14 мин.

Интервью Виктора Майгурова белорусскому спортивному изданию «Прессбол»

СЕРГЕЙ ВЕРСОЦКИЙ

Белорусские любители биатлона со стажем наверняка сопереживали на трассах нынешнему первому вице-президенту Международного союза биатлонистов. В былые времена, на заре суверенитета уроженец Североуральска Виктор Майгуров выступал под нашим "бел-чырвона-белым" флагом на чемпионате мира 1993 года в Боровце и на Олимпиаде-94 в Лиллехаммере, заняв в обоих случаях четвертое место в эстафетах. Затем уже в составе родной сборной России Виктор Викторович стал трехкратным чемпионом мира и двукратным бронзовым призером Олимпийских игр. Упустить возможность обстоятельно побеседовать с первым лицом ИБУ на юниорском мировом первенстве в "Раубичах" было бы непростительной журналистской ошибкой.

ОГРОМНЫЕ "РАУБИЧИ"

- Когда вы последний раз были в прежних "Раубичах"?

- Дайте-ка вспомнить... Где-то в 2000-2001 годах. Когда еще был действующим спортсменом.

- Комплекс был фартовым для вас?

- Вы знаете, мне как-то не довелось здесь выступать на международных соревнованиях. Для меня "Раубичи" фартовые в другом: в моем понимании они были лучшим тренировочным комплексом. Особенно в тот период, когда я жил в Беларуси — с 1989 по 1994 годы. За мной даже была закреплена комната в гостинице N1, где хранилась экипировка. Это как второй дом, где все знакомо, где есть любимые места.  

 

Майгуров 1

(Фото Александра Шичко)

- Какими нашли "Раубичи" сейчас, нравятся ли они вам обновленными?

- Я еще всего этого не видел, но мне уже говорили, что у вас началась масштабная реконструкция. Причем задача была поставлена завершить работы в рекордно короткие сроки.

- Это у нас умеют.

- Когда увидел результаты труда, понял, что комплекс преобразился, прежде всего, функционально, при этом он стал более удобен, в первую очередь, для спортсменов. Построен крытый тир, расширена трасса, поставлено современное освещение, появились просторные комнаты для подготовки лыж, раздевалки, капитальный тоннель, ведущий на тренерскую биржу. Ну, а с рельефом трасс здесь всегда был полный порядок — они одни из самых сложных для крупных биатлонных стадионов, расположенных в равнинной местности. Единственный нюанс — это вместимость трибун. Она пока недостаточна для проведения соревнований уровня чемпионата мира или этапа Кубка мира. Но есть масса вариантов решения этой проблемы.

                                               

Майгуров 2

(Фото Александра Шичко)

- А если сравнить "Раубичи" с биатлонным комплексом вашего любимого Ханты-Мансийска?

- Думаю, во всем мире все комплексы разные, поскольку везде свой рельеф, месторасположение, высота над уровнем моря, климат, движение воздушных масс. К тому же "Раубичи" — это огромная территория, на которой, помимо биатлонного комплекса, возведены трамплины, горки для фристайла, крытая хоккейная площадка. Наша арена в Ханты-Мансийске в десять раз меньше по площади, и она не настолько функциональна, как белорусская. Зато она компактнее и находится почти в центре города, недалеко от аэропорта. Хотя и здесь до национального аэропорта рукой подать — всего минут 20 на автомобиле. Основное сходство наших арен в том, что и Ханты-Мансийск, и Раубичи лицензированы для проведения биатлонных соревнований по категории "А" сроком на восемь лет. То есть, и там, и там можно проводить любые турниры, вплоть до Олимпийских игр, если автономный округ и Беларусь осилят этот формат.

 

Майгуров 3

(Биатлонный стадион Ханты-Мансийска из окна пресс-центра)

"НЬЮ-ВАСЮКИ" ПОД КЛЮЧ  

- Это и для меня один из любимых городов, по журналистским делам я шесть раз летал в Ханты, последний раз лет семь назад. Получается, тоже был свидетелем того, как город постепенно становился биатлонной столицей России. Как он поживает сейчас, чем дышит?

- Город постоянно застраивается, меняет облик. Раз вы не были у нас уже семь лет, многое не узнали бы. Центр, в принципе, остается прежним, а вот окраины значительно осовременились и прибавили в инфраструктуре.

 

Майгуров 4

(Ханты-Мансийск из иллюминатора заходящего на посадку самолета)

- Вы переехали в этот автономный округ в 1994 году в качестве спортсмена-инструктора специализированного центра по биатлону. И фактически были непосредственным свидетелем процесса, когда далекий сибирский комплекс стал выходить на мировую орбиту. Кто двигал проект "Ханты-Мансийск" в большой биатлон? Кто это все задумал?

- Безусловно, это Александр Васильевич Филипенко, тогдашний губернатор Югорской земли. Очень умный человек, он уже того, в 90-е годы, просчитал, какие перспективы могут ожидать Ханты-Мансийск при интегрировании сибирского биатлонного центра в пространство мирового биатлона. Тем более, традиции у края были в этом виде спорта хорошие: достаточно упомянуть таких атлетов, как Юра Кашкаров, Женя Редькин. И вот таким общим мозговым штурмом, инициированным Филипенко и подхваченным биатлонным людом, была выработана стратегия и тактика выхода на мировой уровень посредством биатлона. Когда только начали строительства комплекса, было много вопросов к руководству округа, со стороны людей сквозило неверие в проект, как они считали, некнижных Нью-Васюков. Но если Филипенко за что-то брался, он обязательно доводил дело до конца, поскольку верил в перспективу.  

                              

Майгуров 5

(Виктор Майгуров и Александр Филипенко)

И она сработала на все сто, поскольку биатлон стал эдаким локомотивом, который потащил за собой весь округ и его столицу. Интеграция Ханты-Мансийска в мировой биатлон потянула за собой развитие строительной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, увеличилось количество рабочих мест, объектов досуга и творчества, спортивных сооружений иного профиля. Регион словно вздохнул свежего воздуха, преобразился кардинально. Лет 20 назад вряд ли кто-то из не живущих на Югорской земле вообще смог бы правильно произнести название — Ханты-Мансийск, хотя этот край добывает около семи процентов от всей мировой добычи нефти. Когда я туда приехал, как тогда говорилось — с Большой Земли, в 1994 году на весь город было всего два каменных здания и ни одного светофора. Сейчас такой антураж столицы Ханты-Мансийского автономного округа даже трудно представить.

  (Ханты-Мансийск 20 лет спустя)

Майгуров 6

ЗА БЕЛАРУСЬ В РАМКАХ СССР

- Перед переездом в Ханты еще на заре суверенитета вы начали выступать за сборную Беларуси и даже представляли нашу страну на Играх в Лиллехаммере. Почему пришли и почему ушли?

- В 1989 году жил в Свердловске, тренировался у Владимира Капшукова — вместе с будущим главным тренером сборной Беларуси и олимпийским чемпионом Александром Поповым. В то время Владимиру Владимировичу поступило предложение переехать в Минск, и он нас с Александром позвал с собой. Были предоставлены определенные гарантии и обязательства по бытовым условиям. И все они были выполнены. Нужно понимать, что в то время еще существовал Советский Союз, и мы не страну меняли, а просто переезжали из одной республики в другую. Это уже когда парад суверенитетов начался, стало понятно, что нам предстоит выступать уже в другой национальной команде. Саше предоставили квартиру в Минске, мне выделили жилье в Молодечно. И это нормально — Попов все-таки Олимпиаду выиграл, у меня такого результата не было. Я и сейчас категорически против того, чтобы каким-либо перспективным юниорам выделяли крупные материальные блага. К чему им после этого стремиться-то? А вообще в Беларуси было золотое время для меня, хотя и на чемпионате мира, и на Олимпиаде в Лилехаммере мы занимали обидные четвертые места. Все равно с удовольствием его вспоминаю.

- Чего ж тогда уехали?

- Вообще-то я на родину вернулся. Туда, где был мой дом, моя страна. К тому же на заре суверенитета биатлонная структура управления в Беларуси еще не была так развита, как сейчас. Это тоже стало фактором того, что я ответил согласием на предложение вернуться в Россию. Единственным условием тогда поставил включение меня в национальную сборную. И это условие было выполнено.

- То есть, переход получился безболезненным?

- Как сказать... Белорусы вообще-то не хотели меня отпускать. Понятное дело — пять лет в меня вкладывали средства на подготовку, наш эстафетный квартет уже сложился в сильную единицу. Но жизнь взяла свое, и я вернулся на родину.

           

Майгуров 7

(Виктор Майгуров в Солт-Лейк-Сити)

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТСТВО ДЛЯ РОССИИ

- Вы тем, как сложилась ваша биатлонная карьера, удовлетворены? Содеянное соответствовало мере таланта? Или что-то вы не досказали?

- Полагаю, что я вполне состоялся как спортсмен и показал максимум от своих возможностей и дарований. И я бы закончил с биатлоном раньше, после Игр в Солт-Лейк-Сити, если бы мой родной Ханты-Мансийск не получил право принять у себя чемпионат мира 2003 года. Ради него я потерпел, и мое расставание с большим спортом произошло именно на "мире" перед своей публикой.

  (Виктор Майгуров в ипостаси спортивного функционера)

Майгуров 8

- После завершения спортивной карьеры вы постепенно свернули на стезю государственного чиновника. Возглавили спорткомитет округа, затем стали министром спорта. Получается, соискание поста первого вице-президента ИБУ — логичное продолжение избранного пути?

- Ну, в общем, так оно и есть. Последние три год очень активно работал в Союзе биатлонистов России с командой тогда еще президента СБР Михаила Прохорова, четыре года трудился в техкоме ИБУ. Хорошо узнал эту международную структуру, узнал людей, вписался в систему взаимоотношений. Меня там тоже знали, видимо уважали, поэтому выдвижение на пост первого вице-президента ИБУ ни у кого никакого отторжения не вызвало. Тем более, в СБР этот вопрос активно обсуждался, прорабатывался. Естественно, никакой стопроцентной уверенности не было, но мы решили попробовать.

- Получается, россиянин сменил россиянина: Майгуров вместо Кущенко...

- Да-да-да! А Кущенко в свое время сменил Тихонова. Это наша доля такая — первое вице-президентство. А если серьезно, то страна здесь значения не имеет, ныне на эту должность претендовали четыре кандидата из разных государств.

- В борьбе за высокий пост международного спортивного функционера вы обошли по голосам, в том числе, и нашего Сергея Булыгина. На ваших добрых отношениях это не сказалось?

- Нет, конечно. Это же выборы. Все понимают, что сегодня выбрали, например, тебя, а завтра выберут его. Никаких обид.

ПРИНЦИП КАЛИНЫ  

- Как вы лично и как российский функционер относитесь к периодическому появлению в составе нашей сборной ваших соотечественников и соотечественниц, решивших сменить спортивное гражданство? На Беларусь зуба нет?

- А что тут можно поделать в случаях, когда спортсмен не востребован в родной сборной? Россия — страна большая, биатлоном в ней занимается много людей. А национальная команда отнюдь не резиновая. Даже включая второй, резервный, переменный и подползающий составы. Так что... Как спортсмен я этих ребят прекрасно понимаю. Поэтому нам очень важно на стадии отбора не пропустить ни одного таланта и всем дать возможность показать себя, реализоваться в биатлоне. И еще одно, что нам нужно сделать — это выстроить стройную юридическую систему переходов. Чтобы в ней все было четко прописано: кто, кому, при каких обстоятельствах и сколько должен компенсировать.

- История с переходом Калины в преддверии Олимпиады в Сочи наделала много шуму. Тот трансфер цивилизованным не получился?

- В конце концов, после зимних Игр Россия и Беларусь этот вопрос урегулировали, тему Насти закрыли. Эмоции в этом деле, конечно, превалировали, все-таки псковский регион вложил в подготовку Калины много средств, как в спортивном, так и в бытовом плане. При переходе в другую сборную никто же ключи от предоставленной квартиры в Пскове не возвращает, верно? Обычно все уносят с собой.

- Сейчас та ситуация воспринимается как буря в стакане воды. Со времени выступления за белорусскую команду Настя выше 50-го места в гонках Кубка мира не поднималась.

- Тогда это был принципиальный момент. Не должно быть такого, что спортсменка уже тренируется у соперника, а мы узнаем об этом постфактум. Всегда нужно договариваться. Цивилизованно, спокойно, без камней за пазухой. И тогда даже самую запутанную проблему можно расшнуровать мирным дипломатическим путем. В последнее время и Беларусь, и Украина на конгрессе ИБУ постоянно выносили на голосование вопрос о сокращении "карантинного" срока с двух лет до одного года при переходе атлета из одной сборной в другую. Инициатива не была поддержана, но, видимо, тенденция переходов продолжится. Это жизнь, чего на нее обижаться.  

ВСЕ ХОРОШО, НО МОЖЕМ ЛУЧШЕ    

- Вы по своей новой должности уже смотрите на биатлон глазами космополита, глазами второго человека в международной федерации. Какие сейчас основные проблемы у вида спорта?

- Глобальных проблем у биатлона нет. Система отлажена, функционирует как часы, в ряду зимних видов спорта мы стоим очень крепко как по рекламодателям, так и по продаже прав на телетрансляции. Биатлон же очень простой для восприятия вид спорта, его с удовольствием посмотрит даже готовящая обед хозяйка на кухне. Но, конечно, при этом мы не должны останавливаться в развитии, нужно искать новые пути для продвижения продукта, мы обязаны позаботиться о юных спортсменах. В частности, со следующего сезона стартует юниорский Кубок мира — это три этапа плюс отдельный чемпионат Европы среди юниоров.

- В последнее время женскую сборную России отчетливо лихорадит: какие-то межличностные трения, постоянная смена тренеров, затяжная полоса отсутствия результата. Как получилось, что в стране с великими традициями прекратилось воспроизводство звезд? Причем синхронно с немецкой сборной, где также засбоил конвейер.

- Ну, сборная Германии все-таки начала в этом сезоне подниматься, какие-то результаты появились. Что касается российской команды, то мы сейчас свидетели ее переходного периода. Ольга Зайцева приняла решение закончить карьеру, еще неизвестно, вернется ли на трассы Ольга Вилухина. Сейчас в одном коллективе собраны представительницы слишком разных возрастов и такого же разного опыта. Вот и получается, что нет результата потому, что у кого-то лучшие годы уже позади, кто-то еще не набрал необходимого опыта, кто-то физическими кондициями не вышел ввиду юного возраста. Пока сплава нет, ударного кулака нет. Нужно перетерпеть эту затянувшуюся смену поколений, на это уйдет год-два. К Играм-2018 должны успеть подготовить конкурентоспособную женскую сборную.  

ЕДИНСТВЕННАЯ    

- Даша постепенно становится биатлонным именем. Дарья Блашко стала в Раубичах двукратной чемпионкой мира среди девушек, ваша Дарья Виролайнен уже дважды становилась второй на этапах Кубка мира, что уж говорить про нашу Дашу Домрачеву. Как полагаете, если бы воспитанница няганьской лыжной школы осталась выступать за Россию, ее регалии были такими же?

- Далеко не факт, что в сборной России она стала бы той Домрачевой, которую ныне знает весь мир. В белорусской команде она тренировалась спокойно, планомерно, без огромного количества различных отборочных стартов, через которые нужно просеять сотни таких, как она. И никуда от такого количества соревнований не деться, поскольку страна у нас огромного масштаба. Иначе мы просто не сможем посмотреть в деле всех заслуживающих внимания людей.  

 

Майгуров 9

(Виктор Майгуров прививает подрастающему поколению навыки стрельбы из пневматики)

Даше же больше подошла "оранжерейность". Понятно, что конкуренция — штука хорошая, но она должна быть в меру. Лично я очень рад за Дашу, рад, что в период перехода во взрослый спорт она попала в хорошие руки, что сумела раскрыться, как прекрасный цветок. Но это и нам сигнал, что нельзя проходить мимо талантливых детей. Не надо лениться, их надо искать по школам, давать в руки пневматические винтовки и анализировать детские результаты, чтобы потом не разводить руки в стороны.

- Получается, Россия в 2005 году совершенно не разглядела, какой бриллиант держала в руках волею судеб? Иначе все сделала бы, чтобы оставить минчанку под своим флагом.

- Наверное, вы правы. Именно не разглядела. Не разглядела одну-единственную в ряду 10-15-20 девчонок, показывавших на тот момент примерно одинаковые результаты. Это как раз яркое дополнение к моим словам о необходимости точечной ювелирной работы с детьми и резервом. Не ленту биатлонного конвейера контролировать нужно, а заглянуть в глаза каждому ребенку.

 

Майгуров 10

(Виктор Майгуров: Россия не разглядела одну единственную среди 10-15-20 таких же девчонок

- В чем, по-вашему, разгадка биатлонного феномена Дарьи Домрачевой?

- В первую очередь, у нее выдающиеся функциональные возможности. У каждого человека есть свой предел, у Даши, похоже, его еще никто не обнаружил. Но на одной природе все равно далеко не уедешь, и в нашем виде спорта нужно еще умение метко и быстро стрелять. В последнее время Домрачева существенно добавила в этих компонентах, и ее результаты сразу же поднялись на порядок. И еще очень важное — у нее есть голова на плечах. Очень светлая голова для грамотного анализа побед и, главное, поражений.

- То есть, что мы имеем в качестве разгадки ее феномена: ноги, глаза, голова?

- Чуть иначе. Голова, ноги и глаза — именно в такой последовательности.

- Последний вопрос — про перспективы "Раубичей". Скажите, как первый вице-президент ИБУ, на что в ближайшее время может рассчитывать наш комплекс?

- Календарь этапов Кубка мира уже весь расписан вплоть до 2018 года. Так что заявка "Раубичей", если таковая поступит, выпадет на более поздние даты. Что касается чемпионатов мира, то выборы арены для 2019 года уже прошли, а выборы хозяев чемпионатов мира 2020 и 2021 годов состоятся осенью 2016-го. Насколько я осведомлен, белорусская сторона планирует заявку "Раубичей" на эти "миры". А пока в качестве затравки — почему бы после хорошо проведенного чемпионата мира среди юниоров белорусскому комплексу не принять этап юниорского Кубка мира?  

Сергей ВЕРСОЦКИЙ  

Источник: http://www.pressball.by/pbonline/other/80689