5 мин.

Дети перестройки бросают вызов

Блог «Неопрофи» вспоминает 1989 год, когда советские болельщики впервые получили возможность окунуться в мир профессиональных велогонок. Именно тогда была создана «Альфа Люм» – первая профессиональная команда, полностью составленная из лучших советских велогонщиков. Один из первых материалов про команду «Альфа Люм» был опубликован в апреле 89-го в журнале «Спорт в СССР».

В начале этого года страницы итальянских газет запестрели броскими заголовками: «Начало новой эры в велоспорте», «Велодесант из России на земле Италии», «Советские спортсмены «примеряются» к Доломитовым Альпам», «Дети перестройки бросают вызов профессионалам». Не будем интриговать читателей и расскажем обо всем по порядку.

В конце прошлого года В/О «Совинтерспорт» подписало контракт с фирмой «Альфа Люм» из Сан-Марино о создании первой советской профессиональной команды велогонщиков. В течение двух лет они будут выступать под спортивными цветами этой фирмы-спонсора в крупнейших соревнованиях, проводимых в разных странах мира.

Сейчас в составе команды 14 спортсменов. За плечами у каждого солидный «послужной список». Самый старший, Сергей Сухорученков, – ему 32 года – чемпион Олимпиады-80 в Москве, победитель «Джиро делле Реджиони» в Италии и многих других любительских гонок. Гинтаутас Умарас – дважды чемпион Олимпийских игр в Сеуле. Победитель прошлогоднего «Джиро д’Италиа» (среди любителей) Дмитрий Конышев, экс-чемпионы мира Александр Зиновьев и Василий Жданов, и целый ряд других титулованных спортсменов, перечислить все заслуги которых не позволяют журнальные рамки. В команде нет постоянного капитана, его функции будут выполнять по очереди каждый из гонщиков, средний возраст которых 26,3 года.

Тренирует неопрофессионалов трио авторитетных специалистов: итальянец Примо Франкини (это он вывел в чемпионы мира 1988 года Маурицио Фондриеста) и его советские коллеги – Николай Морозов и Владимир Брауде.

Автору этих строк довелось провести три недели в Италии с нашими спортсменами. Я видел, какой большой интерес испытывают к ним представители средств массовой информации, специалисты, болельщики. Холл гостиницы в небольшом курортном городке Сан-Мартино-ди-Кастроцца в Доломитовых Альпах порой превращался в съемочную площадку. Здесь же в здании муниципалитета состоялась торжественная церемония представления команды, на которую съехались журналисты со всей Италии и ряда других европейских стран. Задавали множество вопросов, в особенности все хотели знать, насколько вероятны победы «Альфа Люм» в предстоящих гонках.

Никто из наших спортсменов не рискует пока делать прогнозов. Что же касается их итальянского наставника Примо Франкини, то он убежден в одном – приход в профессиональный велоспорт советских гонщиков значительно расширит его границы, сделает более интернациональным, зрелищным. «Кстати, и нам есть, что позаимствовать у этих ребят, – добавляет он, – их серьезное отношение к делу, скромность, дух коллективизма в команде, моральные ценности, которые оттесняются у нас порой на задний план околоспортивными интригами».

Большие надежды на успех Гинтаутаса Умараса в предстоящем сезоне у Эрнесто Кольнаго, «велосипедного мага», как нередко называют его в Италии. На сконструированных им моделях легендарный Эдди Меркс добивался ошеломляющих для своего времени результатов. Вот уже около 20 лет Кольнаго – поставщик велосипедов для советской сборной. Он считает, что у Умараса есть все необходимые данные, чтобы победить на чемпионате мира в гонке преследования, а возможно, и побить рекорд Франческо Мозера в часовой гонке на треке.

А вот как расценивают переход в профессиональный спорт советских велосипедистов их будущие соперники.

Эндрю Хампстен, победитель «Джиро д’Италиа» 1988 года: «Я искренне рад, что Конышев и другие советские неопрофессионалы будут выступать в крупнейших гонках. От этого выиграют они сами и весь мировой велоспорт».

Пьерино Гавацци, чемпион Италии: «Возможно, советские гонщики и не станут сразу же победителями, но со временем они наверняка будут в числе призеров. Да и нам будет чему поучиться у них».

В ближайших планах команды «Альфа Люм» участие в таких важных соревнованиях, как «Вуэльта» в Испании (с 21 апреля по 15 мая) и «Джиро д’Италиа» (с 21 мая по 11 июня). Особо остановлюсь на последней гонке, поскольку вместе с тренерами был на церемонии ее представления в Милане. Гонка проводится уже 72-й раз, и в этом году, по оценкам специалистов, будет чрезвычайно сложной. Общая протяженность «Джиро» 3644 километра, в день участники будут преодолевать в среднем 166,5 километра. Семь раз гонщики будут подниматься на высоту более 2000 метров, а самая высокая отметка на перевале Гавиа в Доломитовых Альпах – 2621 метр. На пяти этапах спортсменам предстоит финишировать на подъеме. В разработке маршрута в этом году впервые принимал участие Франческо Мозер. Это послужило поводом для некоторых гонщиков и журналистов, присутствовавших на церемонии, напомнить ему о том, какой активный протест вызывали у него подобные маршруты в годы расцвета его спортивной карьеры.

Тем временем наши спортсмены продолжают подготовку к ответственным стартам. Дни, когда нет соревнований, проходят по привычному рабочему графику: в 7.45 подъем, в 8.00 – построение, далее разминка, завтрак, тренировка. Затем обед, отдых и опять работа – тестирование с помощью компьютера, медицинские осмотры. Лишь после ужина остается время написать письма, а кому повезет – связаться по телефону с домом. Это не всегда просто, поскольку все они из разных городов СССР. В команде шестеро женатых. У Сергея Сухорученкова – четверо детей. Можно лишь догадываться, с каким нетерпением он ждет вестей из дома! В целом быт наладился. Правда, на первых порах некоторым казалось странным, что вместо супа в Италии на первое всегда предлагают спагетти или другое макаронное блюдо, а иногда так хочется щей или борща. В день рождения имениннику преподносятся подарок и традиционный торт со свечами.

Когда у спортсменов свободный день, нужно успеть сделать многое: и отдохнуть, и почитать, и осмотреть город, и сдать в проявку отснятую фотопленку, и откликнуться на просьбу мэра из соседнего городка, который хочет провести встречу на тему «Спорт и перестройка».

...Итальянские археологи и историки, основательно изучив хорошо сохранившуюся фреску, найденную при раскопках Помпеи, а также рисунки на каменном саркофаге, хранящемся в Национальном римском музее, утверждают, что велосипед был изобретен более двух тысяч лет назад. На протяжении всех последующих лет он постоянно совершенствовался, рождались и умирали рекорды. И кто знает, может, завтра кто-нибудь из этих именитых новичков, решивших начать «вторую жизнь» в ранге профессионала, впишет свою строку в таблицу мировых достижений.

Текст: Сергей Литошко

Фото: Серджо Пенаццо