15 мин.

У «Мерседеса» была четырехлучевая звезда, эмблемы «Феррари» и «Порше» родственники, а лого «БМВ» – не пропеллер

Человека встречают по гардеробу, а автомобили – по эмблеме.

«Мерседес-Бенц»

Сегодня мало кто помнит, что когда-то фирма «Даймлер», владевшая брендом «Мерседес», и фирма «Бенц» конкурировали друг с другом. Объединились две немецкие компании только в 1926 году – скоро юбилей! – зато с тех пор уже не расстаются.

Фирменный логотип получился сложением уже имевшихся. Лавровый венок «Бенца» плюс трехлучевая звезда «Даймлера» – получается самая, пожалуй, узнаваемая эмблема в мире.

Вопрос лишь в том, что именно означает звезда? Ее авторами называют сыновей Готтлиба Даймлера – Пауля и Адольфа. Считается, парни вдохновились… старой почтовой открыткой, присланной отцом. На панорамном изображении Дойца – городка ныне вошедшего в состав Кельна, Готтлиб пометил свой дом звездочкой. 

Дальше все просто. Двигатели «Даймлер Моторен Гезельшафт» применялись как на автомобилях, так и на катерах и даже дирижаблях – трехлучевая звезда идеально подошла для эмблемы и по идеологическим мотивам. Получается, каждый из лучей символизирует сферу интересов компании – на земле, в небесах и на море.

Кстати, в 1909-м отпрыски Даймлера зарегистрировали еще одну эмблему. На этот раз с… четырьмя лучами! Она пригодится много позже и станет логотипом авиакосмической компании Daimler-Benz Aerospace, ныне входящей в состав European Aeronautic Defence and Space Company (EADS). 

Догадались на, что намекает четвертый луч? 

«БМВ»

Многие не сомневаются, что на логотипе «БМВ» изображен раскрученный пропеллер. Вроде бы логично – в начале баварская фирма занималась именно производством авиационных двигателей.

Веса этой гипотезе добавляет и стильная графическая реклама конца 20-х годов прошлого века. Вот же полюбуйтесь – пропеллер и эмблема «БМВ» в одном флаконе! 

И все-таки нет. Не будем подменять причину и следствие. Пусть даже реальность куда менее романтична, чем байка о пропеллере. На самом деле на эмблеме «БМВ» изображен «всего лишь» флаг Баварии. Причем в отзеркаленом виде. 

Реклама 18+

Согласно действовавшим в Германии законам, государственную символику нельзя было использовать в коммерческих целях. Поэтому бело-голубые шашки флага Баварии на эмблеме «БМВ» стали голубыми с белым. Вроде бы почти то же самое, но не то же самое. 

«БМВ» M3 хакнул авторынок: задуман ответом «Мерседесу», мотор за две недели создал автор мощнейшего двигателя «Ф-1»

«Феррари»

Эмблема «Феррари» — шедевр, замешанный на подвиге и… трагедии. Дело в том, что гарцующий жеребец достался Энцо Феррари от матери итальянского летчика Франческо Баракки, погибшего в Первой мировой войне. 

Франческо считался главным асом итальянских военно-воздушных сил — 34 подтвержденные победы. Фюзеляж его «Спада» украшала вставшая на дыбы лошадь. 

Только боевой вылет 19 июня 1918 года стал для Баракки последним. Считается, что итальянского аса сбил биплан «Феникс-С1» австро-венгерского лейтенанта Арнольда Барвига.

Через некоторое время мама погибшего героя Италии пожалует изображение Гарцующего жеребца – Cavallino Rampante — Энцо Феррари. Конечно же, тот с огромным уважением и почтением ответил согласием.

«Порше»

А вот сейчас будет по-настоящему неожиданно. Вас никогда не удивляла подозрительная схожесть логотипов «Феррари» и «Порше»? И там, и там главный герой – гарцующая лошадь. Совпадает и направление – животное движется справа налево, и цветовая гамма – черное на желтом. Не слишком ли много совпадений? Возможно они не случайны…

Да, основа логотипа «Феррари» – личный герб знаменитого итальянского летчика, а базис эмблемы «Порше»– герб родного для компании Штутгарта. Но на вопрос можно взглянуть и немного шире…

Есть версия, что своим маскотом Франческо Баракка выбрал гарцующую лошадь не просто так, а потому, что именно она была изображена на фюзеляже одного из первых сбитых им немецких летчиков. Очень вероятно, что тот сам был родом из Штутгарта…

Складываем два плюс два и получаем готовый вопрос для игры «Что? Где? Когда?». Уважаемые знатоки, почему эмблемы «Феррари» и «Порше» так похожи? Время пошло… 

«Альфа Ромео»

Фирма из Милана может похвастать, во-первых, едва ли не самым красивым лого в мире автомобильной геральдики, а во-вторых, тем что у «Альфа Ромео» в общем-то две фирменные эмблемы.

Про одну все знают. А если не знают, то видели уж точно. Это очень-очень красивое, а если присмотреться довольно зловещее сочетание красно-белого креста с герба Милана и фамильного символа знатного итальянского семейства Висконти. 

Реклама 18+

В средние века Висконти по сути правили городом, возможно отсюда и недвусмысленное изображение на гербе – змей пожирающий человека. 

Что же за вторая эмблема? Ее можно видеть на спортивных и гоночных моделях «Альфа Ромео». Это белый треугольник с зеленым четырехлистником. У клевера – древнего символа приносящего удачу – конечно, своя красивая история.

Впервые на своей гоночной «Альфе» квадрифольо нарисовал итальянский пилот Уго Сивоччи – кстати, большой друг Энцо Феррари. Случилось это накануне «Тарга Флорио» 1923 года, которую Сивоччи, конечно же, выиграл. 

С тех пор клевер и считается вторым символом «Альфа Ромео», который, по мнению каждого итальянца, дарует удачу. 

«Ягуар»

Сама по себе эмблема британской спортивного бренда сколь элегантна, столь и банальна. Кого еще поместить на лого «Ягуара» как не собственно ягуара?! Куда интереснее кажется история первоначального названия бренда.

Реклама 18+

Еще до войны будущий директор Jaguar cars Уильям Лайонз основал небольшую кузовную мастерскую по производству… колясок для мотоциклов. Свою фирму Уильям назвал Sidecar Swallow – «Коляски ласточка».

Со временем в портфолио бренда появились и заказные автомобильные кузова, а потом Sidecar Swallow начал выпускать автомобили целиком. Слово Sidecar в названии стало лишним и название редуцировали до заглавных букв SS. Отлично звучало до 1941 года и… крайне неуместно сразу после. Когда война закончилась Лайонз по-быстрому затеял ребрендинг. Место, ставшей вдруг такой неблагозвучной аббревиатуры, занял совершенно аполитичный Jaguar.

И еще одна маленькая деталь. Кошек сэр Лайонз не любил. А вот в собаках души не чаял.

«Ауди»

Четыре кольца на логотипе фирмы из Ингольштадта – отсылка к прошлому компании, в котором «Ауди» была лишь одним из филиалов могущественной группы «Ауто Унион».

На заре XX века «Ауди» появилась как независимый бренд, но к началу 30-х оказалась на грани разорения. То вообще был сложнейший период для экономики Германии и местного автопрома. Поэтому в 1932 году четыре немецкие марки слились в один концерн. Помимо «Ауди» в его состав вошли «ДКВ», «Вандерер» и «Хорш». Перекрещенные кольца символизируют четыре бренда, объединенные одним автомобильным союзом – буквальный перевод «Ауто Унион».

Реклама 18+

Вторую мировую пережила только одна из четырех марок. И это была… не Audi. В разоренной Германии уместным оказался лишь выпуск ультрабюджентых моделей «ДКВ». 

Потом «ДКВ» перейдет под контроль «Мерседес-Бенц» (1958 год), затем окажется в собственности «Фольксвагена» (1965). Именно в Вольфсбурге и решат, что «ДКВ» звучит как-то не очень премиально и переименуют продукцию бренда в «Ауди». 

С тех пор теперь именно «Ауди», на правах единственного оставшегося на плаву участника квартета «Ауто Унион», украшена четырьмя кольцами.

«Пежо»

Вы наверняка удивитесь узнав, что автомобильная марка «Пежо» – старейшая из ныне существующих. Автомобильное отделение фирмы основано в 1891 году. При этом свой успешный бизнес семейство Пежо вело еще с начала XIX века. Ассортимент продукции был огромен: от ножей, топоров и лопат до перечниц, солонок, часовых компонентов, а позже и велосипедов.

Грациозный и благородный лев всегда украшал продукцию фирмы. За два с лишним века эмблема «Пежо» часто менялась, оставаясь при этом 100-процентно узнаваемой. Графически эмблема очень интересная, но никакой особой захватывающей истории за ней не стоит.

Реклама 18+

Зато можно вспомнить, что еще около ста лет назад французский бренд закрепил за собой трехзначное обозначение автомобилей с ноликом посередине. С тех пор ни одна другая фирма не имеет права использовать такое сочетание для названия машин. 

Вот почему «Порше» пришлось переименовать модель 901 в  911. По той же причине «Москвич-408» в Европе продавался под названием Elite.  

«Форд»

Образец сдержанности и хорошего вкуса эмблема «Форд» не меняется очень давно. Еще в 1904-м один из ближайших соратников Генри Форда Гарольд Уиллз предложил фирменный вариант написания фамилии босса. Гарольд по образованию был рекламным художником и отлично владел каллиграфией.

Шрифт «Форд» по большому счету не менялся с тех самых пор. Сначала радиаторы автомобилей украшала просто надпись «Форд». Затем ее заключили в овал. В 1927-м монохромность фордовской эмблемы сменило сочетание серебристых букв на темно-синем фоне. За исключением небольшого периода 30-х годов, когда цвет фирменной подложки поменялся на красный, логотип дошел до наших дней практически в первозданном виде.

 

Реклама 18+

 

Реальная битва «Форда» против «Феррари» мощнее фильма: техника умирала от жары, в ход шли детали машин зрителей, у победителей был тайный гонщик

«Шевроле»

Если в истории логотипа «Форд» нет загадок, то у «Шевроле2 их слишком много. Обычно мы называем эмблему этой американской фирмы «крестом», но в штатах он известен как bow-tie – «галстук бабочка».

Эмблема очень удачная – лаконичная, запоминающаяся, стильная. Но что она означает?

«Бабочку» автомобили «Шевроле» примерили в 1914-м, предыдущие три года с ролью фирменной эмблемы успешно справлялся размашистый автограф Луи Шевроле – известного гонщика и одного из основателей фирмы. Правда, пути Шевроле и «Шевроле» вскоре разошлись. Луи повздорил с компаньоном Уильямом Дюрантом и покинул компанию.

Для бренда это не стало потерей. Всеми делами заправлял Дюрант и под его умелой рукой продажи уверенно шли в гору. Ну а что с эмблемой? Что означает крест, он же галстук-бабочка?

Теорий на этот счет немало. Многие называют крест намеком на флаг Швейцарии – ведь Луи Шевроле был наполовину швейцарцем. Вот только крест на эмблеме появился когда Уильям и Луи уже враждовали. 

В конце-концов сам Дюрант устал от постоянных расспросов и рассказал газетчикам «правду». Мол, дизайн эмблемы он заприметил... в узоре на обоях отеля «Паризьен». Впоследствии даже домашние Дюранта назовут это выдумкой и шуткой. Правда же по их мнению в том, что «бабочку» Уильям как-то раз увидел в газетном объявлении. 

Словом, вы, наверное, уже поняли. Истинная правда в том, что никто, включая официальных лиц «Шевроле» высшего уровня, не знает как появилась и что означает фирменная эмблема компании. 

Реклама 18+

Фото: Mercedes-Benz International; Alfa Romeo; Audi; commons.wikimedia.orgcambridge.org; acisport.it; thedrive.com; unsplash.comKenny Eliason, Luke Holloway

«Лада Самара» – главная надежда СССР в гонках: проекту помогали «Порше» и вице-чемпион «Ф-1», но успех на «Дакаре» украла «Пежо»

Супердерби «Феррари» и «Ламборгини» – выдумка: одни машины создавались ради гонок и чистой скорости, другие – для комфорта водителя