5 мин.

История развития коньков: кости домашних животных, бамбук и Петр I

В прошлом материале я уже писала про новейшие технологии, которые применяются при создании современных моделей коньков. Это сложный и трудоемкий процесс, который учитывает мельчайшие нюансы, такие как стиль скольжения, анатомические особенности, силовые и скоростные характеристики спортсменов.

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/netsil/2834710.html

Если кому-то интересно узнать о хитростях, которые используют как производители, так и фигуристы, то переходите по ссылке. А сегодня мы окунемся в историю, и с самого начала вместе проследим за возникновением и дальнейшим развитием искусства изготовления коньков.

Необходимость передвигаться по поверхности замерзших водоемов возникла еще в древности. Прообразы современных лезвий, изготовленные из костей домашних животных, археологи находят по всей территории северной Европы. Это Швеция, Норвегия, Нидерланды, Германия, а также Англия.

В Древнем Китае для передвижения по льду использовали куски бамбука, в Сибири - клыки моржей.

Но самая древняя находка была сделана в 1967 году недалеко от Одессы, на берегу Южного Буга. Ученые считают, что эти коньки могли принадлежать киммерийцам - кочевому народу, жившему на территории современного Крыма, Приазовья и Кавказа более 3000 лет назад.

Естественно передвигаться на таких "коньках" без дополнительных точек опоры практических невозможно. Поэтому люди использовали шесты с острыми наконечниками, которыми отталкивались от поверхности льда. Такая техника очень сильно напоминала катание на лыжах.

Первое письменное упоминание катания на коньках датируется XII веком. Кентерберийский Монах Стефаниус, в своей книге «Хроники знатного города Лондона» писал:

«Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»

В XIII веке голландцы придумали новую, более современную технологию изготовлению коньков. На смену маломаневренным и плохо управляемым костям пришли деревянные бруски, в которые вставлялись металлические ножи - прообразы современных лезвий. Теперь было необязательно использовать палки для отталкивания.

Крепились к обуви такие коньки с помощью кожаных ремней или просто веревок.

Катание на коньках было очень развито в Голландии, и считалось развлечением не столько знати (как, например в Англии), сколько простого люда. С наступлением зимы, когда водоемы покрывались толстым слоем льда, тысячи людей привязывали к своей обуви это нехитрое приспособление и шли кататься.

Такой Голландию встретил и Петр I. Молодому царю очень понравилась заморская забава. Считается, что именно он придумал прибивать лезвия прямо к обуви. Таким образом, благодаря Петру I, окончательно сформировался прообраз современного конька, состоящего из двух элементов (ботинка и лезвия) жестко зафиксированных относительно друг друга.

Он же привез голландскую забаву в Россию. После возвращения на родину, царь приказал наладить производство коньков в Туле. Русские мастера очень часто на украшали полозья фигурками коней, чтобы они "несли" своих хозяев надо льдом. Отсюда пошло такое название - "коньки".

За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.

До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Первые беговые коньки для конькобежцев с тонким лезвием были сконструированы в начале 80-х годов XIX века норвежцами К. Вернером и А. Паульсеном. Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами. На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков не претерпела принципиальных изменений.                      

Похожую конструкцию предложил и русский конькобежец Александр Паншин — без изогнутого завитка, с трубкой, к которой припаивалось удлиненное лезвие. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега.

На собственноручно сконструированных коньках он стал первым в истории чемпионом мира по конькобежному спорту.

В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза.

Фигурные коньки также претерпели множество изменений.

Сначала кожаные ремни (а) сменились стальными креплениями (b), и лишь потом появились современные лезвия (с), которые крепятся к ботинку при помощи шурупов.

Еще в 30-40 годах XX века фигурные ботинки были удлиненными, зубцы слабовыраженными.

Но с возникновением потребности в исполнении многооборотных прыжков, фигурные коньки поступенно пришли в привычный нам современный вид.

История хоккейных коньков еще моложе. Долгое время они были очень похожи на беговые. Современная конструкция появилась только лишь к 70-м годам XX века. Лезвия снабдили предохранителями и укоротили, благодаря чему коньки стали маневреннее.

История не стоит на месте. С каждым сезоном производители придумывают все новые более совершенные модификации коньков. Так что возможно лет через двадцать современные коньки тоже станут всего лишь фотографиями в исторических заметках.