а «Курбадс» разгромил исландцев 9:2)

Автор материала Максим Гаращук, специально для NToIH. Подписывайся на наш паблик во "ВКонтакте", чтобы быть в курсе новостей хоккея со всех континентов