14 мин.

«По матчасти уже никуда не гожусь, но могу дать репортажу другое». Черданцев больше не любит комментировать и постепенно перестает

На ютуб-канале Sports Интервью недавно вышло большое интервью Георгия Черданцева, вышло ярко и шумно – до вас наверняка долетели цитаты о том, сколько зарабатывает комментатор.

Некоторые наши читатели больше любят текстовый формат – и для вас тоже все готово, держите! Мы выбрали главное.

Почему заработок под миллион – мало

Доход Черданцева – 600-800 тысяч рублей на «Матч ТВ» в месяц, а миллион. Георгий ответил, что может зарабатывать больше, но откладывать все равно не получается. Вот как он объяснил это и свое отношение к деньгам Александру Аксенову:

– Ты не забывай о том, что я не комментатор на «Матч ТВ». Могу больше заработать, могу – меньше. Это зависит от количества эфиров, насколько хорошо я делаю программу и насколько хорошо в ней продается реклама. Если она продается хорошо, я могу заработать больше, плохо – я зарабатываю меньше. Но комментаторская ставка к этому не имеет вообще никакого отношения, она значительно меньше.

Я все трачу. Не зарабатываю такие деньги, чтобы откладывать. Послушай, я единственный снабженец в семье. У меня нет уже ни дедушек, к сожалению, ни бабушек. Я содержу родителей на протяжении многих лет. Им нужен уход, в прямом смысле слова.

Поэтому да, чем ты больше зарабатываешь, тем ты больше тратишь. Это вполне разумно. Вот я видел, у тебя Саша Кержаков про 200 тысяч рублей рассказывал, это сложно, когда футболисты проходят этот период и начинают меньше зарабатывать. Потому что ты привыкаешь к одним расходам, а в какой-то момент тебе приходится переходить на уровень ниже и тратить меньше, чем ты привык. Поэтому если я могу позволить себе куда-то полететь бизнес-классом, я полечу бизнес-классом. Не буду откладывать. А когда я не смогу себе этого позволить, значит, мне очень просто вернуться в те времена, когда я ничего не зарабатывал.

Более того, я считаю, что зарабатываю мало. Я зарабатываю до смешного мало. С моим опытом работы, статусом и тем количеством рекламы, которое генерит в том числе программа, конечно, надо сравнивать с европейскими коллегами. Если это все в евро пересчитать, ну это будет вообще... Сравнить с доходами футболистов второго дивизиона.

– Ты часто говоришь про Англию, но это разные немного рынки.

– Нет, не разные.

– Сколько ты должен или мог бы зарабатывать в соответствии с твоим представлением о своем статусе?

– Я могу сказать, что мой коллега в Италии, который ведет подобное шоу, имеет контракт на 500 тысяч евро в год – это 40 миллионов рублей. Только за программу. В принципе, я не понимаю, почему у нас такое уничижительное отношение к зарабатыванию денег.

Та самая ипотека (которой давно нет) – реальный ужас, семья еле сводила концы

С начала пандемии Черданцев летает только бизнес-классом:

«Чтобы не было скопления. С коронавируса я вообще экономом не летаю. Лучше вообще не полечу. Если я вижу, что по деньгам дороговато, я тогда просто отменяю поездку или на машине. По работе я не могу отменить, но если это какая-то коммерческая поездка, в райдере указываю бизнес-класс. Когда комментирую матчи, у меня эконом, но я доплачиваю сам и лечу бизнесом», – поясняет Черданцев.

В разговоре с Черданцевым о деньгах нельзя было не вспомнить долларовую ипотеку, которую комментатор взял в 2008-м:

«Считаю, что это грустный случай. То, что какие-то придурки на эту тему шутят, я вообще не понимаю. Они просто не были в этой ситуации, и я не понимаю, чего дразниться по этому поводу.

Я не работаю на «Матч ТВ» и в «Газпром-медиа холдинге» только потому, что мне надо гасить ипотеку. Это никогда не было мотивацией. С таким же успехом я мог пойти работать куда угодно, на Окко или Первый канал. Это вообще не имеет никакого отношения к делу, это не мотивация.

Я взял долларовую ипотеку, потому что дешевле было. Я посчитал, процент в долларах был меньше, чем в рублях. Но поскольку это было до кризиса, я и попал на расходы в два раза больше при тех же рублевых доходах. У меня просто вдруг платеж вырос в два раза.

Моей жене пришлось с грудным ребенком на полставки работать, потому что мы бы тогда просто не свели концы с концами. Но я не вижу здесь ничего смешного.

Георгий не скрывает: понемногу он перестает быть комментатором и уже не вывозит по матчасти. Но они знает и свой козырь

Черданцев признал, что отчасти он больше не любит комментировать. Георгий подтвердил, что сдал в плане матчасти, но объяснил, в чем точно лучше остальных коллег.

– Отчасти, да. Это какой-то переходный период. Я прокомментировал больше 1000 матчей, причем это все игры очень энергозатратные. Это не какой-то там третий дивизион или ФНЛ.

Это вещи, которые требуют, во-первых, от тебя огромной энергетической отдачи. А во-вторых, обратного притока, в основном негативной энергии. Ты можешь не читать, не слышать, не замечать, но все равно это есть, к тебе это как-то долетает. И в какой-то момент эта энергия зла становится физически ощутимой. И ты перестаешь получать от этого всего удовольствие, потому что зачем погружаться в это болото, смысл в чем?

Я в этом ремесле 4 больших финала, которые только есть в жанре, отработал: финалы чемпионата мира, чемпионата Европы, Лиги чемпионов, Кубка УЕФА. Ну что еще?

Для того, чтобы не допускать ошибок и оговорок, нужно в этом вариться 24 часа в сутки. Но у меня куча других интересных вещей, которыми мне хочется заниматься. Ну вот книгу написать, какие-то другие проекты поделать, делать телевизионные программы, поснимать фильмы, которые я снимал перед чемпионатом Европы.

Конечно, за знанием матчасти, за инфополем не угнаться. Поэтому я и говорю, что я потихоньку из профессии выхожу.

Понимаешь, болельщик все и так знает лучше меня. Но я вам дам то, что не даст вам никто другой. Ну может быть кто-то еще даст, я про себя говорю. Я вам дам эмоции, гарантирую, что вы не уйдете от экрана телевизора, даже если матч будет средней паршивости. Ну если это топовый матч уровня Лиги чемпионов или финал Кубка России, я вам говорю, что отработаю так, что вы не уйдете.

Поэтому, наверное, я могу где-то ошибиться. Наверное, что-то там не знаю, упустил. Наверное, в матчасти я уже никуда не гожусь, по сравнению с тем, что было сколько-то лет назад. Но я зато могу дать репортажу то, что не может дать кто-то из коллег, кто полностью на 100% в этот материал погружен. Ну и что?! Блин, любой человек может про любого игрока прочитать в интернете. Какая разница, что я тебе про Кепу скажу? Ты сам ткнешь и прочтешь. Не в этом смысл. Сейчас от репортажа требуется совсем другое. Хотя бы, ну мне кажется, главная составляющая это эмоции. По сути, ты превращаешься в человека-конферанс. Ты конферансье.

Черданцев сделал так, что ему теперь приятно смотреть на себя в зеркало: убрал мешки, расправляет зубы – это дорого

Чтобы круто выглядеть в кадре, Черданцев убрал мешки под глазами:

– Просто взял и сделал операцию, потому что желаю работать в кадре. Это часть профессии, это неизбежно – ты должен прилично выглядеть. Это было зимой, футбола у нас нет – подходящий момент. Выбыл из строя на месяц.

А у мешков моих нет никакой иной природы, кроме природы – это моя физиология. Это не недосып, не чрезмерное употребление алкоголя, просто в какой-то момент накапливается жир, который у любого человека избыточный. Я более-менее за питанием и за своим образом жизни слежу, особенно с возрастом, потому что уже невозможно переносить какие-то нагрузки. Одно дело, когда тебе 20 лет, а другое – когда 50.

Это абсолютно осознанная история. Здесь просто нужно было убедить себя самого: «Да, мне это нужно. Да, я хочу выглядеть прилично.

– Сколько стоит?

– Стоит недорого, потому что мне делал хороший знакомый, большой любитель футбола – сделал со скидкой и так далее. Но самое главное – вот (показывает брекеты – прим. Sports.ru). Мешки – это ладно. А вот это решение, к которому я шел много лет. Вот здесь дело вообще было не в эстетике. Правда, история с зубами стоит очень дорого.

– Прости, что перебиваю. Мешки – 200 тысяч?

– Нет, меньше. В больнице по прейскуранту это стоит меньше 100 000 рублей. Ну это не миллионы, короче говоря. А зубы там другая совсем история. Это вопрос исключительно здоровья.

Из-за неправильного прикуса у тебя годами разрушается костная ткань – неправильно жуешь, и все мышцы лица перекошены. Я даже заметил у меня нижняя губа начал уезжать вниз.

Вот три месяца с брекетами хожу, рот встал на место. Мне просто нарастили зубы до того размера, какие они были в юности. Со временем все стерлось, а сейчас пришло в норму, и мышечный аппарат привыкает к тому, как это все должно работать.

А плохое последствие в моем конкретном случае – это просто выпадение зубов. Костная ткань под зубами стирается из-за неправильной нагрузки – и все.

– И суммарный бюджет?

– Ну, дорого, очень дорого. Я даже говорить не буду.

– Больше миллиона?

– Это дорого. Есть какие-то моменты, которые тебя лично начинают угнетать. Ты вот с утра смотришь в зеркало и понимаешь: «Бесит, ну просто бесит».

Мне просто приходилось во всяких переделках бывать, и мне передний зуб выбили практически. Я тупо проворонил прямой удар, и зуб у меня ушел – реально вбили внутрь. А я ж не знал, что на телевидении буду работать, поэтому хорошо бы иметь ровные зубы. Тогда просто не было таких технологий, чтобы поправить. Я всю жизнь ходил с неровными передними зубами.

А сейчас смотрю в зеркало, и мне приятно.

Программа «После футбола» – пока на троечку. Но лучше сейчас сделать очень сложно

Черданцев оценил свою программу «После футбола» и сравнил ее с передачей, которую делает Линекер:

– По пятибалльной – ну такая твердая троечка. Понимаешь, это не то, что я хочу. Я не вижу того, что я хочу, по целому ряду причин. Не все зависит только от меня.

По идее, это должна была быть флагманская программа о российском футболе. Она такой не является, потому что есть канал «Матч Премьер», есть программа «Все на Матч». Ну не может программа «Все на Матч» в течение дня не показывать голы из тура. Есть интернет. То есть тот эксклюзив, который был у программы «90 минут Плюс», когда еще не было интернета, не было обзоров, не было такого засорения, я бы даже так сказал, всеобщего пространства... Каждый сайт в интернете сейчас фактически имеет видеонарезку матчей.

Чего не хватает по содержанию? Да всего вместе не хватает. Можно делать лучше, короче.

– А как быть? Ты же получаешь в том числе из-за того, что к тебе приходят гости, с которыми ты аккуратно, любезно разговариваешь. 

– Ну, кстати, по поводу программы я не понимаю, в чем может быть критика и ненависть. Вы хотите, чтобы к вам пришел гость – и облить его в интернет-стиле ведром говна? Это просто вообще неправильный подход.

– Нет, я про содержание.

– Да отличное содержание. В том-то все и дело, что программу «После футбола» никто не смотрит из тех, кто ее цитирует.

– Что бы ты поменял сейчас?

– Ну это невозможно. Это должна быть эксклюзивная программа канала о футболе в плане видео. Но это невозможно на нашем канале в силу нашей специфики. Почему шоу Линекера эксклюзивное? Потому что канал, на котором он работает, не показывает в таком объеме и говорит о футболе такое количество времени до того, как он вышел в эфир.

Тот разговор с Черчесовым: нормально ли, что тренер сборной угрожал Казанскому?

В разговоре вспомнили то самое интервью Станислава Черчесова, когда он отвечал на вопросы про «золотой актив» и сказал Денису Казанскому, что может дать в табло. Черданцев советует задавать вопросы так, чтобы в табло не получить:

– Ну это было не в эфире. А то, что не в эфире – не в эфире. То, что в раздевалке, остается в раздевалке. Если бы мы видели в футболе все, что происходит в раздевалке, у вас бы волосы дыбом на голове встали. Этого не должно было прозвучать в эфире. А то, что оно произошло в эфире, это пускай Денис со Станиславом Саламовичем сами разбираются. Я здесь при чем? Это к эфиру не имеет вообще никакого отношения.

– Но может ли главный тренер сборной России так себя вести?

– Слушай, мне кажется, что мы живем в таком мире, где уже нет вообще никаких правил. По мне, баттл «Спартака» и ЦСКА (в твитере) – это вообще за гранью. Но это происходит в нашем мире.

Ну и что? Тренер собирательным образом сказал: если будете задавать дурацкие вопросы, получите в табло. Значит, идя на интервью, ты должен быть готов. Значит, сформулируй вопрос так, чтобы тебе не дали в табло.

– Я почему спрашиваю. Ты впрягаешься постоянно за начальство, за тех, кто повыше, за тренера сборной России. И тут это выглядит точно так же.

– Мне все равно, как это выглядит. Я имею свое мнение по любому вопросу и готов его высказывать. Другое дело, потому что Денис мой товарищ, и мы много времени провели вместе, я не могу тебе сказать, что поступил бы так же на месте Черчесова. Ставлю многоточие.

Дело не в том, что ты должен кого-то защищать, отмазывать. Черчесов такой человек, что вообще ни в чем не нуждается. У него все нормально, он сам от кого угодно отмажется. Это в мои задачи не входит. Я просто стараюсь понять мотивацию людей и либо поддерживаю ее, либо нет.

Неизвестный конфликт Черданцева с «Матчем» в самом начале: он взбесился из-за проб и не поехал. Поэтому долго не вел «Все на Матч!»

Черданцев стал вести «Все на Матч!» недавно, но он мог это делать с самого начала. Когда нужно было провести тестовый эфир, Георгий выбрал день рождения сына.

– Я просто сказал, что мне не столько лет, чтобы трактоваться (проводить пробный эфир – Sports.ru). Я в отличие от тех, кто трактовался, 10 с лишним лет проработал в различных эфирах федерального ТВ в том числе, и ехать на тракт в 7 часов утра в день рождения сына, я считаю не самой лучшей идеей. И не поехал.

(После записи интервью Черданцев уточнил: «Я заранее попросил не ставить меня 28 числа. Сказали ок, но поздно вечером 27-го прислали расписание: тракт строго в то время, когда я у ребенка на дне рождения. Мне говорят: «То есть трактоваться ты не будешь?» Я сказал, что раз так стоит вопрос, то не буду. На этом и расстались»).

И меня отстранили. Я был в бешенстве, оскорблен до глубины души. Но я никогда не пользуюсь и ни разу не воспользовался опцией «звонок другу». Это было неприятно, но я съел. Сделал свой выбор, потому что я считаю, что есть вещи во взаимоотношениях между руководством и подчиненным, в творческом коллективе особенно, которые не должны выстраиваться таким образом. Так нельзя.

– Кто тебя отстранил?

– Билан (Наталья Билан – бывший главный продюсер «Матч ТВ»).

– И в каких вы были потом отношениях?

– Ни в каких, в рабочих. Работать же надо, уволиться что ли. Я просто занимался своими делами, мы редко пересекались. Как-то жизнь была устроена, что я ничего не просил, а мне ничего не давали особенно. Но был не самый, с творческой точки зрения, яркий период. Он закончился и слава богу.

«Ненавижу Sports.ru, но читаю только его». За два месяца до ухода с «Матч ТВ» Наталья Билан поговорила с Головиным

Фото: Instagram/cherdantsev71