6 мин.

Не просто отец Петр Возняцки

Это интервью я брала у Петра и Каролин Возняцки в 2009 году. Потом оно легло в основу материала для PRO Спорт. Но там все сильно сокращено, поэтому я решила по случаю показать его почти полностью. Я оставила все, что относится к его стратегии выращивания звезды из собственной дочери – жестко, целеустремленно, но без свойственных многим другим теннисным отцам заходов.

О фамилии

Правильно звучит – “Возняцки”, но весь мир называет ее “Кэролайн Возняки”. Фамилия польская, но в Дании очень сложно произносить такую фамилию. Так что мы привыкли. Зовут ее в Дании Каролине, а по-польски – Каролина. В спортивном мире Каролину все зовут Каро. Так же ее называют друзья.

О связях с Россией

Я сам родился в Польше, уехал оттуда в 23 года. Учил русский в школе. Сейчас в России у меня много друзей, знакомых. Раньше занимался бизнесом в России.

О детстве Каролины

Когда Каролине было 7 лет, она начала играть в теннис. До этого она занималась гимнастикой, плаванием и футболом, а потом я записал ее в теннисный клуб. Там мы играли 4 раза в неделю с тренером по технике, а по несколько часов в день она играла с мамой или со мной. А еще до этого год она ходила с нами в клуб, просто стояла рядом, била об стенку, привыкала. Так, постепенно, начала играть.

О начале карьеры

С самого начала я понимал, что спорт – это, во-первых, медиа, во-вторых, деньги. Когда мы увидели, что у Каролины хорошо получается в теннисе, стало ясно, что ей нужна команда. В юниорском теннисе ведь ситуация, как во взрослом, только там ты денег не получаешь, наоборот, все время платишь. Надо платить за турниры, за поездки, за снаряжение, за корты, за тренера, в общем, понятно, что теннис – дорогой вид спорта.

О медиа

Со средствами массовой информации получилось так: когда она выиграла чемпионат для 12-летних, про нее сделали документальный фильм, который называется «Ребенок мира». И, в общем, внимания прессы у Каролины достаточно, но здесь очень важно, что Каролина – очень открытый человек. Она совершенно не стесняется общаться с журналистами, говорит на нескольких языках, по-русски, например, тоже понимает, но не говорит – негде.

О деньгах

Что касается денег, то с самого начала, когда они были детьми, я зарегистрировал фирму на нее и на сына (Патрик – профессиональный футболист), а я там только директор, администратор. После этого начал искать спонсоров. Самой главной идеей было то, что я смогу доказать, что в маленькой стране Дании можно вырастить звезду тенниса. Мне удалось показать это многим людям.

О детях и родителях

Талантливые дети рождаются не только у миллионеров, и не должно быть такого, чтобы спорт был привилегией только богатых. Но здесь появляется такой момент – если родители продали все, все отдали, чтобы сделать из своего ребенка профессионального спортсмена, то они находятся рядом с ним и день, и ночь, сами занимаются его подготовкой и препятствуют его развитию. Часто родители думают: «Что мы будем делать дальше, что мы будем завтра есть» и заставляют своего ребенка играть. Особенно таких историй много в юниорском теннисе. Очень часто получается, что талантливый ребенок, который мог бы хорошо играть, не достигает успехов, потому что на него давит ощущение, что он должен, должен, должен… Дети же все понимают, и если от ребенка зависит, что его семья будет завтра есть, то ему трудно показывать хорошую игру, он и хочет, но у него не получается. Я это очень хорошо понимал, хотел сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и играл в свое удовольствие, чтобы Каролине не приходилось думать о деньгах. Для меня важно, чтобы после сыгранного матча она могла спокойно оценивать, что удалось, что не удалось, как ей надо совершенствоваться. И мне не приходится думать о хлебе насущном, потому что у нас есть фирма, которая закрывает все наши расходу на ее поездки, турниры и тому подобное. Это было всегда, с того момента, когда она начала показывать успехи, то есть с 10-12 лет. Каролина хочет подниматься выше и совершенствоваться. Но все это можно только когда ты знаешь, что у тебя за спиной стоит команда людей, которые обеспечат тебе материальные возможности роста и развития. Ей самой не надо об этом думать, она может думать только об учебе и о теннисе.

О менеджерской команде

Первая менеджерская компания – это был я, моя жена и еще один юрист, мы тогда искали спонсоров в Дании, потому что это проще. Дания – маленькая страна. Сначала мы нашли страховую компанию, потом банк. Еще один бизнесмен вложил деньги, он занимался импортом-экспортом. Этого хватило, чтобы покрыть наши расходы, связанные с теннисом. На самом деле, я тогда мог бы закрыть свое дело и заниматься только делами детей, но я этого не сделал.

О тренерской команде

Тренером Каролины сейчас являюсь я. В каком смысле? Я занимаюсь общей физической подготовкой, езжу с ней по турнирам, но у нас всегда есть человек, который занимается с ней техникой. Для меня не важно, чтобы это был какое-то громкое имя, важно чтобы мой ребенок находил с этим человеком общий язык. Такое же требование предъявляется и к спарринг-партнерам. Самый важный момент в спорте, чтобы с ребенком работали профессионалы. Как может отец или мать смотреть на своего ребенка с профессиональной точки зрения?

О подружках

У нее много подружек из России. Еще со времен юниорского тенниса поддерживаются хорошие отношения с Анастасией Павлюченковой и ее родителями. Когда Каролина выиграла Orange Bowl (неофициальный чемпионат мира для юниоров), я понимал, что многие смотрели на нас, ну, как-то так, искоса. Но я всегда старался поддерживать человеческие отношения, сидел с ними за столом, пил пиво, общался с ними как с друзьями, а не как с конкурентами. Так же и Каролина – старается дружить со всеми, ей это удается, потому что она легкий человек.

Об образовании

Да, это очень сложно. Вот Каролина всегда хорошо училась в школе, несмотря на теннис. Поначалу она пыталась учиться в обычной школе, получала задания, во время турниров их выполняла, приезжала и сдавала зачеты. Но потом мы поняли, что это практически невозможно. Мы разговаривали со Звонаревой, которая получала высшее образование, она рассказала, что она оканчивала школу через Интернет. Есть такая американская система дистанционного образования. В общем, в этом году Каролина, вероятно, будет поступать в университет. По моему мнению, очень важно, чтобы ребенок, который серьезно занимается спортом, все-таки учился. Спортивная жизнь, она короткая, и сколько миллионов ты ни заработаешь, а закончишь выступать взрослым, но еще молодым человеком. Очень важно, что ты будешь делать потом.

О российских теннисистках

Я думаю, что время ваших молодых теннисисток еще придет. Посмотрите, Павлюченкова, Клейбанова, Макарова, я думаю, очень скоро они тоже все будут на вершине. А если говорить, почему россиянкам сложнее удается адаптироваться во взрослом туре – я думаю, самое главное преимущество Каролины, то, что он свободна. На нее ничего не давит. То есть, конечно, дисциплина, тренировки – это все как у всех, но когда она проигрывает, у нее не стоит вопрос, что я завтра буду есть. Для многих игроков экономика – прежде всего. Вот для чего Павлюченкова, уже играя во взрослом туре, играла юниорские турниры «Большого шлема»? Чтобы ее заметили журналисты, чтобы сделать себе пиар, чтобы какая-нибудь большая фирма типа IMG заключила с ней контракт и обеспечила ей спокойную возможность играть. А для чего Каролина ездила в Австралию, США, Японию? Для того, чтобы играть в теннис, набираться опыта, встречаться с неевропейскими теннисистками. С точки зрения экономики нам хватает тех партнеров, которые у нас есть в Дании, потому что в Дании ее успех очень велик. Поэтому первый шаг мы сделали быстрее, но все равно время россиянок еще придет».

Хочу еще отметить, что это было не интервью, а скорее монолог Петра Возняцки. Он говорил по-русски, долго, подробно, очень спокойно и обстоятельно, самостоятельно плавно перетекая от темы к теме.

А ответы его дочери большей частью составили основу материала «Правила жизни Каролин Возняцки».